Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невнимание к формулировке темы




Непонимание темы

Частичное или полное несоответствие теме: корректировка, «дописывание» темы по своему желанию (частичная подмена темы), подмена темы вследствие невнимательного ее прочтения, отступления от темы

Ниже приведен фрагмент сочинения на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?». Его автор не дает ответ на предложенный вопрос, а лишь приводит заранее заготовленные примеры, не подкрепляя их собственными рассуждениями.

Передо мной тема сочинения, которая заинтересовала меня, это тема с направлением «Дом». Что дом может рассказать о своем хозяине? Я считаю, что абсолютно все, ведь человек сам создает интерьер дома и старается сделать все лучше и лучше, заменить что-то старое на новое, тем самым показывает свое небезразличие к жилищу. Соблюдая чистоту в доме, хозяин показывает чистоту своей души, любовь к месту, где он живет. Как говорится «Наш дом – наша крепость».

Итак в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание» автор описывает Петербург. Дома там желтые, хмурые и это говорит о том, что люди, живущие в этих домах, больны по-своему. В произведении так же есть описание комнаты Раскольникова. Мама Родиона сравнивает ее с гробом. То есть появляется ощущение тесноты. И другие герои живут на очень маленьких территориях. Например, Лизавета очень забита, у нее вообще не было своей комнаты. Она жила с сестрой.

В произведении Валентина Распутина «Прощание с матерой» автор очень трагично показывает прощание жителей деревни со своими домами перед их сожжением. Люди белят и красят дома, заборы, окошки. Вешают занавески, даже оставляют некую мебель, так как считают, что у домов, как и у людей есть душа. Все домики до отъезда жителей из деревни ухожены, то есть, можно сказать, что их хозяева были очень добрыми, заботливыми, простодушными людьми и относились к домам, как к членам своей семьи. Никто не хотел оставлять свои родные дома, отдавать их на растерзание. Можно сказать, что между хижинами и их хозяевами была неразрывная, духовная и моральная связь.

В сочинениях, которые не соответствуют выбранной выпускником теме или содержат значительные отступления от темы, как правило, типичной ошибкой является недостаточное внимание к формулировке темы, ракурсу постановки проблемы в заданном вопросе. Так, в теме «“Мой дом – моя крепость”?» выражение было поставлено в формулировке темы «под вопрос», что позволяло школьникам поразмышлять над проблемой, действительно ли дом человека должен являться его крепостью, или это не так.

Однако во многих сочинениях выражение «Мой дом – моя крепость» не подвергалось сомнению и являлось неопровержимым утверждением (выпускники даже забывали поставить вопросительный знак в формулировке темы), что искажало заданный темой ракурс проблемы. Ниже приведены фрагменты сочинения, в котором проявилось искаженное понимание темы:

«“Мой дом – моя крепость” – эти слова являются основополагающими в нашей жизни. Дом – это самое лучшее, что у нас есть. В родительском доме мы получаем все: воспитание, кров, любовь и счастье. Некоторые люди живут в своем доме всю жизнь, но иногда не все складывается так гладко. Порой приходится переезжать в другое место, при этом испытывая стресс. А иногда случается так, что свой дом приходится защищать. Причина тому — война. Во время войны защита своего дома – самое главное. (При потере родного дома у людей появляются нравственные чувства.) Возникает дух патриотизма. Яркий пример этому – роман Александра Александровича Фадеева “Молодая гвардия”».

Как видно из вступления к сочинению, автор работы не понял, что ключевое слово темы не слово «дом», а слово «крепость», то есть такое место, где человек может чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому дальнейший пересказ эпизодов романа о борьбе молодогвардейцев с фашистами уводит автора сочинения от темы и подводит к выводу: хотя герои романа «теряют своих товарищей в бою, но все равно стоят горой за свой родной дом» (то есть не дом защищает человека, а наоборот).

Кроме того, в сочинении выпускник пытается на примере романа «Капитанская дочка» показать, что дает человеку родной дом. Но при этом обучающийся словно забывает, на какую тему он пишет сочинение: «Самое главное, что мы получаем в родном доме, – это нравственное воспитание. Без него будет очень сложно жить. Воспитание есть внушение человеку правильных мыслей. В повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев уезжает из родного дома. При этом отец строго наказывает ему: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Эти слова становятся нравственным ориентиром на всю его жизнь. Свято помнит он наказ отца. Петр смело защищает крепость с капитаном Мироновым. При сдаче крепости он остается верен своей присяге, чем вызывает уважение со стороны Пугачева. Даже в любви Петр остается честным и порядочным человеком: после смерти родителей Маши он продолжает любить ее, несмотря на что. Отец воспитал его настоящим мужчиной!».

Эти рассуждения уводят автора сочинения от темы, которая требует доказать, является ли дом человека его крепостью или это не так.

В коротком и нелогичном заключении выпускник отождествляет дом человека с понятием «Родина» и утверждает следующее: «Родина – наш Дом!!! Нам нужно защищать ее, а главное – любить!». И только в последнем предложении сочинения школьник вспоминает о теме сочинения и делает вывод, который не следует из предыдущих рассуждений: «Без любви к родине дом не будет крепостью».

В ряде случаев можно наблюдать частичное соответствие материала заданной теме, когда вступление отвечает поставленной задаче, а литературный материал (а значит и аргументация) – нет (к примеру, вместо характеристики дома Простаковых дается характеристика персонажей фонвизинской пьесы). Может быть содержательно усечена и сама тема: автор работы рассуждает о понятии «жизненный путь», но опускает проблему выбора на этом пути («Согласны ли вы с мыслью о том, что жизненный путь – это постоянный выбор?»).

Некоторые авторы работ как бы «дописывают» тему в соответствии со своими взглядами. Так, раскрывая тему «Когда хочется остановить мгновение…» один из выпускников рассуждает о том, почему остановить мгновение невозможно (то есть главный вопрос отходит на второй план).

Порой невнимательное прочтение темы и игнорирование литературного компонента приводит к замене выделенной проблемы (дом как «портрет» хозяина) представлением бытовых сценариев семейных отношений («свекровь поедом ест невестку», «мать тиранит сына» и т.п.).

Иногда автор сочинения считает возможным «опрокинуть» тезис, вынесенный в тему сочинения, и заменить его более предпочтительным, что приводит к подмене предмета высказывания: «Неважно дом – это место или люди. Важно, что ты чувствуешь в доме».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.