Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера в сокровенное




Первая категория: набожные

Влияние набожности на духовную и телесную жизнь человека

Комментарий

В самого начала этой суры Коран делит людей на три категории соответственно их отношению к вере и практическим предписаниям Ислама.

1. Набожные /муттакин/, которые принимают Ислам во всех его аспектах.

2. Неверные, которые представляют собой полную противоположность первым. Они признают свое неверие и не отказываются от злобных высказываний и враждебных действий по отношению к Исламу.

3. Лицемеры, в чьем поведении кроется противоречие. Когда они среди мусульман, они прикидываются мусульманами, но, находясь среди врагов Ислама, они демонстрируют враждебность к правоверным. Их главной чертой является неверие, хотя внешне они изображают любовь к Исламу.

Третья категория людей, несомненно, гораздо опаснее для Ислама, чем вторая. Поэтому и в Коране они осуждаются более сурово.

Такое явление характерно не только для Ислама. Его можно обнаружить вокруг любых идейных течений. Всегда есть те, кто искренне верит той или иной доктрине, те, кто открыто выступает против нее, и те, кто занимает лицемерную консервативную позицию. Более того, это явление не ограничено конкретными временными рамками: оно существовало в человеческом обществе во все века.

Аят, который мы сейчас обсуждаем, касается первой категории людей. В нем упоминаются характерные признаки набожного отношения человека к вере и к практике Ислама в пяти вопросах: это – вера в сокровенное, молитва, раздача подаяния из благ, которыми наделил его Господь, вера в учения всех пророков и, наконец, вера в день Воскресения.

Первое, что говорится в аяте о набожных людях, это: «…которые веруют в сокровенное…»

'Мир сокровенного' и 'чувственный мир' – это два противоположных понятия. 'мир чувств' - это физический, видимый мир, тогда как 'мир сокровенного' – это мир, который лежит за пределами наших чувств. Поэтому слово /гайб/ подразумевает то, что сокрыто от нас. Коран гласит: «…Ведающего сокровенное и очевидное. Он – Всемилостивый, Милосердный» (Аль-Хашр (Собрание) - 59:22).

Итак, первой чертой, отличающей верующих от неверных, является 'вера в сокровенное'. Именно этим искренние последователи мировых религий отличаются от тех, кто отрицает Бога, откровение и Воскресение, и именно поэтому 'вера в сокровенное' стоит в начале перечня черт, присущих набожным людям.

Верующие переступили границы 'вещного' мира и разорвали оковы материального. Они вышли в просторный безграничный мир и, благодаря обретенному ими широкому взгляду на действительность, установили связь с этим великим царством необычного и сверхъестественного. В то же время их противники упорно пытаются загнать человека, словно животное, в тесное стойло материализма. И этот регресс, это упадническое существование, исполненное низменных страстей и избыточной роскоши, они называют развитой цивилизацией.

Сравнивая идейные взгляды этих двух категорий людей, приходишь к выводу о том, что 'набожные' - это те, кто верит в 'сокровенное', в мир, который намного грандиознее и величественнее, чем тот осязаемый бренный мир, который способны воспринять наши чувства. Создатель Вселенной Всезнающ и Всемогущ, Его Великолепие и Прозорливость не знают границ. Он Вечен и Бесконечен. Это он придал миру столь гармоничную, уравновешенную и точно вымеренную форму.

В мире, где господствует вера, человек, благодаря своему духу, ушел очень далеко от животного. Для него смерть – это отнюдь не конец. Наоборот, это – одна из ступеней восхождения к вершинам совершенства. Смерть – это дверь в более величественный и широкий мир. В то же время материалисты считают, что мир бытия ограничен тем, что мы видим вокруг себя. естественные науки, утверждают они, доказали, что наш мир сложился без какого-либо предварительного плана или программы на основе естественных закономерностей, представляющих собой цепь неизбежных событий. По их представлениям, творческое начало в нашем мире не обладает интеллектом даже на уровне младенца, а человек - это часть природы, и когда он умирает, все на этом заканчивается. Его тело в течение нескольких дней разлагается и вновь возвращается в природу как один из ее компонентов. Они приходят к заключению, что для человека не существует жизни после смерти и что в этом смысле между человеком и животным нет никакой разницы.

