Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства ниспослания 2 страница




168. О люди! Вкушайте на земле этой то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам Шайтана, ибо, воистину, для вас он - враг явный.

169. Воистину, повелевает он вам только зло и мерзость и учит возводить на Бога то, чего не знаете вы.

Одним из признаков совершенной религии является то, что она считает потребление недозволенной пищи сатанинским деянием (как сказано в Коране: «Вино, азартные игры… - мерзость, придуманная Шайтаном» [174]), а необоснованный отказ от пищи дозволенной – следствием сатанинских соблазнов (как сказано в Коране: «Ешьте то, что даровал Он вам в удел, и не следуйте по стопам Шайтана…» [175]).

В рассматриваемых аятах такой подход находит еще одно подтверждение:

О люди! Вкушайте на земле этой то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам Шайтана…

исторические источники сообщают о том, что отдельные арабские племена без всяких разумных оснований отказались использовать в пищу некоторые из производимых ими самими продуктов земледелия и скотоводства, порой приписывая этот запрет воле Аллаха. Рассматриваемые аяты были ниспосланы, чтобы устранить это недоразумение.

Ислам уделяет особое внимание материальной стороне жизни людей. главное же в ней - это потребность в пище, которой посвящены десятки аятов Корана и сотни исламских преданий.

Одна из обязанностей Пророков состояла в том, чтобы определить, какие виды пищи и напитков следует считать разрешенными, а какие – запретными с учетом положительных и отрицательных качеств каждого из них. Первый из рассматриваемых аятов предписывает нам потреблять только ту пищу, которая с точки зрения религии является разрешенной и чистой /халал/:

О люди! Вкушайте на земле этой то, что дозволено и чисто,…

Мы не должны также отказываться от определенных видов пищи по наущению Шайтана, ибо он – наш откровенный враг:

…ибо, воистину, для вас он - враг явный

В одном из преданий Имам Бакир (ДБМ) приводит такие слова Пророка (ДБАР): «Поклонение Аллаху включает в себя семьдесят аспектов, важнейшим из которых является законное добывание пропитания». [176]

Еще в одном предании приводятся такие слова того же Имама Бакира (ДБМ), пятого Имама: «Тот, кто зарабатывает пропитание в земной жизни, чтобы ни от кого не зависеть в удовлетворении своих потребностей, чтобы обеспечить свою семью и помочь ближнему своему, в Судный день встретит Всемогущего и Достославного Аллаха с лицом сияющим, как полная луна». [177]

****

В «Тафсир Рух аль-баян» говорится, что Шайтан искушает человека в несколько приемов. Вначале он пытается внушить ему неверие. Если это не удается, пробует подтолкнуть человека к ереси. Потерпев неудачу, прибегает к искушению мелкими прегрешениями. Если и здесь у него ничего не получается, то он старается сделать так, чтобы человек взамен поклонения Аллаху сосредоточился на благих деяниях. Если же и этот способ ни к чему не приводит, он пытается ограничить поклонение человека Господу примитивными обрядами, сдерживая его восхождение к более высоким ступеням веры.[178]

Таким образом, рассматриваемый отрывок является предупреждением против козней Шайтана и его злобных наущений, ибо, как гласит Коран:

Воистину, повелевает он вам только зло и мерзость и учит возводить на Бога то, чего не знаете вы

****

Сура Аль Бакара (Корова)

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئاً وَلاَ يَهْتَدُونَ ﴿170﴾ وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُواْ كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لاَ يَسْمَعُ إِلاَّ دُعَاء وَنِدَاء صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ ﴿171﴾

170. Когда говорят им: «Следуйте тому, что ниспослал [вам] Аллах», - отвечают они: «Нет! Следовать мы будем тому, на чем стояли отцы наши». А если не разбирались ни в чем отцы их и не ведали пути истинного?

