Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные банки




Основные показатели деятельности коммерческих банков Калининградской области

 

  Показатели 1.01.2001 1.01.2002 1.01.2003 1.01.2004
1 2 3 4 5 6
1. Количество действующих кредитных организаций, шт.        
2. Количество филиалов, всего, шт.        
  в том числе:        
  – банков, головные организации кото­рых находятся за пределами области        
  – региональных банков        
  – филиалы Сбербанка РФ        
3. Количество банков, имеющих валют­ную лицензию, всего, шт.        
  – в том числе генеральную        
4. Общий размер зарегистрированных уставных капиталов действующих комбанков, тыс. руб. 341 860 352 167 352 900 761 400
5. Группировка действующих комбанков по размеру зарегистрированных устав­ных капиталов:        
  до 20 млн руб.        
  от 20 до 60 млн руб.        
  от 60 до 150 млн руб. - -    
  от 150 до 300 млн руб. - - -  
  свыше 300 млн руб. - - -  

 

На 1 апреля 2004 г. в Калининградской области насчитывалось 12 действующих самостоятельных коммерческих банков. Кроме того, функционировали 8 филиалов региональных банков, 6 филиалов Сбербанка РФ. За период с 2001 по 2004 год число филиалов банков, головные организации которых находятся за пределами области, выросло с 16 до 20. На территории области работают два представительства польских банков. Валютную лицензию имеют 11 самостоятельных коммерческих банков, из них 5 – с генеральной лицензией и один банк – с лицензией на операции с драгоценными металлами. Общий размер зарегистрированных уставных капиталов за анализируемый период вырос почти в 2 раза. Вместе с тем, наблюдается тенденция роста по укрупнению размеров уставных капиталов действующих коммерческих банков.

Таким образом, в настоящее время банковскую систему в регионах России можно считать сформировавшимся и наиболее динамично развивающимся и реформируемым сегментом народохозяйственной инфраструктуры.

 

 

Возникновение центральных банков (ЦБ) связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в относительно немногих банках эмиссии банкнот. Этот процесс впоследствии привел к монопольному закреплению права их выпуска за одним банком, именуемым эмиссионным. В дальнейшем эти банки в различных государствах стали именоваться по-разному: государственные, народные, центральные, резервные, просто Банк того или иного государства и т.д. В любом случае, в каждом из этих названий подчеркивается его верховная, главенствующая роль в кредитной системе. Банкноты, выпускаемые такими банками, пользовались всеобщим доверием у населения и хозяйствующих субъектов, служили всеобщим эквивалентом и обеспечивали полномасштабное использование в платежном обороте.

Из мировой практики известны два пути формирования центральных банков:

 

 

  Пути формирования ЦБ  
 
Приобретали свой статус и функции в процессе длительной исто­рической эволюции (Банк Англии, основанный в 1694 году, Банк Шотландии (1695 год) и т.д.)   Изначально учреждены государством как эмиссионные институты (федеральные резервные банки США в 1913 году, Немецкий федеральный банк в 1957 году и т.д.)
         

Историческая справка: Банк Франции учрежден в 1800 году, Банк Нидерландов - в 1814 году, Государственный банк России - в 1860 году, Рейхсбанк в Германии - в 1875 году, Банк Японии - в 1882 году, Швейцарский национальный банк – в 1907 году, Резервный банк Австралии - в 1960 году, Центральный банк России – в 1990 году и т.д.

 

Сначала практически все эмиссионные банки были частными, но впоследствии развитие капиталистического производства потребовало государственного регулирования экономики, одним из направлений которого считается денежно-кредитная политика. Для ее успешной реализации во многих государствах была проведена национализация банков. Например, Банки Англии и Франции были национализированы в 1946 году, Банк Японии в 1942 году и т.д.

Но не во всех случаях капитал полностью может принадлежать государству. В зависимости от формы собственности на капитал центральные банки подразделяются на: государственные, акционерные и смешанные.