Так можно ли поставить на одну доску двух человек, обладающих столь несхожими взглядами? Будут ли они вести себя совершенно одинаково в обществе себе подобных?

Представитель первой категории не сможет обходиться без совершения правильных, справедливых и милосердных поступков, без того, чтобы оказать помощь ближнему. А представитель второй категории лишен каких-либо мотивов для такого рода поступков. Он будет думать только о том, что полезно и выгодно для его нынешнего и последующего физического существования. Поэтому в среде истинно верующих людей мы видим бескорыстие, братство, взаимопонимание и сотрудничество, а среди тех, в чьей жизни господствует дух материализма, – колониализм, эксплуатацию, грабежи и убийства. Не случайно поэтому Коран представляет 'веру в сокровенное' как первый признак набожности.

Среди толкователей Корана нет единства мнений относительно того, означает ли 'вера в сокровенное' лишь 'веру в Единого Бога' или же она имеет более широкий смысл, включающий веру и в мир откровения, и в воскресение, и в ангелов, и, вообще, в сверхъестественное, лежащее за гранью наших чувств.

Как уже отмечалось выше, вера в 'мир, лежащий за гранью чувств', является первым признаком, отделяющим верующих от неверующих. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что слово 'сокровенное' используется здесь в самом широком смысле. Ведь толкование этого слова в данном аяте ничем не ограничивается, то есть в тексте нет никаких указаний, которые устанавливали бы для него какие-то конкретные смысловые рамки.

В некоторых своих высказываниях члены семьи Пророка - Ахл аль-бейт[50](ДБМ) - относят слово 'сокровенное' в этом аяте к 'двенадцатому имаму (ДБМ)', который, согласно нашим верованиям, сейчас жив, но сокрыт от людских глаз. Эта идея не вступает в противоречие с ранее сказанным, поскольку это тоже один из аспектов 'сокровенного'. Другими словами, 'сокровенное' – это нечто такое, чего нельзя увидеть или услышать с помощью органов зрения или слуха, нельзя ощутить с помощью остальных органов чувств. Бытие Аллаха, несомненно, является сокровенным в силу ограниченности возможностей наших органов чувств. Иная жизнь, то есть потусторонний мир, скрыта от наших глаз. В нынешнее мрачное время нам необходимы пророки и наши безгрешные имамы (ДБМ), но даже Грядущий имам (ДБМ), который нужен нам, чтобы встать во главе и повести нас за собой, тот, чей путеводный свет призван помочь нам преодолеть лежащую перед нами окутанную мраком и полную опасностей дорогу, чтобы достичь безопасного пристанища, - даже он сокрыт от нас. Очевидно, что он находится вне пределов нашей досягаемости. Но при этом он – наш достойнейший имам (ДБМ) – никогда не пренебрегает судьбой своих истинных последователей и всегда знает, как обстоят их дела. (Ниже мы вернемся к вопросу о 'двенадцатом имаме' (ДБМ) и рассмотрим его более всесторонне).

Из вышесказанного видно, сколь почетно положение людей, обладающих совершенной верой в настоящее время, в эту самую худшую из эпох! И у святого Пророка (ДБАР) были все основания, чтобы сказать по поводу таких людей: «О как велико мое желание увидеть моих братьев (которым еще предстоит родиться) в 'конце времен'». [51]

Тот факт, что Пророк (ДБАР), столь высокий в своем ранге и достоинстве, выразил желание увидеть истинно верующих людей нашей эпохи, и назвал их 'братьями', заставляет о многом задуматься.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.