Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социального обмена. Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон




Суть в том, что функционирование человека в об-ве основывается на обмене различными социальными благами(В их кач-ве рассм-ся мат. блага, немат.– знаки уважения, престижа, положительные эмоции). Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий (устойчивых представлений, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей). Подтверждение ожиданий в процессе взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца – своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции. индивиды стремятся поддерживать выгодные и избегать невыгодных взаимодействий, форм-ся уст. Связи – стр-ры обмена (прямой и опосред. обмен). Например, процесс обучения как прямой обмен. Очевидной выгодой для студентов (А) является получаемая ими в аудитории информация, но и преп (В) получает выгоду в виде самоутверждения и признания его статуса. Если студенты не получают полезной, с их точки зрения, инф, они уклоняются от взаимод с преп. Преп, не получая достаточного внимания и уважения к себе, действует «агрессивно», добиваясь порядка, но не вним. Процесс обучения как генерализованный обмен. Преподаватели (А) ведут занятия, передавая студентам проф знания; студенты (В) посещают учебное заведение, обеспечивая тем самым его; администрация учебного заведения (С), в свою очередь, оплачивает работу преподавателей.

Теория соц.действия

Т.ввел Вебер, понимал действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориент-ся на них. Важн. признаками соц действия яв-ся:

1) личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих,

выделил четыре типа соц действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия:

1) действующее лицо 2) объект 3) потребность в активном поведении, 4) метод действия 5) результат

Для запуска механизма соц действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении(мотивация).

Парадигмы соц. дефиниций

Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер) Основанием яв-ся утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Люди соотн.свои пост. С поступками др.людей, устанавливают изменение их значений. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения.

Социальный прогресс рассм-ся как выработка и измен. значений, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Мид, утверждал, что поведение человека – это реакции не столько на внеш.воздействия, сколько на символы (значения вещей и действий).

Структурность взаимодействий возникает на основе общности значений, вырабатываемых и разделяемых участвующими в этих взаимодействиях людьми. Если, например, участники взаимодействия одинаково истолковывают поднятую вверх руку как знак приветствия, то использование одним из них такого жеста приводит к взаимному определению ситуации как начала общения. При всяком повторении такой ситуации взаимодействие будет развиваться в том же направлении. Но если общность значений отсутствует и партнер по взаимодействию истолковывает поднятую вверх руку иначе, как знак агрессии, то он определяет ситуацию как начало конфликта и ответным действием демонстрирует свое отношение к ситуации именно как к конфликту.

Этнометодология.(Г. Гарфинкел) направление изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Исп-ся методика «анализа разговора».

Нейл Смелзер приводит следующий пример разговора и его анализа у Гарфинкеля:

Муж: Дан сегодня сам бросил пенни в счетчик на автостоянке, никто к нему не притронулся. Жена: Ты брал его в магазин грампластинок? Муж: Нет, в обувную мастерскую. Жена: Для чего? Муж: Купил новые шнурки для туфель.
Жена: На твои ботинки надо срочно поставить набойки.
Для нас этот разговор почти ничего не значит, но собеседники прекрасно поняли друг друга, поскольку общие обязанности и любовь друг к другу научили их «читать между строк». Но стоит еще раз проанализировать приведенный разговор: для нас представляет интерес объяснение того, как муж и жена поняли высказывания друг друга.
Муж: Дан сегодня сам бросил пенни в счетчик на автостоянке, никто к нему не притронулся.
- Сегодня днем я забирал нашего четырехлетнего сына Дана из детского сада; когда мы остановились на платной стоянке автомобилей, ему удалось дотянуться до счетчика и бросить в него пенни; счетчик расположен довольно высоко, и раньше ребенок доставал до него, только когда его поднимали.
Жена: Ты брал его в магазин грампластинок? - Поскольку он опустил пенни в счетчик, вероятно, ты остановился у магазина грампластинок по пути к детскому саду или когда вы ехали обратно. Или ты остановился, когда ехал за ним, а на обратном пути вы остановились где-то еще?
Муж: Нет, в обувную мастерскую. - Нет, я остановился у магазина грампластинок, когда ехал за ним, а по дороге домой мы заехали в обувную мастерскую.
Жена: Для чего? - Одну причину, по которой ты мог остановиться у обувной мастерской, я знаю. А на самом деле, почему ты остановился?
Муж: Купил новые шнурки для туфель. - Как ты помнишь, на днях я порвал шнурок от коричневых полуботинок, поэтому пришлось купить новые шнурки.
Жена: На твои ботинки надо срочно поставить набойки. - Я кое-что еще имела в виду, ты мог это сделать: ты мог отнести в мастерскую черные ботинки, на них нужно срочно оставить набойки. Ты бы лучше поскорей отдал их в починку. Таким образом, этнометодология показывает, как взаимопонимание в социальном взаимодействии позволяет не «начинать с нуля» каждое взаимодействие.

