Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемые вопросы 3 страница




Если же речь идет о ребенке 7 лет, когда пропуск еще одного года практически невозможен, то в этом случае также необходима консультация специалиста для того, чтобы определить возможность обучения ребенка в общеобразовательной школе или по облегченной программе.

Предложенная схема обследования может быть использована как специалис­тами, занимающимися вопросами готовности ребенка к школе (педагогами, вос­питателями, школьными психологами и т. д.), так и родителями дошкольников для самостоятельной работы с детьми. Используя данную схему обследования, роди­тели смогут вовремя обратить внимание на те показатели развития ребенка, ко­торые нуждаются в коррекции. Такого рода коррекция, в зависимости от конкрет­ных показателей, может производится родителями самостоятельно или под руководством специалиста.

Внимание — сосредоточенность деятельности в данный момент времени на каком-то определенном реальном или воображаемом объекте: предмете, собы­тии, образе и т. д. Внимание само по себе не является познавательным процес­сом, но оно сопровождает любой познавательный процесс и служит необходи­мым условием всех видов деятельности человека, и прежде всего учебной и трудовой деятельности.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений ок­ружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сов­местно с процессом ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и событий.

Воля — способность целенаправленно действовать для достижения постав­ленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Являет­ся необходимой составляющей произвольной регуляции активности человека.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, которая обеспе­чивает направленность личности на осознание целей деятельности. Способству­ет ознакомлению с новыми факторами, ориентировке в них, более полному и глу­бокому познанию действительности.

Интериоризация — перенос общественных представлений и форм внешней предметной деятельности в сознание отдельного человека. Через интериориза-цию происходит переход процессов реального взаимодействия индивида с внеш­ним миром в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. Та­ким образом формируется «внутренний план» процесса деятельности.

Мотив — явления и состояния, вызывающие активность человека, побужда­ющие и направляющие его деятельность. Мотивы формируются на основании по­требностей, интересов, ценностных ориентации, убеждений.

Мышление — психический процесс отражения действительности в таких ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувст­венному восприятию. Это социально обусловленный, связанный с речью позна­вательный процесс, который возникает на основе практической деятельности, но затем далеко выходит за ее пределы. Мышление обеспечивает познание дейст­вительности в ходе ее анализа и синтеза. В зависимости от содержания решае­мой задачи выделяют: а) наглядно-действенное мышление — решение мысли­тельной задачи происходит в процессе деятельности с помощью реального, физического преобразования ситуации; б) наглядно-образное мышление — ре­шение мыслительной задачи осуществляется с использованием не самих пред­метов, а их образов; в) словесно-логическое мышление — решение мыслитель­ной задачи с использованием языковых средств и отвлеченных понятий, не имеющих образного выражения.

Память — процесс, который обеспечивает запоминание, сохранение и после­дующее воспроизведение человеком его жизненного и интеллектуального опыта. Память делает возможным повторное использование этого опыта в дальнейшей деятельности человека, а также связывает его прошлое с настоящим и будущим. Память является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.

Потребность — это объективная нужда в определенных условиях, необходи­мых для жизнедеятельности. Выражает состояние живого существа, зависящего от конкретных условий существования, но активного по отношению к этим усло­виям. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, приобще­ния к миру человеческой культуры. В результате человек оказывается способным, в отличие от животного, не просто находить тот предмет, который может удовле­творить его потребность (например, найти добычу), но и видоизменять предметы окружающей среды (например, с помощью орудий труда) таким образом, чтобы приспособить их к собственным потребностям. Процесс удовлетворения потреб­ности является целенаправленной деятельностью.

Познавательные процессы — к ним относятся восприятие, память, мышле­ние, внимание. Составной частью входят в любую человеческую деятельность, что позволяет ставить цели, определять содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий. Развитие познавательных процессов обеспечивает эффективность выполняемой деятельности.

Речь — исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей де­ятельности людей форма общения, которая включает процессы порождения и вос­приятия сообщений для целей общения или регуляции и контроля деятельности.

Убеждения — это представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведе­ния человека и определяющие его отношение к действительности. Вырабатыва­ются на основе личного опыта. На их формирование в первую очередь оказыва­ют влияние: а) процесс взаимодействия с окружающими людьми; б) процесс приобретения знаний об окружающем мире; в) процесс осмысления результа­тов собственной деятельности. Сформированное убеждение — это осознанная потребность или система мотивов, ценностных ориентации, принципов личнос­ти, побуждающих ее действовать определенным образом. Наличие устойчивых, упорядоченных и внутренне организованных убеждений рассматривается как мировоззрение человека.

Уровень притязаний — формируется в результате предыдущего успеха или неуспеха ряда прошлых действий. Чем успешнее были прошлые действия чело­века, тем более высокую цель он способен себе наметить (то есть тем выше бу­дет у него уровень притязаний), и наоборот, чем менее успешными были дейст­вия, тем ниже, вероятно, будет и уровень притязаний и тем сильнее тенденция избежать неудачи. Таким образом, уровень притязаний зависит от переживания успеха (или неуспеха), который возникает вследствие достижения (или недо­стижения) цели деятельности. Он определяет: а) тот уровень трудности, дости­жение которого является целью будущей деятельности; б) выбор цели очеред­ного действия.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая кни­га, 1999.

2. Бугрименко Е. А., ВенгерЛ. В. и др. Готовность детей к школе. Диагно­стика психического развития и коррекция его неблагоприятных вари­антов. — М.: Министерство образования РФ, 1992.

3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рожде­ния до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988.

4. Коломинский Я. Л., Панько Е, А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жиз­ненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003.

6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Популярная психология для родителей / Под. ред. Бодалева А. А. —М.: Педагогика, 1988.

8. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2003.

9. СиротюкА. Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

10. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

11.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.


ПРОТОКОЛ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Фамилия, имя ____________________________________

_________________________________________________

 

Дата рождения ___________________________________

Посещал ли ранее детский сад

или другое дошкольное учреждение __________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.