171. Те, что не уверовали, подобны скотине бессловесной, которую кличет пастух, а она ничему не внемлет, кроме окрика и зова [грубого]. Глухи они, немы, слепы и не разумеют ничего.

Предыдущие аяты предостерегали нас от сатанинских наущений и искушений, ввергающих человека в заблуждение. В данном отрывке в качестве примера такого заблуждения названо слепое следование обычаям предков. Сказано:

Когда говорят им: «Следуйте тому, что ниспослал [вам] Аллах», - отвечают они: «Нет! Следовать мы будем тому, на чем стояли отцы наши»

Они не желают внять ниспосланным Аллахом аятам и призывам Пророка (ДБАР). Ответом им служат следующие слова Корана:

А если не разбирались ни в чем отцы их и не ведали пути истинного?

Другими словами, если их предкам не хватило мудрости и здравого смысла, чтобы последовать за Пророками, то неужели и они пойдут по такому же пути? Если бы их предки или сами они, эти неверные, обладали достаточной мудростью или действовали по Божественному наставлению, то их поведение можно было бы оправдать, однако это не так.

****

Рассматриваемые аяты содержат два сравнения: 1) уподобление Пророка пастуху; 2) уподобление нечестивцев скотине, которая реагирует только на окрики и грубые слова своего пастуха. Это сравнение перекликается с одним из преданий в передаче Имама Бакира (ДБМ). Приведенная в нем притча уподобляет Пророка (ДБАР), зовущего толпу неверных на путь истины и стремящегося сломать закоснелую традицию слепого подражания, пастуху, который кричит на стадо овец или других животных, стремясь уберечь их от опасности, но те не понимают его слов.

Те, что не уверовали, подобны скотине бессловесной, которую кличет пастух, а она ничему не внемлет, кроме окрика и зова [грубого]

Заключительные слова полностью проясняют ситуацию:

Глухи они, немы, слепы и не разумеют ничего

****

Сура Аль Бакара (Корова)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُواْ لِلّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ ﴿172﴾

172. О вы, уверовавшие! Вкушайте пищу добрую, которую дали Мы в удел вам, и благодарите Бога, если поклоняетесь вы Ему.

В данном аяте Аллах также призывает нас проявить благодарность за дарованные Им блага. В «Тафсир ас-Сафи» приводится высказывание Пророка (ДБАР), в котором он повторяет слова Аллаха о том, что Он создал людей, а они поклоняются другим богам, Он дарует им пропитание, а они благодарят за это кого угодно, но только не Его.[179]

Из этого аята становится ясно, что нам надлежит есть вкусную и здоровую пищу, дарованную нам Аллахом и благодарить Его за пропитание.

О вы, уверовавшие! Вкушайте пищу добрую, которую дали Мы в удел вам, и благодарите Бога…

Разум подсказывает нам, что за дарованное благо следует проявлять признательность его дарителю.

…если поклоняетесь вы Ему

Благодарность Аллаху позволяет и впредь пользоваться Его щедрыми дарами. Признательность Аллаху - это признак искренности и чистоты веры человека.

Имам Хади (ДБМ) сказал, что гнев Аллаха обрушится на тех, кто отказывается от дарованных ему Господних благ и воздерживается от совершения дозволенных Исламом действий.[180]

****

Сура Аль Бакара (Корова)

إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللّهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿173﴾

173. Воистину, запретил вам [Всевышний есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Его. Если же вынужден кто-либо съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим долг свой, то нет на нем греха. Воистину, Прощающий Аллах, Милосердный.

В продолжение темы предыдущего аята данный аят гласит, что мы не должны по собственной прихоти, либо из каких-то надуманных соображений отказываться от некоторых видов пищи, дозволенной Аллахом. Да, действительно, Аллах запретил потреблять в пищу мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также мясо любого животного, заколотого без упоминания Его имени.

