Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность подойти к проблеме с разных сторон




Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.

Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:

В Интернете < http://znanija.com/task/15788006> читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.»

В сочинении этот фрагмент использован таким образом:

«Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него.

Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.

Н адежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»

Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося.

5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.

 

Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»

Критерий № 1 является одним из основных: зачет по данному критерию – обязательное условие выставления зачета за всю работу. Участник должен показать умение рассуждать на предложенную тему, выбирая убедительный путь ее раскрытия.

Выпускники в целом правильно понимают задачи, поставленные перед ними в итоговом сочинении. Первым шагом к их выполнению является осмысление сути темы и выбор адекватного пути ее раскрытия. Многие темы, предлагаемые выпускникам, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным является сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращается в той или иной форме к заданному вопросу. Нередко сама формулировка темы упоминается во вступлении и других частях работы. Автор сочинения как бы сверяется с темой по мере развития своих размышлений, подтягивает к ней отдельные части сочинения, отталкивается от нее в итоговом выводе. Для этого могут использоваться специальные фразы: «Задумался над этим вопросом», «Этот вопрос привлек мое внимание», «Нередко люди размышляют над вопросом», «Возвращаясь к заданному мне вопросу, хочу сказать…».

Выпускники в большей своей части понимают тему сочинения, умеют логично выстраивать рассуждение на заданную тему, обладают определенным литературным кругозором (к сожалению, он редко выходит за рамки школьного курса литературы).

Отметим, что в критериях оценивания нет требования соблюдения этических норм. Вместе с тем проверка работ позволяет сделать вывод о том, что выпускники придерживаются общепринятых нравственных ориентиров.

Так, в рамках открытого тематического направления «Дом» участники итогового сочинения опирались на набор символов: «очаг», «причал», «пристань», «гавань», «колыбель»; писали о ценности семейного уклада, о важности домашнего нравственного воспитания, о доме, защищающем человека от опасностей внешнего мира, о том, что дома человек может проявлять себя естественно, не притворяться, быть самим собой («Именно дом может «видеть», как развивается человек, почему меняется и с чем сталкивается на жизненном пути, а, значит, только это место могло бы полно и точно объяснить, что движет человеком. Но дом молчит, храня тысячи тайн. Как знать, может, именно за эту неразговорчивость и преданность мы любим свои дома»).

Ниже приведены характерные тезисы авторов сочинений в рамках направления «Путь»:

– «Самое важное на нашем жизненном пути – это в нужный момент принять правильное решение. Но как понять, какие последствия несет тот или иной выбор? Можно сказать, что в таком случае лучше спросить совета у своих близких, мол, им со стороны виднее, но на самом деле все показывает время»

– «Человек личностью не рождается. Он станет ей только тогда, когда вступит на собственный, особый путь. Но чем же он будет отличаться от других людей? Тем выбором, который был им сделан на каждой из развилок дороги жизни. И лишь потому мы уникальны, что постоянно решаем, как нам поступить. Судьба – это вера тех, кто не готов отвечать за свои поступки. Лишь люди сильные понимают, что жизненный путь – это ряд событий, который мы создаем сами в силу наших чувств и желаний».

В соответствии с вышесказанным можно выделить ряд положительных сторон сочинений при оценивании по критерию № 1.

«На мой взгляд, непременно стоит сказать о том, что труд, как и отдых, может рассматриваться не только как физическое состояние, но и как состояние души, поэтому следует изучить процесс чтения с обеих сторон и определить, какая же из них более весома.

Так, на прочтение романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир», безусловно, будет потрачено много сил и времени. Но ведь это произведение – нравственный учитель на века. И как приятно читателю видеть путь становления маленькой Наташи Ростовой <…> Раздумья над романом – это умственный труд. Но он не в тягость. Затраченные усилия стоят того, поэтому чтение – это отдых для души». (Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.