Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая категория: неверующие




Комментарий

Аяты: 6-7

Комментарий

Комментарий

Еще одним признаком набожности человека является его вера во всех пророков и в Божественное Провидение. Коран гласит, что набожный - это тот, кто верует в ниспосланное Пророку Мухаммаду (ДБАР) (т.е. в Коран) и ниспосланное до него (другим пророкам, т.е. в Тору, Евангелие, Псалмы Давида и другие Священные Писания).

Таким образом, набожные люди не просто ощущают отсутствие различий между основными положениями учений всех пророков, но знают, что все пророки были учителями истины, подлинными наставниками в этой великой школе человечества, куда они по очереди приходили и убеждали людей встать на путь самосовершенствования. Более того, набожный человек не только не считает существование других мировых религий поводом для раздора и двуличия, но, учитывая их принципиальное единство, видит в них средство для установления связей и искреннего общения между народами разных стран.

Те, кто не согласен с этим, должны очистить свои души и умы от скверны упрямства и уверовать в то, что несли людям пророки Аллаха, дабы наставить человечество на путь Господа, путь самосовершенствования. Человеку пристало уважать всех 'наставников', указывавших путь к 'единобожию'.

Вера в учения пророков прошлого (ДБМ), естественно, не означает отказа от необходимости приводить свои мысли и поступки в соответствие с постулатами религии последнего из пророков (ДБАР), которая представляет собой последнее, завершающее звено в цепи религиозных учений. Такой отказ означал бы, по существу, шаг назад на пути совершенствования и развития.

Вера в Воскрешение из мертвых упоминается здесь как последний из признаков набожности.[54]

«… и убеждены, что [существует] загробная жизнь»

В этой фразе, которая звучит по-арабски как /ва биль-ахирати хум йукинун/, слово /йукинун/, являющееся производным от /йакин/, означает состояние убежденности и уверенности, достигнутое /муттакин/ 'набожными', благодаря полученным ими несомненным доказательствам и неопровержимым свидетельствам. Одной из отличительных черт /муттакин/ является их непоколебимая убежденность и уверенность в том, что конечная цель жизни здесь состоит в движении к Абсолюту и в достижении мира, лежащего за пределами земного бытия.

Они уверены в том, что человек создан не без цели и предназначения. При сотворении для него был намечен маршрут, который никогда не заканчивается со смертью. все великие идеи, грандиозные события и катаклизмы, происходящие в мире, были бы пустой суетой, будь они предназначены только для краткого мига бренной жизни.

Набожный человек верит в то, что все человечество ждет Абсолютная Справедливость Высшего Суда и что не могут наши деяния в этом мире исчезнуть бесследно, оставшись без расплаты и воздаяния.

Эта вера вселяет в него спокойствие и равновесие духа. Он не только не испытывает никаких стрессов в связи с выполнением возложенных на него обязанностей, но, наоборот, испытывает радость от их отправления. Он тверд перед лицом неудач. Он не мирится, сталкиваясь с несправедливостью. Он уверен в том, что ему воздастся за любой, даже самый незначительный поступок как плохой, так и хороший, а после смерти он перенесется в иной, более совершенный мир, где не будет ни жестокости, ни угнетения, но где его ждет бесконечная благосклонность и милость справедливейшего Аллаха.

Верить в Иной мир - значит сломать стены материализма и выйти в мир счастья, который лучше и выше, чем тот, в котором мы живем. Наш нынешний мир – это как школа, где человек должен проявить максимум прилежания, чтобы подготовить себя к жизни в грядущем мире. Жизнь здесь - это не конечная цель, а лишь подготовка к вечной жизни в Ином мире.

Жизнь в материальном мире очень похожа на внутриутробный период развития человеческого плода. Этот период, естественно, не является целью сотворения человека, а представляет собой лишь эволюционную ступень в преддверии последующего этапа его бытия. И тем не менее, если плод не пройдет эту ступень, оставаясь невредимым вплоть до полного вызревания и появления на свет, его последующая жизнь не будет ни благополучной, ни счастливой.

Вера в Иную жизнь оказывает глубочайшее воздействие на поведение человека. Она наделяет его мужеством и отвагой, а 'мученическая смерть' во имя святой цели является вершиной гордости и славы, самой желанной наградой в жизни верующего. Ведь для него мученичество – это начало иной, вечной жизни.

Вера в Иную жизнь оберегает человека от греха. Можно сказать, что количество совершенных грехов обратно пропорционально силе нашей веры в Аллаха и в Иную жизнь. Чем крепче и непоколебимее наша вера, тем меньше на нас греха. Руководством для нас здесь служат слова Аллаха, обращенные к Давуду (ДБМ): «…суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (Сад, 38:26).

Да, забывчивость человека, не помнящего о 'дне Расплаты', является источником всяческой строптивости, жестокости и разврата, которые в совокупности навлекут на него суровую кару.

* * *

«Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха»

Последний из группы рассматриваемых аятов говорит о цели, к которой идут набожные люди, обретшие все пять упомянутых качеств, и о результате, к которому они пришли.

«Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и они – достигшие успеха»

По сути дела, и наставление их на путь истинный, и их преуспеяние на этом пути Аллахом для них гарантированы. Так что, можно сказать, что единственный путь к спасению и счастью ­— это путь, которым идут люди, получившие, благодаря обретению пяти упомянутых достоинств, наставление Аллаха. Местоимение /уля’ика/ 'те' имеет ограничительный смысл и подчеркивает, что речь идет только о набожных людях, поскольку, хотя руководство и наставление Аллаха всегда имело и имеет всеобщий характер, только люди, обладающие такими достоинствами и избравшие узкую тропу, по которой их ведет Аллах, смогут воспользоваться благами, которые сулит этот путь, и добиться успеха в жизни в этом и Ином мире.

Ранее уже говорилось, что термин /хидаят/ 'руководство, наставление' имеет широкое значение и включает в себя все виды руководства, которое осуществляется только Им одним. Это – и Божественное, и религиозное, и природное руководство. Отдельные стороны понятия 'руководства' уже рассматривались ранее в комментарии к аяту 6 суры Аль-Фатиха. [55]

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا سَوَآءٌ عَلَيْهِمْ ءَأَنْذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنْذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ﴿6﴾ خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿7﴾

6. Воистину, те, которые не уверовали, им все равно, увещевал ли ты их или не увещевал, [они]не уверуют [в Аллаха].

7. аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – пелена, и [уготовано] им великое наказание.

Те, кто включается в эту категорию, представляют собой полную противоположность 'набожным'. Их характеристики очень сжато изложены в приведенных выше двух аятах. Первый из них гласит:

«Воистину, те, которые не уверовали, им все равно, увещевал ли ты их или не увещевал, [они]не уверуют [в Аллаха].».

Первая категория, то есть люди набожные, готовы применить все свои силы и способности, чтобы принять истину и, обретя ее, следовать за ней.

В то же время вторая категория, то есть те, кто не уверовал, упрямствуют в своих заблуждениях до такой степени, что не желают проявлять ни малейшей склонности уверовать в истину, даже если она для них совершенно очевидна. Коран, который является путеводителем для набожных людей, не оказывает на неверующих никакого воздействия. Для них безразличны описания, предостережения, благие вести так же, как и их отсутствие. В принципе, они духовно не готовы к тому, чтобы встать на 'прямой путь' и следовать ему.

Во втором аяте говорится о причине их упрямства и фанатизма. В нем указывается, что они настолько погрязли в безбожии, неверии и враждебности, что утратили способность что-либо видеть и слышать.

«аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – пелена...»

В силу этого, последствием их деяний будет великая кара, и они заслуживают ее. Аллах предостерегает: «…и уготовано им великое наказание».

Таким образом, глаза, которыми набожные видят знамения Аллаха, уши, которыми они слышат слова истины, сердца (и умы), с помощью которых они воспринимают реальность, – все это не приносит пользы людям из второй группы. Да, у них есть глаза, уши и разум, но, когда дело доходит до реальности, они не способны ни видеть, ни слышать, ни понимать происходящее из-за своих позорных поступков, своего упрямства и враждебности, которые встают перед ними, словно пелена, мешая признать истинную реальность.

Человек, несомненно, заслуживает того, чтобы ему указали путь к достижению состояния набожности, даже если он очень далеко отклонился от верного курса. Но если он утратил способность к различению окружающего, путь к достижению счастья для него закрыт, ибо он лишен средств распознавания истины. Поэтому, естественно, ему 'уготовано великое наказание'. Это похоже на случай с нерадивым учеником, который из-за своей глупости отказывается прилежно учиться, навлекая тем самым на себя неприятности, которые ожидают его в связи с неграмотностью и отсутствием документа о завершении образования.

Тут важно отметить, что человеку следует с большой осторожностью относиться к своим прегрешениям, а если ему случается все же впасть в грех, то он должен как можно скорее покаяться и постараться смыть его посредством благих дел. Нельзя допускать, чтобы грех как несмываемое пятно остался на его совести, 'запечатав' ему сердце. В Священном Коране слово 'запечатать' подразумевает отвратить сердце и ум от 'реального' и повернуть их к 'иллюзорному, нереальному'.

Согласно преданию, имаму Бакиру (ДБМ) принадлежат такие слова: «У каждого правоверного раба есть на сердце ослепительно белая поверхность. Когда он совершает грех, на ней появляется черная точка. Когда он кается, черная точка исчезает. Но если он продолжает грешить, то черная точка растет, пока не закроет всю эту белую поверхность. Если вся белая поверхность покрыта чернотой, хозяин такого сердца никогда не сможет вернуться в лоно добродетели. Таков смысл слов Всевышнего и Всемогущего Аллаха, который сказал: 'Так нет же, деяния окутали [пеленой] их сердца'» (Аль-Мутаффифин (Обвешивающие) - 83:14).[56]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.