 

Формы организации ЦБ
   
  Государственные       Акционерные       Смешанные  
Капитал полностью принадлежит государ­ству. К ним от­носятся Банки Анг­лии, России, Фран­ции, Ни­дер­ландов, дании, Ук­раины, Латвии и т.д.     Капитал принадлежит ак­ционерам (федераль­ная резервная система США – капитал при­надлежит банкам-чле­нам ФРС, Банк Италии – капитал принадлежит банкам и страховым компаниям)     Часть капитала принад­ле­жит государству. Та­кие банки су­ществуют в Швейцарии (43% нахо­дится у частных лиц, 57% – в собственности кан­то­нов), Японии (55% у госу­дар­ства, 45% - у ча­стных лиц)
                     

 

Независимо от формы собственности центральные банки являются юридически самостоятельными и подотчетны, как правило, законодательному органу. Несмотря на то, что Центральный банк решает те же общегосударственные задачи, что и правительство, последнее не может оказывать неограниченное влияние на проводимую им политику. Его самостоятельность определяется законом о Центральном банке и связана с необходимостью разграничения государственных финансов от банковских ресурсов, т.е. ограничивается доступ правительства к ресурсам банков.

Значимость центральных банков в решении общегосударственных задач через денежно-кредитную политику определяется той степенью независимости, которой они наделены государством. К основным критериям оценки независимости центральных банков можно отнести следующие:

 

критерии   Степень участия государства в капитале центрального банка и распределении прибыли
   
  Процедура назначения (выбора) руководства банка
   
Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка
   
Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику
   
Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного фи­нан­сирования государственных расходов центральным банком страны

 

Каждый из вышеперечисленных факторов в различных странах по-разному оказывает влияние на степень независимости центральных банков. Рассматривая все факторы в совокупности и учитывая традиции и условия функционирования центральных банков, можно утверждать, что наиболее независимыми в политическом и экономическом плане являются Немецкий федеральный Банк, национальный Банк Швейцарии, ФРС США и др. Все они подотчетны парламенту, в то время как наименее независимыми являются Банки Италии, Франции, Великобритании. Последние не принимают самостоятельных решений. Они получают рекомендации от Казначейств по осуществлению денежно-кредитной политики и являются правительственными контрагентами.

Функции, выполняемые центральными банками в разных странах, во многом идентичны друг другу. Рассмотрим характерные черты их деятельности на примере Центрального банка Российской Федерации (Банк России). Банк России сформирован на базе Государственного банка РСФСР после распада СССР. Его деятельность осуществляется согласно Федеральному закону о Центральном банке России №86-ФЗ от 10.07.2002 г., по которому он является экономически самостоятельным юридическим лицом, не несущим ответственности по обязательствам государства. Государство так же не отвечает по обязательствам Банка России. Уставный капитал Банка России установлен в размере 3 млрд рублей.

Основными целями деятельности Центрального банка России (ЦБР) являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

На центральный банк России возложено выполнение следующих функций:

 

Функции ЦБР Денежно-кре­дитное ре­гули­рование эконо­мики Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную денежно-кредитную политику; осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервами Банка России. Данная функция направлена на измене­ние денежной массы в обращении, объе­ма кредитов, уровня процентных ставок и т.д. Инструментами денежно-кредитной политики яв­ляются: установление минимальных резервных требований, процентная политика, операции на открытом рынке, рефи­нан­сирование коммерческих банков, валютное регулирование, прямые количественные ограниче­ния, установление ориентиров роста денежной массы.
       
Эмиссионная За Цбр как представителем государства законода­тельно закре­плена эмиссионная монополия в отно­шении общенациональ­ных кредитных денег. Эмис­сионная монополия превратила ЦБР в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, т.к. его обяза­тельства служат кассовым резервом любого коммер­ческого банка.
       
