Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства ниспослания




Аят: 229

Комментарий

Аят: 228

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلاَثَةَ قُرُوَءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلاَحًا وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ ﴿228﴾

228. Разведенные должны выжидать три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени. Аллах – Великий и Мудрый.

В предыдущем аяте был поднят вопрос о разводе. В новом аяте предлагается ряд правил, которым нужно следовать при разводе. Таких правил здесь названо пять. Во-первых, аят гласит о необходимости соблюсти 'период выжидания'.

Разведенные должны выжидать три срока регул

В этой фразе использовано арабское слово /куру’/, под которым здесь подразумевается период ежемесячного очищения женщины. Поскольку процедура развода должна осуществляться после того, как женщина очистится и не будет иметь близости со своим мужем, это очищение идет в счет упомянутых трех. После него она должна выждать еще два месячных периода, и как только появятся признаки наступления третьего менструального цикла, период ожидания считается законченным и женщина имеет право снова выходить замуж.

Второе правило гласит:

Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах

Следует заметить, что вопрос начала и истечения периода ожидания, который сама женщина решает лучше любого постороннего, остается на совести женщины, и ее слова принимаются в качестве документального доказательства.

Третье правило можно вывести из фразы, гласящей, что муж может в течение периода ожидания отозвать свое решение о разводе.

А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения

По сути дела, пока для женщины продолжается период ожидания и предварительного развода, муж может в любой момент без всяких дополнительных процедур возобновить с ней супружеские отношения. Для того, чтобы это произошло, достаточно любого слова или действия, подразумевающего, что супруг не намерен доводить дело до окончательного развода.

Далее излагается четвертое правило.

Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени

Итак, точно так же, как мужья имеют определенные права в отношении своих жен, их жены тоже имеют аналогичные права в отношении своих супругов, которые обязаны их уважать.

Учитывая очевидные различия между мужчиной и женщиной с точки зрения их физических и психологических особенностей, мужу отдана главенствующая роль в управлении семейными делами, а женщина призвана помогать ему в этом. Эти различия не могут, однако, помешать некоторым женщинам взойти на более высокую ступень знания и набожности, достичь более высокого духовного ранга, чем многие мужчины.

Арабский термин /ма‘руф/, который означает благожелательное, логичное и разумное поведение, повторяется в аятах, посвященных проблеме развода, 12 раз, что можно рассматривать как предупреждение мужчинам и женщинам, чтобы они не злоупотребляли своими правами, а строили свои супружеские отношения, уважая права друг друга, дабы заслужить одобрение Аллаха.

Наконец, последняя строка этого аята гласит:

Аллах – Великий и Мудрый

Эти заключительные слова указывают на то, что мудрость и здравомыслие Аллаха требуют от каждого члена общества, чтобы он нес обязанности, вытекающие из законов сотворенного мира, с учетом особенностей его телесного и духовного склада. Мудрость Аллаха требует также, чтобы и женщина выполняла аналогичные обязанности, пользуясь в то же время дарованными ей правами, благодаря чему между правом и долгом устанавливается справедливое и равновесное соотношение.

Важность этого положения, а также различия между полами и их обязанностями станут предметом дальнейшего рассмотрения при анализе соответствующих аятов Корана.

****

Развод и соблюдение закона

Сура Аль Бакара (Корова)

الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلاَّ أَن يَخَافَا أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿229﴾

229. О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом. Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного, если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы.

К одной из жен Пророка (ДБАР) пришла как-то женщина и пожаловалась ей, что муж ее несколько раз объявлял о разводе с ней, а затем назло ей отказывался от своих слов. Среди арабов–язычников было обычным делом тысячекратно объявлять о разводе с женой, а затем брать свои слова обратно. Никаких ограничений здесь не существовало. Когда эта жалоба дошла до Пророка (ДБАР), ему был явлен этот аят, ограничивающий количество провозглашений развода тремя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.