Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пост – источник набожности




Комментарий

Аяты: 183-185

Завещание может быть изменено при жизни человека

Завещания обязательные и рекомендуемые

Как уже говорилось выше, составление завещания считается настоятельно рекомендуемым делом, но в отдельных случаях оно является обязательным. Такое бывает, например, когда человеку не удалось по каким-то причинам выполнить обязательные религиозные предписания или же ему было отдано на сохранение имущество, принадлежащее другим людям, и есть опасение, что при отсутствии завещания права этих людей могут быть ущемлены. Еще более веские основания для обязательного составления завещания имеются в том случае, когда человек занимает настолько важное и весомое положение в обществе, что отсутствие его завещания может нанести невосполнимый ущерб самому обществу или его религиозным устоям. во всех упомянутых случаях составление завещания является обязательным.

Ислам никак не ограничивает человека в изъявлении его последней воли. Законы Ислама позволяют ему в течение жизни изменять размеры завещанной суммы и способ исполнения завещания, а также назначать другого душеприказчика. Объясняется это тем, что с течением времени меняются обстоятельства и соответственно меняется отношение самого человека к своему завещанию.

Необходимо также заметить, что завещание следует использовать в качестве средства для исправления того, что при жизни мы не успели наладить, так что, даже если кто-то из родственников относился к нам недоброжелательно, мы с помощью завещания могли бы доказать им свое расположение.

В некоторых преданиях указывается, что мусульманские лидеры специально завещали часть своего состояния тем родственникам, которые к ним плохо относились, чтобы вернуть их расположение.

****

Пост во время месяца рамадана
Право собственности

Пост в месяц рамадан – Молитва и обращение к Богу – Правила поведения в месяц рамадан – Уважение права собственности

Сура Аль Бакара (Корова)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴿183﴾ أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿184﴾ شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴿185﴾

183. О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас, - быть может, станете вы богобоязненными

184. на число дней некоторое [, Богом] установленное. А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]. А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо. А в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это.

185. И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], - пусть проводит постясь [эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни. Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили пост и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его.

Вслед за предыдущим разделом, где рассматривалось несколько важных установлений Ислама, данные аяты обращены к еще одному установлению – посту, который является одним из наиболее значительных актов поклонения Господу. Эта группа аятов начинается в том же торжественном тоне, что был присущ и предыдущим аятам:

О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…

Сразу же вслед за этими словами короткой, но очень емкой и исполненной глубокого смысла фразой раскрывается суть и предназначение этой формы поклонения, служащей возвышению человеческой души:

…быть может, станете вы богобоязненными…

Покойный Кулейни в своей знаменитой книге «Аль-Кафи» трактует набожность как отказ от греховных поступков. Большинство грехов проистекает из гнева и похоти. Пост умеряет эти инстинктивные проявления человеческой натуры, способствуя тем самым обузданию пороков и укреплению набожности.[198]

Действительно, пост является важнейшим инструментом для воспитания набожности, оказывая влияние на все стороны жизни верующего. Ниже мы поговорим об этом более подробно.

Поскольку эта форма поклонения Господу связана для человека с некоторым ограничением телесных радостей и преодолением определенных трудностей, особенно когда пост выпадает на летнее время, в рассматриваемом отрывке приводятся различные аргументы, подготавливающие человека к соблюдению этого Божьего установления.

С целью привлечь внимание и возбудить интерес к предмету обсуждения, первый из рассматриваемых аятов начинается такой фразой:

О вы, которые уверовали!

Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.

Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.

В предании от Имама Садыка (ДБМ) сказано: «Вся прелесть этих слов ('О вы, которые уверовали!') в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения». [199]

****

Следующий аят содержит несколько установлений, которые также позволяют легче переносить тяготы поста. Начинается он такими словами:

…на число дней некоторое [, Богом] установленное

Это означает, что вы должны поститься не в течение всего года или большей его части, а всего лишь ограниченное число дней.

Следующее правило:

А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]

Затем говорится о третьей категории верующих, которым пост полностью противопоказан. К ним относятся пожилые люди и хронические больные.

А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо

И, наконец, заключительные слова рассматриваемого аята еще раз подчеркивают смысл соблюдения поста.

А в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это

Эта фраза, ко всему прочему, подтверждает тот факт, что пост как одна из форм религиозного поклонения, ничего не добавляет к величию и славе Аллаха, а приносит пользу только верующему. Об этом же говорится и в ряде исламских преданий.

Так, например, святой Пророк (ДБАР) сказал: «Все грехи того, кто постится в месяц поста, будут прощены». [200]

В одном из преданий приводятся Слова Самого Аллаха: «Пост - Мой, и я вознаграждаю постящегося». [201]

Еще в одном предании есть такие слова святого Пророка (ДБАР): «пожертвование есть для всего, так вот пост - это пожертвование для плоти». [202]

Таким образом, становится ясно, что слова 'а в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это' обращены не к какой-то конкретной группе людей, а ко всем постящимся.

Последний аят данного отрывка содержит сведения о времени поста и разъясняет некоторые правила его проведения. Из первой части аята мы узнаем, что поститься следует в месяц рамадан:

И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран –…

А Коран – это не что иное, как

…руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], - …

Затем вновь повторяется повеление, обращенное к тем, кто болен или находится в пути:

…пусть проводит постясь ]эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни

Повторное обращение к больным и путникам, которое мы уже встречали в предыдущем аяте, возможно, связано с тем, что некоторые люди, считая несоблюдение поста делом постыдным и совершенно недопустимым, постятся даже во время болезни и длительной поездки. Поэтому таким повтором Коран дает понять этим людям, что пост - это религиозная обязанность для здоровых людей, находящихся в обычной обстановке. Но такой же обязанностью для больных и путников является и отказ от поста (соответственно их состоянию), и несоблюдение этой обязанности является грехом.

В конце аята еще раз говорится о смысле Божественного повеления, каким является пост.

Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения…

Эти слова говорят о том, что, хотя пост и является своеобразным ограничением, все же в итоге он приносит человеку душевный покой и облегчает телесные недуги.

Кроме того, из этих слов можно сделать вывод и о том, что повеления Господа нельзя уподобить повелениям тиранов. Если исполнение повеления затруднительно для человека, Аллах предписывает ему более легкую обязанность. Именно исходя из этого, от поста, несмотря на всю его важность, освобождаются больные, путники и ослабленные люди, не способные соблюсти его требования.

Затем сказано:

…желает, чтобы вы завершили пост…

То есть каждому здоровому человеку следует для поддержания здоровья поститься каждый год в течение месяца. А если в месяц рамадан он заболеет или окажется в пути, то пост в течение требуемого количества дней надо провести в другое, более подходящее время. Даже женщины в период менструации, когда им разрешено не совершать молитву, не освобождаются от поста, а лишь переносят его на другое время.

 

Завершается аят такими словами:

…и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его

Да, мы должны восхвалять Аллаха за то, что Он направляет нас на путь истины, и благодарить Его за все блага, которые Он милостиво даровал нам.

Следует отметить, что о благодарении в аяте говорится в сочетании со словами 'быть может', а возвеличивание Аллаха подается как нечто само собой разумеющееся. Возможно, дело в том, что пост уже сам по себе представляет собой возвеличивание Божественной Сущности, в то время как благодарение, так же, как и надлежащее использование небесных благ и получение реальной пользы от поста, предполагает соблюдение определенных совершенно необходимых условий, наиболее важными из которых являются полная искренность, признание поста как реальности и осознание его истинной сущности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.