Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Господдержка инновационной деятельности. Закон РК о господдержке ИД (2006)




Виды интеллектуальных прав

Правовое регулирование инновационной деятельности. Авторское право. Патенты и лицензирование интеллектуальной деятельности

Авторское право

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Смежные права

Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания..

Патентное право

Патентное право — система правовых норм, которыми определяется порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (часто эти три объекта объединяют под единым названием — «промышленная собственность») и селекционных достижений путем выдачи патентов.

Права на средства индивидуализации

Группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.

Право на секреты производства (Ноу-хау)

Секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

 

Закон

Республики Казахстан

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) инновация — результат научно-технической деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) или технологии, обладающий качественными преимуществами при использовании в практической деятельности по сравнению с применяемыми аналогами и имеющий экономическую и (или) общественную выгоду;

2) инновационный грант — бюджетные средства, предоставляемые на условиях, предусмотренных договором об инновационном гранте для выполнения опытно-конструкторских работ и (или) рисковых исследований прикладного характера, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта интеллектуальной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях, приобретения инновационных технологий;

3) институты инновационного развития — юридические лица, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерного общества для поддержки инновационной деятельности;

4) комплекс мер инновационного развития — мероприятия по созданию условий для реализации инновационных проектов институтами инновационного развития;

5) инновационный проект — комплекс мероприятий, направленных на внедрение инноваций и предусматривающих инвестиции, а также реализуемых в течение определенного срока времени и имеющих завершенный характер;

6) инновационная инфраструктура — совокупность организаций, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности;

7) инновационная деятельность — деятельность, направленная на реализацию инновационного проекта;

8) субъекты инновационной деятельности — физические или юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;

9) приобретение инновационных технологий — процесс передачи прав на использование инновационных технологий от правообладателя субъектам инновационной деятельности;

10) поверенный — юридическое лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет грантодателя и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с предоставлением инновационных грантов;

11) технологический парк (далее — технопарк) — юридическое лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, на которой создаются благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности посредством формирования и развития эффективной инновационной среды;

12) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и координацию в области инновационной деятельности.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности

1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

Статья 3. Цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

1. Целями реализации государственной поддержки инновационной деятельности являются:

1) развитие инновационного потенциала Республики Казахстан;

2) увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта;

3) содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий.

2. Принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:

1) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности;

2) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки инновационной деятельности;

3) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационной деятельности;

4) прозрачность процедур государственной поддержки инновационной деятельности.

Статья 4. Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:

1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

2) определение приоритетов инновационного развития;

3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

4) повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств;

5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

6) международное сотрудничество и привлечение инвестиций в сферу инновационной деятельности, включая приобретение инновационных технологий;

Статья дополнена подпунктами 7 - 10 в соответствии с Законом РК от 30.03.09 г. № 146-IV

7) переориентация производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов;

8) создание условий для внедрения инноваций;

9) информационная поддержка и популяризация инновационных достижений;

10) создание условий для обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных проектов.

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

Статья 5. Формы государственной поддержки инновационной деятельности

1. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется субъектам инновационной деятельности, осуществляющим разработку, внедрение отечественных инноваций и приобретение инновационных технологий.

2. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих основных формах:

1) предоставление инновационных грантов субъектам инновационной деятельности;

2) финансирование через институты инновационного развития комплекса мер инновационного развития;

3) финансирование инновационных проектов на возвратной основе с возможностью возврата либо выкупа сумм финансирования по первоначальной стоимости;

4) обеспечение проведения государственной научно-технической, экономической и, при необходимости, экологической экспертизы инновационных проектов.

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.)

Статья 6. Компетенция государственных органов в сфере инновационной деятельности

1. Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области инновационной деятельности;

2) определяет приоритетные направления инновационной деятельности;

3) организует разработку государственных программ, направленных на развитие инновационной деятельности;

4) утверждает правила предоставления инновационных грантов и представления отчетов о мерах, принятых по внедрению объектов интеллектуальной собственности;

5) утверждает правила проведения государственной научно-технической, экономической и экологической экспертизы инновационных проектов, претендующих на получение инновационных грантов;

6) принимает решение о создании технопарков;

7) утверждает комплекс мер инновационного развития;

8) утверждает перечень институтов инновационного развития;

Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

2. Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;

2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности;

3) разрабатывает государственные программы, направленные на развитие инновационной деятельности;

4) разрабатывает правила предоставления инновационных грантов и представления отчетов о мерах, принятых по внедрению объектов интеллектуальной собственности;

5) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию инновационной деятельности;

6) разрабатывает в соответствии с законодательством Республики Казахстан проекты нормативных правовых актов по стимулированию инновационной деятельности;

7) выделяет инновационные гранты;

8) утверждает форму типового договора об инновационном гранте;

9) проводит мониторинг реализации и оценку эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых инновационных грантов;

10) разрабатывает комплекс мер инновационного развития;

11) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития;

12) разрабатывает перечень институтов инновационного развития;

13) определяет порядок работы экспертных советов, созданных при технопарках;

14) создает условия для развития международных связей в области инновационной деятельности;

Пункт дополнен подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

3. Иные центральные исполнительные органы:

1) обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;

2) реализуют в пределах своих полномочий государственные, отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности;

3) по согласованию с уполномоченным органом вносят предложения в Правительство Республики Казахстан по созданию технопарков в отраслях, отнесенных к компетенции соответствующих исполнительных органов;

Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

4. Местные исполнительные органы:

1) разрабатывают, реализуют в пределах своих полномочий региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности, и обеспечивают им правовую, организационную и иную поддержку;

2) предоставляют земельные участки для создания технопарков в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Пункт дополнен подпунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

5. Местные представительные органы в пределах своих полномочий утверждают региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности.

