Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливое завещание. Философское обоснование завещания




Философское обоснование завещания

Пояснение

Согласно закону о наследовании, имущество покойного в установленной пропорции распределяется только среди определенной части родственников. При этом может оказаться, что остальная часть близких и дальних родственников, а также некоторые друзья и соседи покойного могут находиться в очень стесненном материальном положении.

Кроме того, иногда случается так, что части имущества, наследуемой согласно религиозным законам, недостаточно для удовлетворения нужд кого-то из наследников. Исламское законодательство предоставляет выход из такой ситуации: наряду с законом о наследовании существует закон о завещании, согласно которому мусульманин по своему усмотрению определяет, каким образом должна быть израсходована одна треть его состояния после его смерти.

Помимо этого, иногда кто-то при жизни хочет совершить какое-то доброе дело, но не имеет для этого материальных возможностей. Здравый смысл требует предоставить такому человеку возможность завещать часть своего состояния, заработанного тяжким трудом, на то, чтобы реализовать свое желание хотя бы после смерти.

Все эти жизненные ситуации послужили причиной возникновения в мусульманском праве закона о завещании, что и подчеркивается фразой 'И обязанность это благочестивых'.

Завещание не ограничивается вышеизложенными аспектами. Человеку следует сообщить в нем обо всех своих долгах, об имуществе других людей, отданном ему на сохранение, и о других подобных вещах. Все это должно быть изложено четко и ясно, чтобы не оставалось места ни для каких сомнений и толкований относительно прав людей и Аллаха на завещанное наследство.

Завещание часто упоминается в мусульманской литературе. Например, в предании от святого Пророка (ДБАР) сказано: «Не пристало мусульманину спать ночью, если у него под головой не лежит его завещание». [195]

'Под головой' – это, конечно, метафора, напоминающая о том, что человек должен заблаговременно составить свое завещание.

Во многих мусульманских преданиях говорится о том, что завещание как таковое является благим и достойным деянием, в то же время любая допущенная в нем несправедливость порицается и считается тяжким грехом.

Вот что сказал по этому поводу Имам Бакир (ДБМ): «Тот, кто составил справедливое завещание, подобен человеку, раздавшему в таком же размере подаяние во имя Аллаха в своей земной жизни; того же, кто допустил в завещании несправедливость, Аллах в Судный день лишит Своей милости». [196]

Несправедливым считается завещание, в которое включено более трети состояния завещателя, что лишает его наследников доли, причитающейся им по религиозным законам. Порицается также завещание, которое составлено под влиянием субъективных пристрастий или предвзятости завещателя. В случае, если наследники находятся в крайней нужде, рекомендуется даже сократить размер завещаемого имущества до одной четверти или одной пятой части.[197]

Изучение мусульманских преданий и высказываний видных деятелей Ислама, связанных с рассматриваемой проблемой, позволяет убедиться, какое большое значение придается в Исламе моменту справедливости при составлении завещания. Вот одно из таких преданий:

В период ниспослания Корана скончался один из ансаров, оставивший после себя нескольких малолетних детей. Еще при жизни он потратил все свое состояние на благие цели во имя Аллаха и после смерти не оставил никакого имущества. Когда Пророк (ДБАР) узнал об этом, он спросил: «Что вы сделали с этим человеком?» Ему ответили, что человек тот был похоронен. Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Если бы я знал об этом раньше, то не разрешил бы хоронить его на мусульманском кладбище, поскольку он оставил своих детей в нищете».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.