Воистину, запретил вам [Всевышний есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Его

Изложенный здесь запрет Всевышнего на потребление некоторых продуктов имеет вполне понятное и разумное обоснование. Так, например, известны слова Имама Садыка (ДБМ), который по этому поводу сказал следующее: «Тот, кто ест мертвечину, ослабеет, подорвет свое здоровье и утратит способность иметь детей. Едока мертвечины неизбежно постигнет внезапная смерть. А тот, кто употребляет в пищу кровь, станет жестокосердным…» [181]

Врачи утверждают, что в крови свиньи могут обитать личинки ленточного червя и трихинеллы. Личинки трихинеллы – этого крохотного червя-нематода – развиваются в кишечнике и в скелетных мышцах человека, свиньи и некоторых других животных, вызывая трихинеллез. В наше время в ряде восточных стран употребление в пищу свинины запрещено. У последователей иудаизма и некоторых других религий, возникших до Ислама, мясо свиньи считалось в высшей степени нечистым. В Библии, например, грешники уподобляются свиньям.

Однако в запрете на употребление недозволенной пищи есть и исключения. Выражение /гайра багин/ 'не будучи нечестивым' означает, что употребление такой пищи допустимо, если это делается не ради удовольствия, а лишь для сохранения жизни. А выражение /‘адин/ 'преступающим' подразумевает, что человек, нарушая запрет, не имел намерения попрать установленные Аллахом законы, а только руководствовался жизненной необходимостью. Итак, не будет греха на том, кто нарушил запрет не по своей воле, а в силу непреодолимых обстоятельств или спасая свою жизнь.

Если же вынужден кто-либо съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим долг свой, то нет на нем греха

Нарушить запрет в таких обстоятельствах позволяет милость и милосердие Аллаха, как сказано о том в аяте:

Воистину, прощающий Аллах, всемилосердный

В комментарии «Нур ас-сакалейн» приводится очень выразительное высказывание Имама Садыка (ДБМ) на эту тему: «Безбожник тот, кого обстоятельства принуждают съесть мертвечину, кровь, мясо свиньи, а он противится этому, предпочитая умереть голодной смертью». [182]

1. Ислам уделяет большое внимание проблеме пищи. Мусульмане неоднократно получали предостережения, касающиеся употребления испорченной, вредной для здоровья и недозволенной пищи. Запрет на употребление свинины, мертвечины и крови встречается в Коране четыре раза. Дважды Божественные послания с этим запретом были ниспосланы в Медине и дважды – в Мекке.

2. При забое скота необходимо думать об Аллахе и поминать Его имя. Это должно служить напоминанием о том, что все в мире принадлежит Аллаху и не одно из наших дел не должно выходить за рамки предписаний единого Господа.

3. Ислам – совершенная религия, и соблюдение ее правил не обременительно для человека. Для Ислама не существует тупиковых ситуаций. При возникновении чрезвычайных обстоятельств любая ритуальная обязанность или религиозный запрет могут быть изменены.

4. Никто не должен злоупотреблять ссылками на чрезвычайные обстоятельства.

Выводы

В этом аяте и в других близких ему по смыслу аятах Корана изложен принцип, согласно которому религиозные законы Ислама должны соблюдаться в повседневной жизни, но в чрезвычайных обстоятельствах допустимо отступление от этих законов. Вещи, запретные в нормальных условиях, могут допускаться в критическом положении. Однако и в том и в другом случае следует соблюдать дух закона и удерживаться в допустимых рамках, руководствуясь чувством набожности. Преднамеренное и демонстративное нарушение запрета недопустимо ни при каких обстоятельствах.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلَ اللّهُ مِنَ الْكِتَابِ وَيَشْتَرُونَ بِهِ ثَمَنًا قَلِيلاً أُولَـئِكَ مَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ إِلاَّ النَّارَ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴿174﴾ أُولَـئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُاْ الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى وَالْعَذَابَ بِالْمَغْفِرَةِ فَمَآ أَصْبَرَهُمْ عَلَى النَّارِ ﴿175﴾ ذَلِكَ بِأَنَّ اللّهَ نَزَّلَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُواْ فِي الْكِتَابِ لَفِي شِقَاقٍ بَعِيدٍ ﴿176﴾

174. Воистину, те, кто замалчивает ниспосланное Богом в Писании, и получает от этого выгоду малую, наполняют утробы свои огнем. И не станет Всевышний говорить с ними в день Судный, не очистит их [от грехов] - уготовано им наказание мучительное.