Неомарксистская парадигма. (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Осн-ся на отчуждении как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать,что на смену труду как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

В отличие от классического марксизма, в неомарксизме контроль связывается не с эксплуатацией со стороны господствующего класса, а с незаметной для людей трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка. представили концепцию развития совр западной цивилизации в результате просвещения. Рационализация (отн-я на основе определения полезности вещей) жизнедеятельности людей привела к созданию производительной экономической системы, эффективного государственного аппарата, общедоступной массовой культуры (включая образование), но одновременно к превращению людей из самостоятельных субъектов мышления и действия в объекты манипулирования. рациональность сводит человеческий разум к регистрации фактов, следованию правилам, подбору средств для достижения целей и подавляет воображение, интуицию, спонтанность мышления, эмоциональность. Поэтому, чем более рационален человек, тем больше он подчинен предписанным стандартным и безличным образцам поведения. Маркузе определил современное общество как общество комфортабельной несвободы, в котором действуют новые формы контроля. Основная среди этих форм – потребление. Продукты, услуги, развлечения, удовлетворяя потребности, одновременно несут с собой предписываемые образцы поведения и мышления, которые привязывают потребителей к производителям и через этих последних – к обществу. Аппарат производства, торговли, рекламы предоставляет людям не просто товары – он «продает» им социальную систему в целом. Вовлечение в процесс потребления – более рациональный способ подчинения и нейтрализации революционного потенциала рабочего класса, чем политическая пропаганда или репрессии.

1.2. Исторический материализм (марксистская парадигма)(К. Маркс)

подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, осн. на неравном распределении экономически значимых ресурсов между людьми. Все отношения в системе рассматриваются как формы закрепления неравенства. Исследование причин неравенства и эксплуатации должно дать знание, которое можно использовать для коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый порядок. Материалистический подход предполагает, что исходным моментом и движущей силой исторического процесса является производство материальных условий жизни людей. Чтобы иметь возможность творить историю, люди должны быть обеспечены хотя бы минимумом средств к существованию.

Исходной категорией - понятие труда. Именно в процессе труда, человек сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и социального существа. Совокупный труд людей – это общественное производство. процесс создания материальных благ одновременно является процессом создания и поддержания системы соц отношений. В процессе общественного производства своей жизни люди вступают в производственные отношения,соц.отношения, возник.в процессе производства.

Соц. класс – это категория статусов, занимаемых людьми в системе отношений друг с другом, выделяемая на основе позиций в системе распределения результатов материального производства. 2 основных класса: класс собственников экономически значимых ресурсов – средств производства и класс лишенных такого рода собственности. История – это процесс развития и смены четыре формации – «азиатскую», «античную», «феодальную», «буржуазную». Каждая формация представляет собой ист. ступень в развитии произв. отношений и сменяется другой формацией только, когда разовьются принципиально новые произв. силы, то есть появятся новые технологии и новые ресурсы, использованию которых существующие производственные отношения препятствуют. В этот исторический момент начинается соц. революция –процесс вытеснения новыми произв. отношениями и новой классовой структурой старых отношений и структур. завершается с созданием новой надстройки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.