Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства ниспослания. Преследования в священный месяц – Нечестие, более страшное, чем кровопролитие – Помилование и прощение мухаджирам и мученикам во имяАллаха– Вопрос об




Аяты: 217-218

Преследования в священный месяц – Нечестие, более страшное, чем кровопролитие – Помилование и прощение мухаджирам и мученикам во имяАллаха– Вопрос об употреблении алкогольных напитков и азартных играх – Подаяние – Сироты – Брак между правоверными мусульманами

Комментарий

Аят: 216

Комментарий

В Коране имеется немало аятов, где говорится о благотворительности во имя Аллаха. Господь, Повелитель мира, неоднократно поощрял мусульман тратиться на благотворительные цели и оказывать помощь нуждающимся, но в данном аяте речь идет несколько о другом. К моменту его ниспослания многие люди задавались вопросом о том, какое имущество следует передавать на благотворительные цели.

Они спрашивают тебя, как им расходовать

Помимо ответа на вопрос о том, как следует расходовать, в этом аяте содержится указание еще на одну проблему. В аяте перечисляются ситуации, когда нужно проявлять благотворительность, а также люди, нуждающиеся в ее проявлении. Кроме того, как указывалось при пояснении обстоятельств его ниспослания, возникшие вопросы касались двух моментов: что из имущества следует расходовать и кому должна адресоваться благотворительность.

В ответе на первый из них, то есть какое имущество следует передавать на благотворительные цели во имя Аллаха, что обозначено арабским словом /хайр/ 'добро', содержится его полное и всеобъемлющее определение: все то из добра, что может пойти на пользу другим. Вывод из этого таков, что это может быть любая ценность, как материальная, так и духовная.

Скажи: «Что бы вы ни тратили из [своего] добра…

В ответе на второй вопрос, то есть на вопрос о том, на кого из людей и в какой очередности должна быть обращена ваша благотворительность, содержится подробное перечисление этих лиц. В первую очередь благодетель должен помнить о своих родителях и ближайших родственниках. За ними следуют сироты, неимущие и, наконец, путники.

...прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам

Само собой разумеется, что забота о родственниках, помимо всех обычных последствий благотворительности, имеет еще и тот эффект, что она очень помогает укреплять родственные связи.

И какое бы добро вы ни совершили, Аллах ведает об этом»

Дающие на благотворительные цели не должны афишировать своих даяний, демонстрируя тем самым свое великодушие. Их благотворительность должна идти от сердца. Секрет этого кроется, вероятно, в том, что Тот, Кто вознаграждает, знает все, включая каждый наш поступок. Всевышний, Который один воздает за все наши дела, ведет счет делам всех людей.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴿216﴾

216. Вам предписано сражаться [с врагами Ислама], а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас – зло. Аллах ведает, а вы не ведаете.

Если в предыдущем аяте говорилось о благотворительности, то новый посвящен принесению в жертву собственной души и плоти, которые равноценны с точки зрения самопожертвования во имя веры.

В аяте говорится о необходимости сражаться с врагами. Это повеление возведено в закон и является долгом мусульманина, даже при том, что человеческой природе противны страдания и боль.

Вам предписано сражаться [с врагами Ислама], а это вам ненавистно

Следующая часть аята гласит о том, что борьба с врагом – задача, по сути своей, трудная и малоприятная, поскольку в этой борьбе одни гибнут, другие получают увечья, становятся калеками, теряют имущество, живут в атмосфере страха и неуверенности. Но всегда находятся самоотверженные люди, которых не останавливают никакие жертвы в борьбе за то, что для них свято.

большинство же простых людей, о которых, собственно, шла речь выше, на деле стараются отстраниться от участия в священной борьбе и избегают жертвовать собой.

Господь, повелевающий миром, в резких тонах осуждает такой образ мыслей, но открывает для этих людей дополнительный выход из ситуации. Коран, обращаясь к мусульманам, говорит, что им неведомы все обстоятельства дела. Так откуда им знать? Может быть, за кажущимся неудобством кроется нечто полезное для них, а за тем, что им нравится, скрывается зло. Одному только Аллаху ведомо все тайное. И все же те, кто обладает разумом и прилежен в учении (в отличие от нерадивых), способен найти путь к частичному раскрытию тайной сути некоторых вещей.

Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас – зло

Этот аят выражает один из фундаментальных принципов Божественного творения и законоположения. Он поощряет в человеке проявление благоразумия и осмотрительности в отношении Небесных законов. Другими словами, людям не следует использовать собственный опыт и взгляд в качестве критерия суждения там, где действует Божественный закон, поскольку круг их знаний весьма ограничен по сравнению с тем, что лежит за его пределами, и подобен крохотной капле, упавшей на поверхность морских вод.

Аллах ведает, а вы не ведаете

Никогда не следует косо смотреть на законы, источником которых является Божественное знание, безграничное во всех его аспектах. При этом нужно понимать, что все эти законы отвечают интересам человека, будь это такие предписания, как Священная война, закят и т. п., законы жизни сотворенного мира или такие их проявления, как неизбежные случайности, происходящие в жизни людей. Таковыми, например, могут оказаться неожиданная и неотвратимая беда или смерть, обрушившиеся на наших друзей или родственников, скрытые от человека тайны будущего и тому подобные явления.

Одним из очень важных предписаний в Исламе является Священная война. В аятах Корана, а также в хадисах, восходящих к Пророку Мухаммаду (ДБАР) и ахл аль-бейт (ДБМ), много говорится о Священной войне как о важном и благом деле.