175. Они – те, кто обрел заблуждение [ценой] пути правильного и наказание – [ценой] прощения. Что же обеспечит их выдержкой против огня адского?

176. Это за то, что, когда Аллах ниспослал Писание для утверждения истины, толкователи его, несогласные между собой, вызвали раздор великий.

До пришествия святого Пророка Ислама (ДБАР) иудейские священники говорили своему народу о его предстоящем благословенном появлении и описывали облик Пророка, исходя из того, что сказано по этому поводу в Торе. Но когда Мухаммад (ДБАР) был Божьей волей послан на землю и воззвал к людям, они не признали истинности его пророческой миссии, поскольку боялись утратить свое прежнее влияние, богатство и прочие привилегии. Именно поэтому они отвергали очевидное и скрывали Истину. Тот, кто скрывает факты может, конечно, какое-то время сохранять свое положение и использовать его для получения даров и подношений, но его выгода слишком ничтожна в сравнении с глубиной грехопадения.

Воистину, те, кто замалчивает ниспосланное Богом в Писании, и получает от этого выгоду малую…

приобретение всех этих мимолетных благ можно уподобить глотанию огня. Данный аят перекликается с другим аятом Корана, в котором сказано: «Воистину, те, кто проедает имущество сирот, несправедливость [к ним] совершая, наполняют брюхо свое огнем и будут гореть в пламени адском». [183] Поэтому далее здесь говорится:

…наполняют утробы свои огнем

В Судный день они будут лишены возможности участвовать в милостивой беседе Аллаха с верующими. Конечно, этот разговор будет происходить с помощью особых волн, возникающих в пространстве, или же посредством вдохновения и безмолвного языка сердца. В этот День все верующие смогут стать собеседниками Аллаха.

Те, кто пытался помешать людям услышать слово правды, по сути дела сами лишили себя возможности внимать милосердному Слову Божью в Судный день. Они услышат от Него не добрые речи, а гневные слова, с которыми Он отправит их в ад, как сказано о том в другом аяте Корана: «Уйдите прочь! Ступайте с позором в ад и не обращайтесь ко Мне!» [184]

Аллах не простит им грехов, и за свои преступные деяния в земной жизни они понесут тяжкое наказание.

И не станет Всевышний говорить с ними в день Судный, не очистит их [от грехов] - уготовано им наказание мучительное

1. Торговля верой, в любой мере и при любых обстоятельствах, - это большая потеря при малой выгоде ('…получают от этого выгоду малую,…')

2. запретные пища и напитки, поглощенные в этом мире, обернутся адским пламенем в мире Ином ('…наполняют утробы свои огнем').

3. Наказание должно соответствовать тяжести преступления. Те, кто не позволяет людям услышать в земной жизни Слова Аллаха, должны быть лишены наслаждения слышать Его Слово в мире Ином.

4. правда утаивалась не только о святом Пророке (ДБАР). Подобный грех совершался и в отношении подлинных преемников Мухаммада (ДБАР), и совершившие его понесут такое же наказание. Имеются в виду те, кто, скрывая истину, не рассказал о провозглашении Али (ДБМ) преемником Мухаммада (ДБАР) в Кадир Хум, вычеркнул сообщение об этом событии из исторических документов и комментариев к ним, и превратно толковал аяты Корана, пытаясь отвратить мусульман от праведных Имамов и навязать им других пастырей.