Закон можно найти на сайте: http://www.zakon.kz/70546-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-23-marta.html

 

11. Прогрессивные производственные технологии: признаки, характеристика.

 

Понятие производственной технологии

Понятие "ТЕХНОЛОГИЯ" - трактуется в практике общения людей неоднозначно и

имеет различное толкование. В переводе с греческого ("ТЕХНОС") технология

определяется как искусство, мастерство, умение, плюс логика, иначе

совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред.

Технологией также называют сами ОПЕРАЦИИ добычи, переработки,

транспортирования, складирования, сбережения, передачи прав владения,

продажи и т. п., которые являются частью производственного процесса.

В зависимости от этого, то есть от возможности использования продукта

потребителем, различают три их вида:

* ПРОДУКТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ (ПМ);

* ПРОДУКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ (ПЭ);

* ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (ПИ).

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - основной научный метод изучения сложных систем, к

которым относятся производственные технологии.

Характерными признаками сложных систем являются:

* сложность моделей процессов;

* большая размерность задач управления;

* иерархичность структуры;

* агрегирование частей;

* множественность связей элементов;

* неопределенность состояний;

* чувствительность к помехам (отклонениям).

ПРОГРЕССИВНЫЕ технологии в результате сравнения с аналогами по

совокупности их характеристик имеют передовые (наилучшие) экономические

показатели и отвечают (соответствуют) критерию полезности наилучшим образом.

Признак Виды технологий

1. Уровень сложности Простые, сложные

2. Область применения Научные, образовательные, производственные

3. Динамика развития Прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся, устаревшие

4. Потребность в ресурсах Наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие

5. Уровень описания Аксиоматические, профессиональные, НОУ-ХАУ

6. Качество переработки сред Низкого, среднего, высокого уровня

7. Назначение Созидательное, разрушительное, двойного назначения

8. Приоритеты создания Первичная, конверсионная

Важнейшие показатели, характеризующие эффективность технологий, различны,

но среди них с точки зрения предпринимателя наиболее распространены

следующие:

* удельный расход сырья, полуфабрикатов, энергии на единицу продукции;

* количество полезного вещества (продукта), извлекаемое из единицы сырья;

* качество и экологическая чистота готовой продукции (работ, услуг);

* уровень производительности труда из расчета на реальную загруженность

персонала;

* интенсивность;

* затраты на производство;

* себестоимость продукции (работ, услуг);

* безотходность технологий.

 

12. Зарубежный опыт управления инновациями: США, Западная Европа, Австралия, Япония, Южная Корея

Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется пример, но в следующих пропорциях: 35% – из федерального бюджета (около 200 млрд. дол. США); 60% – за счет собственных средств производственных компаний; 5% – из средств правительств штатов, органов местного самоуправления. Университеты, колледжи и частные неправительственные организации участвуют в финансировании НИОКР на уровне 5 $6 %. Для системы государственной поддержки инноваций в США в последнее время характерно распределение программноцелевого подхода. Около 75% НИОКР в аэрокосмической промышленности производится на государственных ассигнованиях. Научные исследования на производство новых материалов на 35% финансируются государством. го инвестора НИОКР. Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше

5 млрд. долл. из государственных средств и 935 млндолл. – из средств частного сектора. К основным формам поддержки относятся:

• специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

• займы по линии государственной поддержки инноваций;

• государственные финансовые вложения;

• создание разветвленной сети венчурных фондов;

• финансирование изсредств частного сектора и др.

 

Европейские

страны с начала 1990$х годов

активно стимулируют инновационное предпринимательство Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний. Государственная поддержка инновационных процессов в странах Западной Европы направлена в основном:

• на стимулирование инновационных процессов;

• поощрение сотрудничества университетов и межфирменной кооперации;

• совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности;

• совершенствование информационных услуг;

• совершенствование антимонопольного законодательства.

Большая часть финансирования инновационных процесс приходится на так называемое косвенное финансирование, к которому относятся:

• выделение субсидий(вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;

• развитие системы венчурного финансирования;

• развитие фондовых рынков;

• укрепление институциональных (пенсионных) фондов;

• содействие частным инвестициям («бизнес-ангелы»);

• развитие сферы образования;

• подготовка профессиональных и управленческих кадров;

• формирование управленческих консультационных фирм;

• создание научнотехнических информационных центров;

• разработка иммиграционного законодательства

ЯПОНИЯ

В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует правительство Японии. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Инновационное предпринимательство Японии не получает большой помощи на выделение финансирования промышленных НИОКР: на долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР. Но зато правительство принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений научно-технического прогресса. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний подрядчиков создаются науч ные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям» нацеленный на создание ученым разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. В Японии было выделено свыше 38 млрд. дол. США!

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Инновационная деятельность в Республике Корея финансируется и контролируется

правительством страны. Основная её задача – решение ключевых проблем экономики страны. Инновационный процесс можно условно разделитьна три направления:

• базовые общепромышленные технологии и НИОКР;

• создание технологий среднесрочной перспективы и среднесрочные НИОКР;

• НИОКР технологий следующего поколения

Промышленные компании вкупе с научно-исследовательскими центрами и институтами позволят обеспечить определенный прорыв в некоторых инновационных проектах. Крупные промышленные предприятия Казахстана способны осуществить долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на самые разнообразные потребности рынка, а также должны быть устойчивыми к дестаби лизирующему влиянию краткосрочных колебаний рынка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.