Регулирова­ние деятель­ности кредит­ных учрежде­ний Заключается в определении вероятности возникнове­ния про­блем в будущем и принятии мер по их преду­преждению. Для достижения дан­ной цели ЦБР выдает и отзывает лицензии на банковскую деятель­ность, осуществляет надзор за их деятель­ностью, устанавли­вает правила проведения банковских опера­ций, бух­галтерского учета и отчетности для банковской сис­темы, регистрирует кредитные учреждения и прово­димую ими эмиссию ценных бумаг, является кредитором последней ин­станции для кредитных организаций, организует систему их рефинанси­рования, а также устанавливает порядок и условия осуществления ва­лютными биржами деятельности по органи­зации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, при­остановление и отзыв раз­решений валютным биржам на организацию проведения опера­ций по покупке и продаже иностранной валюты.
       
Организация платежно-расчетных операций   Заключается в установлении правил и организации безналичных расче­тов, основанных на зачете взаим­ных требований и обязательств (т.е. клиринг) и пе­реводе денежных средств и определении порядка осущест­вления расчетов с международными организациями, иностранными госу­дарствами, юридическими и физическими лицами.
       
Валютное ре­гулирование проводит операции по купле-продаже иностранной валюты, регулируя при этом курс рубля (устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю). Для этого ЦБР осу­ществляет валютные интервенции, используя государственные резервы международных платеж­ных средств или иностранные займы. Кроме того, организует и осуществ­ляет валютный контроль непосредственно сам и че­рез уполномочен­ные банки.
         
  Банкир правительства Сводится к осуществлению обслуживания счетов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы рф посредством расчетов по поручению упол­номо­ченных органов исполнительной власти и государственных вне­бюджет­ных фондов, на которые возлагаются организация и исполнение бюдже­тов, и к выполнению самостоятельно или по поручению Прави­тельства РФ всех видов банковских операций и иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России.

 

Кроме того, ЦБР принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации, осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, а также осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В целях осуществления указанных функций ЦБР проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, и публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Для достижения вышеуказанных целей банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

О п е р а ц и и Ц Б Р Ф · предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение цен­ными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
· покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
· покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
· покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
· покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и ино­странными кредитными организациями;
· покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
· проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хране­ние и в управление ценные бумаги и иные ценности;
· выдавать гарантии и поручительства;
· осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
· открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской федерации и иностранных государств;
· выставлять чеки и векселя в любой валюте;
· осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

 

Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

ЦБ России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Банк России не может участвовать в капиталах кредитных учреждений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исключение составляют Сбербанк России, а также капиталы следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.

Для управления Банком России создан Национальный банковский совет, который по своему статусу является коллегиальным.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета и осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год: общего объема расходов на содержание служащих Банка России, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные расходы;

3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

4) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;

5) утверждение по предложению Совета директоров Правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизий Банка России и распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

6) отчет о расходах Банка России, связанных с содержанием служащих Банка России, с их пенсионным обеспечением, страхованием жизни и медицинским страхованием и т.д.

Непосредственным управлением Банка России занимается Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Совет директоров Банка России возглавляет Председатель, назначаемый на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Основными функциями и задачами Совета директоров являются разработка и практическая реализация во взаимодействии с Правительством страны единой государственной денежно-кредитной политики, а также управления деятельностью Банка России. Повседневное управление Банком России возложено на его Председателя, который несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Таким образом, центральный банк России является банком первого уровня, который устанавливает единые нормы и правила деятельности кредитных учреждений, работающих на территории Российской Федерации.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой кредитная система?

2. Какова структура кредитной системы?

3. Каковы основные направления государственного регулирования кредитной системы?

4. Дайте характеристику кредитной системы России в целом и по субъектам.

5. Каковы пути и формы организации центральных банков?

6. Каковы основные функции и операции центральных банков?

7. Какова правовая природа Банка России?

8. Перечислите основные критерии, характеризующие независимость центральных банков.

9. Какие структуры осуществляют управление Банком России?

Глава 9. Коммерческие банки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.