Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа №5. Задача 1. В популяции 16% людей обладают группой крови N




Занятие 5

Решение задач

Задача 1. В популяции 16% людей обладают группой крови N. Предполагая панмиксию, определите ожидаемый процент индивидов, имеющих группы крови М и MN.

Задача 2. В районе с населением в 500 000 человек зарегистрировано 4 больных алькаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное). Определите число гетерозиготных особей в данной популяции.

Задача 3. Среди итальянских переселенцев, живущих в одном из американских городов в виде изолята, в период с 1928 по 1942 год на 26 000 новорожденных 11 оказалось с тяжелой формой талассемии (генотип ТТ). Определите число гетерозигот среди итальянских переселенцев данного города.

Задача 4. Альбинизм наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1 на 100 000. Вычислите количество гетерозиготных особей в популяции.

 

IX. Перечень знаний, навыков и умений, которыми студент должен овладеть:

- уметь решать задачи популяционной генетики;

- знать современные достижения в области цитогенетической диагностики наследственных болезней,

- знать закон Харди-Вайнберга и уметь им пользоваться;

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности.

 

Х. Задание на дом:

Тема: «Геном человека: достижения и перспективы. Геномные исследования в России. Гены и здоровье. Продукты с ГМО. Генетическая безопасность человечества».


ТЕМА: «Геном человека: достижения и перспективы. Геномные исследования в России. Гены и здоровье. Продукты с ГМО. Генетическая безопасность человечества»

 

Наука о человеке – это наука мудрецов

Гельвеций Клод Адриан

 

I. Актуальность темы

Геном человека - это полная генетическая система, ответственная за происхождение, развитие, воспроизводство и наследование всех структурных и функциональных особенностей организма. Структурной и функциональной единицей генома является ген. Общее число генов человека или его генотип достигает 40 тыс. (предполагается до 70 тыс. генов). Стабильное состояние генотипа является основой геномного здоровья. Это здоровье базируется на нормальной организации и функционировании всего наследственного материала. Оно обеспечивается постоянством внутренней среды организма (гомеостаз) и ее независимостью от колебаний внешней среды. Следовательно, геномное здоровье - это стабильность функционирования генотипа и одновременно стабильность гомеостаза отдельных клеток и всего организма при совместимых с жизнью колебаниях внешней среды.

 

II. Цель занятия

Изучить структуру генома человека, определить воздействие ГМО на организм.

 

III. Исходные знания

1. Знать структуру молекулы ДНК.

2. Знать механизмы реализации наследственной информации.

3. Знать способы молекулярно-генетического анализа.

 

IV. План изучения темы

1. Геном человека. История исследований.

2. Программа «Геном человека».

3. Программа «Геном человека» в российских исследованиях.

4. Структура генома человека.

5. Генно-модифицированные организмы.

6. Генетическая безопасность человека.

7. Пищевые добавки.

 

V. Литература

1. Лекции

2. Пехов А.П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учеб. для студентов мед.вузов/ А.П.Пехов.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.: ил. Гриф УМО.

3.Биология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / под ред. О. Б. Гигани. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 272 с.: ил. гриф МО РФ

4. Биология: учеб. для студентов мед. специальностей вузов: в 2 кн./ под pед. В.Н.Яpыгина. - 7-е изд., стер. - М.: Высш. шк,2005, 2010, 2011. Гриф МО РФ

5. Грин, Н. Биология: в 3 т./ Н.Гpин, У.Стаут, Д.Тейлоp; под pед. Р.Сопеpа; пеp. с англ. М.Г.Дуниной и дp.; под pед. Б.М.Медникова, А.А.Нейфаха. - 2-е изд., стеp. - М.: Миp, 2004.

6. Антропология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.М.Харитонов, А.П.Ожигова, Е.З.Година и др. - М.: Владос, 2003. - 271 с.: ил.

7. Хрисанфова, Е.Н. Антропология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по биолог. специальностям/ Е.Н.Хрисанфова, И.В.Перевозчиков. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ; Высш. шк., 2002- 400 с.: ил.

Бочков, Н. П. Клиническая генетика: учеб. / Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С. А. Смирнихина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гэотар-Медиа, 2004, 2006, 2011.

8. Мутовин, Г. Р. Клиническая генетика: Геномика и протеомика наследственной патологии: учеб. пособие / Г. Р. Мутовин. — 3-е изд., переработ. И доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 832 с

9. Периодические издания - журналы: Бюллетень экспериментальной биологии и медицины; Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье"; Медицинская генетика; Успехи современной биологии; Молекулярная биология.

10. Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы:

11. Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

 

VI. Вопросы для самоконтроля

1. История изучения генома человека

2. Методы секвенирования молекулы ДНК: метод Максама-Гилберта, метод Сэнгера

3. Проект «Геном человека». Российские исследования

4. Геном человека. Его структура

5. «Молчащая» ДНК. Ее роль.

6. Полимеразная цепная реакция. Ее значение в медицине.

7. Генетические аспекты здоровья населения.

8. Понятие о ГМО. История получения ГМО.

9. Продукты с ГМО

10. Воздействие ГМО на организм.

11. Пищевые добавки и их классификация

12. Генетическая безопасность человека.

 

VII. Обязательные для выполнения задания на самоподготовку

Задание 1. Заполните таблицу

Основные группы генетических факторов

Группа генетических факторов Примеры веществ Воздействие на организм
Генотоксиканты    
Химически потенциальные генотоксиканты    
Биологически потенциальные генотоксиканты    

Задание 2. Выпишите пищевые добавки, содержащие генетически модифицированные продукты.

 

VIII. Самостоятельная работа в лаборатории

Генетическая безопасность продуктов питания

Задание

1. Заполните таблицу по 10 любым продуктам питания.

2. Сделайте заключение о генетической безопасности изучаемых продуктов питания.

 

Название продукта Вид Е Категория Е   Разрешенность использования Частота употребления в пищу (раз в сутки) Воздействие на организм Степень вредности
               
               



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.