Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья категория людей: лицемеры




Комментарий

Аяты: 8-16

Безбожие и значение этого слова

Лексическое значение слова /куфр/ - это 'покрытие', 'сокрытие'. В религиозном же смысле оно означает 'отрицание Существования Аллаха и Его милости, Его посланцев, предсказаний пророков и воскрешения из мертвых'. Тот, кто отвергает эти религиозные принципы, или хотя бы один из них, тот, по единодушному мнению всех мусульман, выпадает из круга последователей Ислама и считается неверующим.

Как бы то ни было, безбожие – это 'гнилое дерево', корнями которому служат ложные идеи, его ствол – это безнравственность, а ветви и листья – суть грехи и пороки. Плодами такого дерева могут быть только позор в этом мире и наказание в будущей жизни. Вера же – это 'здоровое дерево', у которого корни – это истинная убежденность, ствол – прекрасное благонравие, ветви и листья – добрые дела, а плоды – счастье и богатство в этом мире и вечное спасение в мире Ином.

Сура Ибрахим гласит: «Разве ты не знаешь, что Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви [тянутся] к небесам? Оно плодоносит непрестанно с соизволения Господа своего. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они образумятся. А скверное слово, согласно притче, - это скверное дерево, которые вырывают из земли, так как [корни] его непрочны» (14:24-26).

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ ءَامَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الاَخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ ﴿8﴾ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ ءامَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلآَّ أَنْفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ ﴿9﴾ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُون ﴿10﴾ وإِِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَتُفْسِدُوا فِي الأَرْضِ قَالُوا إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ ﴿11﴾ اَلآ إِنَّهُمْ هُمُ الْمُفْسِدُونَ وَلَكِنْ لاَ يَشْعُرُونَ ﴿12﴾ وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ ءامِنُوا كَمَآ ءامَنَ النَّاسُ قَالُوا أَنُؤْمِنُ كَمَآ ءامَنَ السُّفَهَآءُ اَلآ إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَآءُ وَلَكِن لاَ يَعْلَمُونَ ﴿13﴾ وَإِذَا لَقُوا الَّذِينَ ءامَنُوْا قَالُوا ءامَنَّا وَإِذَا خَلَوْا إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُوا إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِئُونَ ﴿14﴾ اللّهُ يَسْتَهْزِىِءُ بِهِمْ وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ ﴿15﴾ اُوْلَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُا الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى فَمَا رَبِحَتْ تِجَارَتُهُمْ وَمَا كَانُوا مُهْتَدِينَ ﴿16﴾

8. Среди людей есть такие, которые утверждают: 'Мы уверовали в Аллаха и в Судный день'. Но они – неверующие.

9. Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая [этого].

10. В их сердцах – недуг. Да усугубит Аллах их недуг! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали.

11. Когда же им говорят: 'Не творите нечестия на земле!' – они отвечают: 'Мы творим только добрые дела'.

12. Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают [того].

13. 13 Когда же им говорят: 'Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди', - они отвечают: 'Неужели мы уверуем, как уверовали глупцы?' Да будет тебе известно, что они-то и есть глупцы, но не ведают [об этом].

14. Когда они встречают уверовавших, то говорят: 'Мы уверовали'. Когда же остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: 'Воистину, мы с вами, и, воистину, мы только смеемся [над верующими]'.

15. Аллах сам насмеется над ними и оставляет их в неповиновении, в котором они бредут вслепую.

16. Они – те, которые ценой истинного пути купили заблуждение. Но сделка не принесла им прибыли, и не причислены они к тем, кто ведом путем прямым.

* * *

Приведенные выше аяты предлагают краткое, но весьма выразительное описание 'лицемеров' с присущими им душевными качествами, которые проявляются в практических поступках.

В этой связи не следует упускать из виду такой факт: в один из периодов своей непростой истории Ислам столкнулся с позицией определенной группы людей, которые, с одной стороны, не имели мужества открыто принять учение Ислама, а с другой стороны, не осмеливались откровенно выступить против него.

Эта группа, которую мы квалифицируем здесь как третью категорию людей, называется в Коране по-арабски /мунафикун/ 'лицемеры', или 'двуличные'. Они проникают в ряды верующих мусульман и, живя внутри их общины, представляют очень большую опасность и для Ислама, и для его последователей. Верующему зачастую бывает трудно опознать их, поскольку на людях их поведение не отличается от поведения правоверных. Но Коран указывает отчетливые признаки и особенности поведения, по которым всегда и везде можно обнаружить их скрытые поступки. Эти признаки служат истинным мусульманам критерием для выявления лицемеров.

Итак, в начале речь идет о лицемерии, как таковом:

«Среди людей есть такие, которые утверждают: 'Мы уверовали в Аллаха и в Судный день'. Но они – неверующие».

