Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание групп по 3 слова в условиях гетерогенной интерференции




Запоминание групп по 3 слова

Тест направлен на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции.

1-я группа лов: круг, земля, стол

2-я группа слов: день, собака, дерево

Инструкция: «Запомни и по­втори эти сло­ва. Еще раз повтори. Теперь запом­ни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие – вто­рыми».

Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?». Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?»

При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет – серийный счет «100 – 7» и т.д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

 

Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

Исследуются:

1) объем запоминания;

2) прочность запомина­ния;

3) ретро- и проактивное торможение, которое возникает при пораже­нии средних отделов височной зоны мозга.

 

1.2.5. Проба «6 слов»

Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

Затем проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления экспериментатор спрашивает: «Какие слова мы запоминали?»

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в предыдущем, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

 

1.2.6. Запо­минание двух смысловых ря­дов

Две фразы, например: 1. Собака ла­ет. 2. Дом горит.

Инструкция: «Запомни и по­втори. Скажи первое предложение, а ка­кое 2-е?»

Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложе­ние (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хоро­шо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отде­лов коры левой височ­ной зоны мозга

 

1.2.7. Запо­минание и повто­рение фраз

(а) Непосредственное воспроизведение. «Дети взяли корзинки и пошли в лес». Инструкция: «Повтори предложение и запомни его».

Нарушение непосред­ственного запоминания может говорить о де­фектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга.

 

(б) Отсро­ченное вопроизведение, после пустой паузы. «Сегодня в школу пришел новый учитель истории». (Пауза) Инструкция: «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?»

При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей инфор­мацией, а не с самой следовой деятельно­стью.

 

(в) Вспоизведение после паузы, запол­ненной беседой (гомогенная интерференция). «Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посу­ду, а потом пошла в кино» Инструкция: «Повтори и запомни предложение». Затем – пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений – это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить»

Такое нарушение воз­можно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины)

 

1.2.8. Запо­минание фраз непо­средст­венное и отсроченное

1. На ветке ел­ки сидит кра­сивый дятел.

2. Высоко в небе сокол ле­тит красивой стрелой.

Инструкция: «Повтори и за­помни 1-е предложение. Еще раз по­втори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз по­втори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение».

При запоминании пред­ложений возможны:

а) контаминации;

б) замена одного пред­ложения другим;

в) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей;

г) отказ от работы.

Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влия­нии на них последую­щей информации, приводящей к невозможно­сти актуализации пре­дыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это свидетельствует о дисфункции височных отделов мозга.

 

1.2.9. «Рассказ»

Материал: небольшие рассказы.

Инструкция: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее».

При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

 

1.2.10. Кривая памяти (запоми­нание 10 слов)

10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, иг­ла, пи­рог, звон, крест, коло­дец.

В зависимости от возраста можно брать для за­учивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. За­писываются все слова, по­рядок их вос­произведения и побочные слова (ассоциации)

Инструкция: «Послушай внимательно все слова. По­втори все сло­ва, которые запомнил».

Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точ­ность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.