Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления персоналом в инновационном процессе




Механизм реализации РИС Волгоградской области.

Основные направления развития региональной инновационной системы Волгоградской области

На сегодняшний день в России наблюдается существенная дифференциация уровня социально-экономического развития, финансового, природно-ресурсного и научно-технического потенциала региональных экономик. Лишь немногие из регионов являются финансовыми донорами, другие же зависят от федерального бюджета. В связи с этим в последние годы одним из главных направлений государственной политики является преодоление такой дифференциации за счет развития экономически самостоятельных и «вытягивания» депрессионных регионов страны. При этом переход региональной хозяйственной системы к инновационному типу экономического развития представляется наиболее перспективным и результативным с точки зрения обеспечения как региональных, так и национальных интересов, способным стать тем направлением, которое позволит многим регионам и государству выйти из кризиса и совершить прорыв в экономическом развитии.

Реализация предложенного перехода автору представляется возможной на условиях построения слаженной системы взаимодействия цепи субъектов «государства – науки – бизнеса», объединенных термином «государственно-частное партнерство». В данном механизме задачей науки является предложение новых разработок; роль государства состоит в создании условий для всех участников (обеспечение безопасности, снижение рисков, предоставление гарантий, налоговых льгот и т.п.), контроле и финансировании инновационных проектов. Бизнес должен обеспечить эффективное управление и выполнение обязательств по финансированию инновационного процесса.

Использование института государственно-частного партнерства в инновационной сфере предусмотрено программой Минэкономразвития по созданию «Региональных фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере». Основной задачей формирования подобных фондов является финансирование малых высокотехнологичных компаний в регионах.

В 2006 году Волгоградская область выиграла конкурс Минэкономразвития на право формирования регионального венчурного фонда. В след за этим Администрацией области и МЭР был созван Попечительский совет и проведен конкурс на выбор Управляющей компании фонда. Формирование фонда предусматривает приобретение паев как государственным инвестором, так и частными инвесторами. Так из федерального и регионального бюджетов в фонд перечисляется по 70 млн. руб. (25%), итого 140 млн. руб., что составляет 50% средств фонда. В свою очередь Управляющая компания должна привлечь еще 140 млн. руб. (50%).

Также с целью реализации инновационного потенциала региона, разработки и осуществления эффективного механизма коммерциализации результатов научных и научно-технических исследований в 2005 году по инициативе Федерального Агентства по науке и инновациям РФ при поддержке Администрации области, Волгоградского Государственного Университета был создан «Волгоградский Центр Трансфера Технологий». Его учредителями выступили крупные предприятия области - ОАО «Волжский трубный завод», ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь», ОАО «Каустик», ОАО «Химпром», ОАО «ВЗТДиН». Центр является региональным представительством государственной некоммерческой организации «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». В данный момент Цент участвует в реализации проектов в области медицины, электроники, машиностроения, химических технологий и базового металлопроизводства.

Помимо этого Волгоградская область получила финансирование из федерального бюджета на создание сети бизнес-инкубаторов. В апреле 2009 года был запущен региональный бизнес-инкубатор в г. Волжском, целью которого поддержка субъектов малого предпринимательства на начальной стадии путем предоставления в аренду помещений, офисного оборудования, оказания услуг связи и т.п. В ближайшие годы запланировано создание еще нескольких бизнес-инкубаторов на территории области.

Координацию и комплексную поддержку работы бизнес-инкубаторов осуществляет Управление развития предпринимательства области. Благодаря его деятельности в 2008 году Волгоградская область выиграла конкурс на финансирование 17 проектов по программе «СТАРТ-08» «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

В 2009 на 24 марта уже победителями по программе «СТАРТ-09» Фонда содействия признаны 10 проектов. На их реализацию безвозмездно выделено по 1 млн. руб., направленных на освоение производства нового товара с использованием результатов научно-технологических исследований. Источник финансирования – средства федерального бюджета на науку.

Таким образом, исследование современных тенденций позволяет сделать вывод о том, что в последние годы государственная политика органов власти направлена на формирование национальной и региональной инновационных систем, включая развитие инфраструктуры и реализацию потенциала сектора высоких технологий. При этом действенным механизмом развития инновационного бизнеса является институт государственно-частного партнерства.

 

 


 

Специалисты отмечают, что управление персоналом в инновационной организации имеет ряд особенностей. К ним относится:

1) новизна и сложность работ участников инновационного процесса;

2) широкий диапазон характеристик личности творческих работников;

3) высокий риск инвестирования и неопределенности конечных результатов деятельности;

4) слабое информационное обеспечение инновационного процесса;

5) высокая доля банкротств венчурного бизнеса;

6) неопределенность параметров организации труда;

7) большая текучесть кадров среди научных работников и специалистов;

8) возможность получения большого дохода в случае успеха;

9) возможность реализации высших потребностей – вплоть до самоактуализации.

 

При рассмотрении проблем и факторов интенсификации научной деятельности специалисты, выделяют три группы работников, исходя из деления их по типам мотивации. К работникам первой группы относят подлинных энтузиастов, ученых классического типа, для которых процесс познания представляет самоценность и способ самореализации («романтики» науки).

Другая (наиболее распространенная) группа включает профессиональных и компетентных работников, трезво смотрящих на жизнь и организацию науки, ее роли в обществе. Они реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с зас­луженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Эта преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.

Третья группа научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, обеспокоенных достижением высокого положения в официальной структуре. Хотя это не предосудительно, но известно множество примеров извращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, причем использованию совершенно «вненаучных» методов достижения личных целей.

Зарубежные специалисты отмечают: материальные потребности играют у ученых важную роль среди других потребностей. Поэтому во многих наукоемких фирмах разрабатываются различные системы должностей и званий для научно-технического персонала. В фирмах Европы начинает активно использоваться американский опыт разграничения научных и научно-административных функций работников в сфере НИОКР. В связи с этим используются специфические схемы карьеры персонала с соответствующими системами окладов. Ряд отечественных ученых считает4, что в инновационном менеджменте следует заниматься персональным менеджментом (вместо «управления персоналом»).

Специфика инновационных процессов как объектов управления инновациями, предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера инновационной организации: 1) знания в области теории и навыки в сфере практики управления; 2) коммуникабельность и умение работать с людьми; 3) компетентность в области специализации инновационной организации.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.