Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие распева от партеса




В больших храмах, из-за перестроек в отоплении, забвении звуководов, (которые раньше были совмещены с тепловодами), неучет стоячих волн архитекторами, (начиная с итальянских архитекторов начала 18 века), и иных причин - объемный звук пропал и часто в храмах сформирована неразличимость звучащего слова и пения. Певчие, регенты и настоятели жалуются о неразличимости звучания в храме, об отсутствии объемного звука в храме.

См. .Синкевич В.А. «Звучание в храме должно идти с «неба», с купола. О необходимости учета звуковых полостей в стенах при проектировании храмов в целях формирования объемного голосового потока звука с купола» (реконструкция древнерусских инноваций) https://vk.com/doc19726001_288834327; 89341 -...звучание пения с неба, должно быть, с купола! cirota.ru›forum/view.php?subj=89341; my.mail.ru›community/kingvladimir…

В исторически древних храмах с византийской преемственностью певческий полетный голос покрывает все пространство храма, звучит как нелинейно многоуровневая стоячая волна, формируя глас с неба, с купола..
В византийских храмах отсутствует единственный элемент, который был дополнен в храмах Русского Севера. Этот инновационный элемент - защита от холода
Холодные византийские храмы на Севере стали строится как теплые. За счет уменьшения внутренне сакрально - декоративных элементов, первые русские архитекторы ввели инновационной способ сохранение нелиненейной объемности звучания в храмах, это совмещение звуководов с тепловоздуховодами. Например, в Древней Греции, Риме,… было тепло, и для создания звукового объема, стоячих акустических волн, формировали специальные полости, уходящие за пределы пространства помещения, например, в Египте, горшки, сосуды,….

….. Иначе непонятна первая встреча св. кн. Владимира с православной службой в храме «…Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе»….»
(Из жития св. равноапостольного князя Владимира).

Благодать требует и изменения, преобразование места, в котором она проявляется…. Можно напомнить множество святых, которые были недовольны организацией современной им храмовой службы, например, св. блаж. Ксения Петербургская уходила молится в поле, за город, ибо там …. «больше присутствие Божие».
(Синкевич В.А. «Первая святая Санкт-Петербурга, св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма воинской славы св. ап. Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы, странницы. (Ксения - греческий яз. "странничество", "странствие")
Энциклопедия жития св. блаж. Ксении 2 издание. (1 издание по благословению.прот. Иоанна Оларь, 1000 экз. СПб 2008г)
Санкт-Петербург, 2013 г. 485 стр. с мягким восприятием. http://vk.com/doc19726001_166592375?dl=4655015f5b6fea37fc
1 житие и акафист был составлен прот. Е. Рахманиным в 1914г, затем житие дополнено на 1 прославлении РПЦ (зарубежняя) в 1978г, на 2 прославлении в РПЦ 1988г, и 4 дополнение в настоящей книге. Ибо не было ее храма св. ап. Матфия, поэтому никто и не занимался детализацией ее жития.,. пока храма нет, но есть фундамент и общинная молитва с 2001г)

 

Уже более трех веков, с одной стороны из-за «новой» архитектуры храмов, а с другой, из-за, снижения качества полетных голосов певчих, утраты ведущей басово - баритональной организации основы пения, ложной организации голосов лика на клиросе (сопрано впереди, а басы сзади, а должно быть наоборот, вспомните старинный «рупор», где для слушателя высокие голоса сзади лика, и нижние голоса вблизи), стала все больше формироваться неразличимость слышимых слов в храме.

В мирских хорах, данную расстановку голосов предложил в 80-х Б. В. Гладков, с которым мы начинали разрабатывать акустику стоячих волн. Он был певчим Академической капеллы и предложил В. В. Чернушенко, (художественный руководитель и главный дирижёр государственной Академической хоровой капеллы им. М.И. Глинки) переорганизовать хор. Из интервью Чернушенко «Обычная расстановка капеллы - четырехрядная - она тоже отличается от традиционной, которая, по моему глубокому убеждению, совсем неправильная. Обычно, особенно в русской музыке, например во «Всенощной», где фундамент у мужских голосов, - построение у нас по рядам. Басы - первый ряд, тенора - второй, альты и сопрано - верхний ряд. Смешанные расстановки возникают, и даже в ходе этих гастролей, в зависимости от станков (подиум для хора - Авт.), которые бывают иногда непостижимыми. Мне приходится переставлять хор, менять местами людей. Смешанная такая вот расстановка - она не нова. Я это много раз делал, в свое время был камерный хор, любительский, в котором была квартетная расстановка. В этом есть определенный смысл, и в частности, когда мы исполняем какие-то мадригалы, музыку барочную. Это очень выгодно. Голоса либо по квартетам располагаются, либо так, смешанно. Здесь первый ряд - это альты и басы, низкие голоса, второй - тоже в основном альтовый и чуть-чуть сопрано, потому что количественно их надо распределить, и более высокие голоса находятся все-таки наверху. Это мы часто используем, но здесь никаких причин, чтобы как-то сильно отличаться от кого-то. Просто есть задача собранного звучания, ансамблевого. И когда они стоят в смешанной расстановке, возникают такие как бы из маленьких хоров. Это собрание разных ансамблей, и каждый чувствует себя солистом, находясь в ансамбле. И это очень важный момент…». « Яркое событие культурной жизни Благовещенска. »..kp.ru›daily/26302/3180567/ Расстановка хорового коллектива » studopedia.su›10_96574_rasstanovka-horovogo…


На этот факт неразличимости слов и непонятности пения, еще указывал св. Серафим Саровский, что, когда в Божественной Литургии непонятно о чем певчие поют неразборчиво и из-за незнание слов Литургии, спокойно твори Иисусову молитву…. В начале ХХ века настоятель Смоленской церкви Лапин Николай Николаевич (ум.1938г.), также обратил на это внимание, в своих книгах, предложив усилить свою молитву во время Божественной Литургии. Его внук Николай, несколько лет назад, на своем сайте разместил книги своего деда…(прежний адрес.Oldarchive.narod.ru.)