****

Те, кто утаивает истину, вместо прямого пути скатываются на кривую дорожку, сбывая свое прощение в обмен на наказание.

Они – те, кто обрел заблуждение [ценой] пути правильного и наказание – [ценой] прощения

Разве не понимают они, что, скрывая истину, они становятся соучастниками преступлений и грехов, накопленных человечеством на протяжении всей его истории? Или они считают, что способны вынести тяжесть кары Аллаха?

Что же обеспечит их выдержкой против огня адского?

В предании говорится, что святой Пророк (ДБАР) в беседе с Али ибн Аби талибом (ДБМ) произнес как-то такие слова: «Самый плохой из людей тот, кто меняет свою будущую жизнь на жизнь земную, но еще хуже тот, кто жертвует своей будущей жизнью за земную жизнь другого человека». [185]

****

Утаивающие истину получают суровое предостережение о грозящем им Божьем наказании, поскольку Книга, посланная Аллахом, настолько ясна и понятна, что не оставляет места для сомнений и кривотолков.

Это за то, что, когда Аллах ниспослал Писание для утверждения истины…

И все же находятся люди, которые ради собственной выгоды прибегают к искажению содержания и смысла Богооткровенного послания, порождая расхождение во мнениях и взглядах на него. Они стараются получить побольше, а заплатить поменьше, не останавливаясь при этом и перед нарушением закона. О таких Аллах сказал:

…толкователи его, несогласные между собой, вызвали раздор великий

****

Истинная набожность, воздаяние и завещание

Сура Аль Бакара (Корова)

لَيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّآئِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُواْ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاء والضَّرَّاء وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَـئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ ﴿177﴾

177. Благочестие состоит не в том, чтобы обращали вы лица ваши на восток или запад, но [истинно] благочестив тот, кто уверовал в Бога, в день Судный, в ангелов, Писание, Пророков, кто раздавал имущество, хоть было оно ему дорого, близким, сиротам, нищим, путникам бедным и подаяние просящим, жертвовал его на освобождение рабов, творил молитву обрядовую, вносил закат; [благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и нужде и во время опасности. Это – те, кто правдив, те, кто богобоязнен.

Вера человека в Аллаха заставляет его быть смиренным перед Ним и гордо противиться тиранам. Вера в Судный день наделяет его прозорливостью и великодушием. Вера в ангелов служит предпосылкой его веры в сверхъестественные явления, включая Божественное откровение, провидение и тому подобное.

Вера в Пророков – это вера в то, что на протяжении всей истории человечества всегда существовал прямой путь и те, кто вел людей по этому пути. Она доказывает, что человек никогда не жил бесцельно и никогда не был абсолютно свободным в своей земной жизни.

Благочестие состоит не в том, чтобы обращали вы лица ваши на восток или запад, но [истинно] благочестив тот, кто уверовал в Бога, в день Судный, в ангелов, Писание, Пророков…

выражение 'раздавал имущество' свидетельствует о свойственных верующим гуманности и готовности помочь ближнему; 'творил молитву обрядовую' – говорит об их прямой связи с Аллахом; 'вносил закат' – указывает путь к решению социальных проблем различных слоев общества; 'верные данной ими клятве' – говорит об усилении сплоченности и единства людей; 'терпеливые' – называет важный фактор в обретении стойкости и упорства.

…кто раздавал имущество, хоть было оно ему дорого, близким, сиротам, нищим, путникам бедным и подаяние просящим, жертвовал его на освобождение рабов, творил молитву обрядовую, вносил закат; [благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и нужде и во время опасности. Это – те, кто правдив, те, кто богобоязнен

1. Рассматриваемый аят является одним из самых содержательных в Коране. Как сказано в комментарии 'Аль-мизан', со ссылкой на одно из преданий, Посланник Аллаха считал, что каждый, кто руководствуется в своих поступках положениями этого аята, обладает совершенной верой.[186]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.