Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система информационного обеспечения финансового менеджмента




Классификация центров ответственности

Центр ответственности – это элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами.

Бюджет ЦО включает в себя только подконтрольные его руководителю статьи затрат и доходов.

В качестве ЦО, как правило, выделяют компанию в целом, ее отдельные структурные подразделения (цеха, отделы, работники) или их группы.

Таблица 1.1 Классификация центров ответственности

Характеристика ЦиЗ ЦуЗ ЦД ЦП ЦИ
Показатели, контролируемые руководством ЦО Производст-венные затраты на объем продукции (работ, услуг) Затраты Доход от продаж, маржинальная прибыль Прибыль Прибыль на вложенный капитал
Показатели, контролируемые центральным аппаратом управления Объем и структура выпускаемой продукции Бюджет операцион-ных расходов Ассортимент, бюджет операционных расходов Инвестиции и источники финансиро-вания Крупные инвестиции и источники финансиро-вания
Контрагенты Внутренние подразделения Внутренние подразделения, открытый рынок Открытый рынок
Подразделения Цеха основного и вспомога-тельного производства, отдел закупок Админи-стративные и функцио-нальные службы Отдел сбыта, коммерческая дирекция Дочерняя компания, филиал, бизнес-единица Независи-мая компания, дочерняя компания, филиал

Различают пять основных видов центров ответственности (табл. 1.1):

1) центр нормативных затрат (ЦнЗ) - его руководитель отвечает за соблюдение нормативов затрат на производство продукции, работ или услуг (производственные подразделения, отдел закупок);

2) центр управленческих затрат (ЦуЗ) - его руководитель ответственен за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете (например, бухгалтерия, административно-хозяйственный отдел (АХО), охрана). Как правило, к ЦуЗ относятся подразделения, с деятельностью которых связаны косвенные расходы предприятия;

3) центр доходов (ЦД) - обычно в качестве центров доходов выделяются подразделения, реализующие продукцию, работы и услуги. Руководитель центра доходов несет ответственность за размер выручки компании;

4) центр прибыли (ЦП) - его руководитель обладает полномочиями, позволяющими принимать управленческие решения, от которых зависит прибыль компании. Поскольку в данном случае контроль осуществляется над доходами и расходами, то, как правило, в ЦП выделяют подразделения, реализующие один или несколько проектов;

5) центр инвестиций (ЦИ) - в дополнение к полномочиям и ответственности руководителя ЦП руководитель ЦИ отвечает также за эффективность инвестиций.

Список задач финансового директора (менеджера) существенно расширяется, если компания планирует выход на рынки капитала. Он становится координатором процесса аудита по международным стандартам, принимает участие в сделках по слияниям и приобретениям других компаний, работает с инвесторами и инвестиционными банками.

Факторами, определяющими состав должностных обязанностей финансового директора, являются:

- направления деятельности и имеющиеся у предприятия приоритеты (налоговое планирование, размещение свободных денежных средств, управление денежными потоками, повышение капитализации бизнеса);

- степень участия финансового директора в принятии решений, -касающихся смежных подразделений, например, степень участия в ценообразовании;

- стиль управления финансового директора и взгляд на то, какие вопросы требуют его непосредственного участия.

На должностные обязанности финансового директора или менеджера также будут накладывать отпечаток возможности компании по привлечению необходимых специалистов финансовой службы, например, для управления финансовыми рисками может быть привлечена группа экспертов. Если компания не может позволить себе нанять специалиста, который будет формировать отчетность по Международной системе финансовой отчетности (МСФО), но в такой отчетности есть острая необходимость, то, вероятно, финансовому директору придется составлять ее самостоятельно.

В современном динамично меняющемся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Грамотное управление любой социально-экономической системой невозможно без надлежащего информационного обеспечения управленческого персонала.

Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами, не любые данные можно квалифицировать как информацию, а лишь те, которые раскрывают объект внимания с какой-то новой, ранее неизвестной стороны. Из приведенного определения можно сделать очень важный вывод: информация сама по себе не существует, существуют лишь данные (информационные ресурсы, информационное сырье), из которых можно почерпнуть информацию. Поэтому информация вариабельна и весьма субъективна.

К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность, актуальность, достаточная точность и т.п.

Информационное обеспечение процесса управления финансами — это совокупность информационных ресурсов (информационная база) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.

В состав информационной базы входят: сведения регулятивно-правового характера; финансовые сведения нормативно-справочного характера; бухгалтерская отчетность; статистические данные финансового характера; несистемные данные.

Информационная система ФМ – функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Система показателей информационного обеспечения ФМ подразделяется на две большие группы (рис. 2.1):

I. Показатели, формируемые из внешних источников информации, которые подразделяются на:

1. показатели характеризующие общеэкономическое развитие страны, которые включают в себя следующие подгруппы:

· показатели макроэкономического развития (темп роста ВВП и НД; объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде; денежные доходы населения; индекс инфляции; учетная ставка ЦБ);

· показатели отраслевого развития (объем произведенной (реализованной) продукции и его динамика; общая стоимость активов предприятий, в т. ч. оборотных; сумма собственного капитала предприятий; сумма валовой прибыли предприятий, в т. ч. по основной (операционной) деятельности; ставка налогооблагаемой прибыли по основной деятельности; ставка НДС и акцизного сбора на продукцию, выпускаемой предприятиями отрасли; индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде);

2. показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

· показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка (виды основных фондовых инструментов (акции, облигации и др.), образующихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; фондовый индекс динамики цен на фондовом рынке);

· показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка (кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансовых кредитов; депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцируемая по вкладам до востребования и срочным вкладам; лизинговая ставка по видам лизингуемых активов);

· показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка (официальный курс отдельных валют, которыми оперирует организация в процессе ВЭД; курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками);

3. показатели, характеризующие контрагентов и конкурентов (банков, лизинговых компаний, страховых компаний, инвестиционных компаний и фондов, поставщиков и покупателей продукции, конкурентов).

4. нормативно-регулирующие показатели (по финансовой деятельности предприятия; по функционированию отдельных сегментов финансового рынка).

II. Показатели, формируемые из внутренних источников информации:

1. показатели финансовой отчетности предприятия

2. показатели управленческого учета предприятия

· показатели, характеризующие финансовые результаты по основным сферам финансовой деятельности;

· показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;

· показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров ответственности.

3. нормативно-правовые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия

· система внутренних нормативов регулирования финансового развития предприятия (нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов нормативов и структура капитала, нормы удельного расходования финансовых ресурсов, затрат и т.д.);

· система плановых показателей финансового развития предприятия (вся совокупность показателей текущих и операционных финансовых планов всех видов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.