 

Последние документы по архитектурным рекомендациям по звучанию храмовых помещений представляют собой одностороннее изложение акустики помещений, - исключительно на эффекты реверберации, исключая остальные возможности организации звучания в храме, связанные со стоячими акустическими волнами:
«Акустическое проектирование должно быть ориентировано на оптимизацию времени реверберации, определяющего гулкость звучания храмовых помещений, методика которого разработана институтом НИИСФ».
(СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов». Система нормативных документов в строительстве. Свод правил по проектирование и строительству, здания, сооружения и комплексы православных храмов. СП31-103-99. Государственный комитет Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (ГОССТРОЙ РОССИИ). Москва 2000. «РАСЧЕТ РЕВЕРБЕРАЦИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ХРАМОВ»)

 

Небольшой хор в больших храмах не дает полноты звучания, это естественно, но, все зависит от места расположения и высоты расположения хора. Если в середина храма, как Храме Христа Спасителя в Москве, то пение объемно звучит, даже при хорошем хоре, где - то в середине храма,, устойчиво, но этот звучащий объем ограничен надалтарным пространством, а не везде, не с «неба». как должно быть, поэтому слышание голоса, при не очень большом хоре, не храмовое… Звук здесь не с «неба», купола, а в воздухе, в середине пространстве храма, а в воздухе сами знаете кто господствует… (Услышав в 2002 г небольшой хор в храме Христа Спасителя, был удручен звучанием храма, Большой хор, к сожалению, не слышал).
Каждый храм рассчитан на свой определенный хор…..

 

 

Следующей стороной улучшения звучания в храме является постепенный переход от современного партеса (которому 3 века) к древнерусским распевам.


1) В партесе нужно исключить авторство, оно мешает, ибо тогда пение Богу идет через автора, человека грешного, а желательное, пение непосредственно Богу с потерей авторства, от себя....

2). С точки зрения психофизиологии, длительность «музыкального периода», (попевка, кулизма. мотив, фраза, предложение, период), неразрывно связанный с дыханием, и проявляется в управляющих сверхмедленных психофизиологических колебаниях человеческого тела…что обнаружилось в клинических исследованиях православных песнопений Синкевич В.А. «Психофизиология древнерусских распевов, и библиография неполезности инструментальной музыки и партеса» (46 стр.) https://vk.com/doc19726001_437329458

Не только древние голосовые распевы, но и современная музыка состоит из единичных, законченных мелодических фраз, звучание которых, или, как говорят, «музыкальный период» может составлять 2-3-4-5-7-10-12 -…секунд.

Нами установлено, что именно древнерусские распевы (прежде всего знаменный), своим (музыкальным) периодом полнее всего отражают естественную биологическую сверхмедленную ритмику, как головного мозга, так и всего тела (8 - 10 - 12 секунд);

Другими словами, знаменный распев с точки зрения музыкального периода (попевка связанная с ритмикой дыхания, на выдохе), это - психофизиологическая норма организма, такая же, как и звуки природы.

. Она закреплена тысячелетним опытом христианства, и является одним из выражений отношения к Богу (наравне, с молитвой, и сокрушенным плачем о своих грехах). т.е. одна из тайн музыки, пения и состоит в том, что декасекундные интервалы сверхмедленных ритмически психофизиологических процессов отражаются полнее всего в христианских распевах православия: з н а м е н н ы й, киевский,соловецкий, деместровый, греческий, византийский, болгарский, грузинское многоголосие, сербские православные напевы, и многое другое

 

3) психофизиологическое отличие партеса от распева:

Партес от 2-3 сек до 7-8 сек, а распев о 8 сек до 12 сек. но здесь есть различие внутрипереходных звуковысотных переходах с протяжными переходами, по аналогии с музыкой = типа мелизмов и пр.,.. т.е. в партесе сжатое, свернутое время сверхмедленной активности мозговой деятельности, поисковая направленность… тем самым, допускающие иные формы ее организации, т.е. в партесе всегда формируются помысли, различного уровня. (Синкевич В.А. Определение агрессии по голосу https://vk.com/doc19726001_437427166)

Распев же должен захватывать всего человека в пении, не допускающего возникновение помыслов, но здесь внутреннее основание, предпосылки (на основе глубокой воцерковленной православной веры) проиходит не на пении конкретного произведения, а через конкретное произведение - всего суточного богослужебного пения.(двойного круга, годичного и Пасхального), «В основе церковного пения лежит глассовый принцип, по которому совершалось богослужение годового круга. Он заключался в том что песнопения каждого гласа (всего было восемь гласов) исполялась, чередуясь по неделям. Т.о. весь цикл, составляющий столп, простирался на восемь недель и повторялся в течении всего года с конца праздника Пасхи до Пасхи следующего года.» (В.А.Вахромеев «Учебник церковного пения.т.1.Минск.2002г. с.20).

С таким восприятием распева соприкасается историчность каждого слова, говорящего или пропеваемого - с историей Священного Предания и Священного Писания. (т.е. содержание Типикона должно быть в душе поющего, см. например, Михаил Николаевич Скабалланович «Толковый Типикон»), углубляя молитву…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.