Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица социометрических положительных выборов




Ход опроса

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ КОЛЛЕКТИВА

Полюса отношений.

Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям: взаимоотношения, организация деятельности, общее настроение, авторитетность руководителей, взаимопонимание старших и младших, уровень самоуправления, чувство достоинства, защищенность.

Цель: Выявить межличностные отношения в группе, коллективе.

Ход проведения: Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по семибальной системе.

 

Оцениваются полярные качества:

1. Дружелюбие +3+2+1 0-1 -2 -3 Враждебность

2. Согласие +3+2+1 0-1 -2 -3 Несогласие

3. Удовлетворенность +3+2+1 0-1 -2 -3 Неудовлетворенность

4. Увлеченность +3+2+1 0-1 -2 -3 Равнодушие

5. Результативность +3+2+1 0-1 -2 -3 Нерезультативность

6. Теплота взаимоотношений +3+2+1 0-1 -2 -3 Холодность

7. Сотрудничество +3+2+1 0-1 -2 -3 Отсутствие сотрудничества

8. Взаимная поддержка +3+2+1 0-1 -2 -3 Недоброжелательность

9. Занимательность +3+2+1 0-1 -2 -3 Скука

10.Успешность +3+2+1 0-1 -2 -3 Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление значения средней для коллектива оценки атмосферы.

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом:

«Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n – 1),

где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7: 9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрии:

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды»   «Предпочитаемые»   «Принимаемые» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Непринимаемые»   «Отвергнутые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

 

 

№ п/п Фамилия, имя Критерии выбора Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                  Александров П.   Иванов А.   Беглиев А.   Ильченко И.   Кислова М.   Китаева А.   Малахова С.   Новикова Е.   Павлова Е.   Покровская Д.   1 2 3 2 1 3 1 2 3 1 2 3 2 3 1 2 3 1 2 1 3 1 2 3 1 3 2 1 2 3 3 2 1 2 3 1 1 2 3 1 3 2 1 3 2 2 1 3 2 1 3 2 1 3 1 2 3
Получено выборов Получено взаимных выборов 0 7 6 5 6 12 10 5 8 1 0 5 4 4 6 6 6 3 6 0

 

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Для нашего примера К= 60: 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Китаева А.;

«Предпочитаемые» – Малахова С.;

«Принимаемые» – Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;

«Непринимаемые» – нет;

«Отвергнутые» – Александров П., Покровская Д.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

 

 

В нашем случае KB = (40: 60) ´ 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

 

 

——> позитивный односторонний выбор,

<——> позитивный обоюдный выбор,

------> негативный односторонний выбор,

<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.