* * *

Лицемеры вообразили, что поступают очень умно, надеясь при этом извлечь для себя какую-то выгоду, и потому «Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших…»

Но на самом деле все обстоит не так, как они себе это представляют: «…но обманывают только самих себя, не ведая [этого]».

Сбившись с прямого пути, они всю оставшуюся жизнь обречены на блуждания. Все свои силы и способности они тратят на удовлетворение собственного тщеславия, но взамен их ждут лишь неудачи, позор и мучительная небесная кара.

* * *

В следующем аяте говорится о том, что лицемерие - это, по существу, болезнь. Здоровый человек в здравом уме не может иметь двух лиц. Здоровому человеку свойственна полная гармония духа и тела, поскольку его внутренний и внешний мир так же, как душа и тело, взаимно дополняют друг друга. Если человек уверовал, то все его существо излучает веру и выражает его убежденность в ней. Если же он сбивается с пути, то его заблуждение неизбежно проявляется как внутри него, так и снаружи. присущее лицемерам несогласие между духом и плотью – это не что иное, как еще одна болезнь. Она проявляется в виде противоречия в личности человека, ее двойственности, утраты ее целостности. Следующий аят начинается словами: «В их сердцах – недуг».

в соответствии с законами, лежащими в основе сотворения мира, каждый сам выбирает себе дорогу жизни, обзаводясь необходимым инструментом для ее строительства, и далее всю жизнь идет по этой самой дороге. Другими словами, чем больше активности и воображения проявляет человек в продвижении по избранному им пути, тем более ярким и безопасным будет его путешествие.

Далее этот же аят гласит: «Да усугубит Аллах их недуг!»

Капитал лицемера – 'ложь'. Лицемер старается в меру своих сил сгладить возникшее в его жизни противоречие, а потому прибегает ко лжи, чтобы как-то оправдать себя. Поэтому в заключении аята говорится: «Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали».

* * *

В Коране говорится о характерных чертах лицемеров, первой из которых является их претензия на роль 'вершителей добра', хотя на самом деле они представляют собой лишь разрушителей порядка.

«Когда же им говорят: 'Не творите нечестия на земле!' – они отвечают: 'Мы творим только добрые дела'.»

* * *

«Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают [того].»

Их упорство в своем лицемерии и привычка к своему отвратительному и позорному поведению постепенно порождают у них представление о том, что их действия созидательны и полезны. Ведь, как ранее говорилось, когда количество прегрешений переходит определенную грань, человек утрачивает способность отличать хорошее от плохого, а то и переставляет их местами в своем восприятии, и тогда греховность и безбожность превращаются в его вторую натуру.

* * *

Другой характерной чертой этой группы людей является то, что себя они мнят большими умниками и мудрецами, а верующих считают простофилями и доверчивыми глупцами. В Коране об этом говорится так: «Когда же им говорят: 'Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди', - они отвечают: 'Неужели мы уверуем, как уверовали глупцы?'»

Вот так они обвиняют в глупости людей, чистых душой и жаждущих истины за то, что они, увидев свидетельства подлинности и верности учения Пророка Ислама (ДБАР), смиренно приняли его. Лицемеры считают, что безнравственность, ложь и лицемерие есть выражение ума и мудрости. Да, если следовать их логике, то глупость и ум должны поменяться местами.

Но Коран отвечает на их измышления словами: «Да будет тебе известно, что они-то и есть глупцы, но не ведают [об этом]».

Да разве это, и впрямь, не глупость, когда человек, не сумев определиться в своих убеждениях, меняет окраску, подстраиваясь под тех, с кем он общается в настоящий момент? Разве это не двурушничество, не бесхребетность? Не глупо ли тратить свои силы и способности на совершение злодеяний, на подлые козни и заговоры, и при этом считать себя умным человеком?

* * *

Третьей чертой их является каждодневная перемена окраски, мгновенная смена курса в угоду той группе людей, в которой они находятся в данный момент. В Коране об этом говорится: «Когда они встречают уверовавших, то говорят: 'Мы уверовали'…»

Своим же единомышленникам они говорят, что их заверения в вере есть не что иное, как насмешка над истинно верующими: «…мы только смеемся [над верующими]». Они обманули верующих, ибо на самом деле продолжают поддерживать своих единомышленников и друзей, храня в глубокой тайне свои секреты.

* * *

Далее в Коране в их адрес звучат очень резкие и решительные слова:

«Аллах сам насмеется над ними и оставляет их в неповиновении, в котором они бредут вслепую».

* * *

заключительный аят рассматриваемого фрагмента посвящен плачевному уделу этих людей, которых ждет мучительный, мрачный и бесславный конец:

«Они – те, которые ценой истинного пути купили заблуждение. Но сделка не принесла им прибыли, и не причислены они к тем, кто ведом путем прямым».

Вот почему их сделка не только не принесла им прибыли, но даже и не вернула вложенных средств.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.