В хадисе, принадлежащем Пророку (ДБАР), говорится: «По сравнению со священной войной во имя Аллаха добрые дела – это лишь мертвое тело в бездонном море». [255]

У Имама Садыка (ДБМ) есть такое высказывание: «После обязательных предписаний (молитва, пост, хадж и закят) Священная война – это лучшее, что есть в Исламе». [256]

Согласно преданию, Посланник Аллаха (ДБАР) говорил также: «У рая есть врата, которые называются Вратами мучеников». [257]

Понятие священной войны есть не только в Исламе. Оно знакомо и другим мировым религиям, возникшим раньше Ислама. Так, в Торе имеются повеления Моисея (ДБМ) относительно необходимости сражаться с рядом племен, не принадлежавших к коленам израилевым. Об этом, в частности, говорится в книгах «Второзаконие» (7, 13, 20), «Исход» (32) и «Числа» (31).

Пророк Иисус (ДБМ) также был привержен идее священной войны, что признается Евангелием от Матфея (10:34) и от Луки (19:27 и 22:36).

В Коране также излагаются истории некоторых из прежних Пророков, сражавшихся против неверных. Вот ссылки лишь на некоторые из них: Али Имран (Семейство Имрана) - 3:47, Аль-Бакара (Корова)- 2:246, Аль-Маида (Трапеза)- 5:27. [258]

Ниже приводятся упомянутые выше выдержки из книг Ветхого Завета.

В пятой книге моисеевой, озаглавленной «Второзаконие» (7:2-5), говорится:

2. И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их.

3. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

4. Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.

5. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем.

Там же в книге «Второзаконие» (13:9-15) говорится:

9. Но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтобы убить его, а потом руки всего народа.

10. Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

11. Весть Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.

12. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,

13. Что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали»:

14. То ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,

15. Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча.

Далее там же (20:1-4) говорится:

1. Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их; ибо с тобою Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской.

2. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник и говорит народу,

3. И скажет ему: «слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими: да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их;

4. Ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас».

Во второй книге Моисеевой, «Исход» (32:27-29), говорится:

27. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

29. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Однако в четвертой из книг Моисеевых, «Числа» (31:1-12), говорится:

1. И сказал Господь Моисею, говоря:

2. Отмсти Мадианитянам за сынов израилевых, и после отойдешь к народу твоему.

3. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтоб они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;

4. По тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.

5. И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.

6. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.

7. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола.

8. И вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечем.

9. А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,

10. И все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем.

11. И взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота,

12. И доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.

Далее приводятся упоминавшиеся ранее цитаты из Нового завета.

а) Евангелие от Матфея (10:34):

Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.

б) Евангелие от Луки (19:27):

Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

в) Евангелие от Луки (22:36):

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч.

****

Важные вопросы по другим темам

Сура Аль Бакара (Корова)

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ وَصَدٌّ عَن سَبِيلِ اللّهِ وَكُفْرٌ بِهِ وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِخْرَاجُ أَهْلِهِ مِنْهُ أَكْبَرُ عِندَ اللّهِ وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ وَلاَ يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىَ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُواْ وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُوْلَـئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴿217﴾ إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ هَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أُوْلَـئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللّهِ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿218﴾

217. Они спрашивают тебя о сражении в священный месяц. Отвечай: «Сражаться в священный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из нее – еще больший грех перед Аллахом, ибо нечестие – грех больший, чем убиение. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отвратится от своей веры и умрет неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей. Они – обитатели ада и пребудут в нем навеки».

218. Воистину, те, которые уверовали, переселились и явили рвение на пути Аллаха, уповают на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

По преданию, этот аят был ниспослан в связи с военными действиями, которые предпринял Абдалла ибн Джахш. Вот как описываются эти события.

Перед битвой при Бадре Посланник Аллаха (ДБАР) позвал к себе Абдаллу ибн Джахша. Когда тот пришел, Пророк (ДБАР) вручил ему пакет и велел немедленно выступить в путь в сопровождении восьми человек из мухаджиров, а после двух дней пути вскрыть пакет и далее следовать содержащимся в нем указаниям. Проведя два дня в дороге, Абдалла вскрыл пакет и прочел: «После того как ты вскроешь этот пакет, следуй в Нахлу (местность между Меккой и Таифом) и наблюдай оттуда за курайшитами. После доложишь нам обстановку».

Абдалла объяснил своим спутникам суть дела и добавил, что Пророк (ДБАР) велел ему никого насильно не заставлять следовать вместе с ним. Так что те, кто готов пойти на смерть, могут ехать с ним, а остальные вправе вернуться назад. Все решительно двинулись вместе с ним. Когда они достигли Нахли, им встретился курайшитский караван, который сопровождал Амр ибн Хадрами. Это был последний день раджаба (одного из священных месяцев), и Абдалла со спутниками стали советоваться, можно им напасть на караван или нет.

Некоторые стали говорить, что если позволить каравану продолжать свой путь, то он вскоре вступит в пределы священного города Мекки, где будет недоступен для нападения. И тогда посланцы Пророка атаковали караван. Им удалось убить Амра ибн Хадрами и привести караван и двух плененных ими караванщиков к Пророку (ДБАР). Посланник же Аллаха (ДБАР) сказал, что не приказывал им вступать в сражение в священный месяц, а потому не хочет иметь ничего общего ни с пленниками, ни с трофеями. Доблестные воины были огорчены, а мусульмане стали пенять им. Неверные тоже отпускали ядовитые замечания, говоря, что Пророк Мухаммад (ДБАР), мол, позволил проливать кровь, сражаться и брать пленных даже в священные месяцы года. Тогда и был явлен этот аят.

После ниспослания этого аята Абдалла ибн Джахш и его соратники заявили, что стремились заслужить вознаграждение как солдаты Священной войны. Они даже спрашивали Пророка (ДБАР), будет ли им награда как муджахедам. Тогда был явлен второй из приведенных выше аятов. [259]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.