Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства ниспослания




Аят: 230

Основные идеи

Комментарий

В комментарии к предыдущему аяту указывалось, что правила, касающиеся 'периода выжидания' и 'отмены' развода, установлены с целью укрепления статуса семьи и предотвращения ее распада и разрушения. Однако некоторые из новообращенных мусульман продолжали действовать согласно прежним языческим обычаям, нарушая это правило Ислама. Чтобы досадить своим женам, они разводились с ними, а затем вновь и вновь отменяли свое решение о разводе. Этот аят был ниспослан для того, чтобы искоренить этот недостойный мужчины варварский обычай.

О разводе объявляется дважды…

Предварительный (допускающий отмену) развод провозглашается, таким образом, дважды, но не подряд, а с перерывом.

Затем Коран добавляет, что каждый раз, возвращаясь к процедуре развода, муж должен решить: либо остаться с женой, достойным образом помирившись с ней, либо так же достойно освободить ее от обязательств и навсегда с ней расстаться.

…после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом

Объявление развода в третий раз закрывает путь к отступлению, ибо если две предыдущие возможности обсудить объявленный развод и достичь примирения, отменив предыдущее решение, были использованы, то после третьего раза процедура должна быть исчерпана.

Слова 'отпустить ее достойным образом' говорят о том, что мужчина должен сполна заплатить своей жене все, что ей положено по праву, а после развода не должен злословить за ее спиной. Ему не следует пытаться испортить отношение к ней окружающих, чтобы не лишать ее возможности снова выйти замуж. При разводе, таким образом, нужно проявлять достоинство и великодушие. Не случайно, поэтому, в следующей строке аята говорится:

Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного [вами]…

Муж не имеет права удерживать ничего из того, что он дал или обещал дать жене, то есть из калыма /махр/, который принято платить при вступлении в брак. Размер калыма, как правило, довольно велик и большая его часть обычно не выплачивается мужем. Поэтому стоимость калыма, который нужно будет заплатить при объявлении развода, является еще одним сдерживающим фактором, не позволяющим мужчине необдуманно, сгоряча прибегать к разводу.

Итак, в случае развода мужу не разрешается силой отбирать у женщины то, что он дал ей в качестве калыма.

В следующей фразе говорится о разводе за денежный выкуп, так называемом 'разводе /хул‘/'. Это, как сказано, единственный случай, допускающий возвращение калыма. происходит такая процедура в том случае, когда женщина не желает продолжать супружеские отношения с мужем и оба они опасаются, что при такой жизни им не удастся соблюсти установления Аллаха.

…если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом

Согласно закону, жена может просить развода у своего супруга, возвращая ему за это калым, если она его уже получила, либо отказываясь от еще не выплаченной ей доли. В этом случае по решению мусульманского судьи /хаким аль-шар‘/ она получает развод /хул‘/.

А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод

В описанных обстоятельствах инициатива развода принадлежит, по существу, жене. В этом случае она должна заплатить компенсацию мужчине, который хотел бы продолжать жить с ней, чтобы он, тем не менее, мог жениться на другой с тем же самым калымом.

В заключительной части аята вновь упоминаются все вместе установления Аллаха и говорится:

Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы

Многократность развода основывается на понятии многократности брака, то есть для того, чтобы состоялся развод, прежде должен иметь место брак. Когда мужчина говорит своей жене: 'Я троекратно с тобой развелся', - на самом деле имеет место лишь один развод, поскольку расторгается лишь один брак. Поэтому в высказываниях Ахл аль-бейт по вопросам права указывается, что расторжение брака должно происходить в несколько этапов. Каждому новому объявлению о разводе должен предшествовать брак. Многократность повторения, помимо того, что на этот счет имеется прямое указание в рассматриваемом аяте Корана, оправдана также и общественным благом. Ведь было бы нехорошо, если бы семейные отношения оказались бесповоротно разорванными в результате однократного действия и одного единственного решения.

2. Установления Аллаха требуют, чтобы мужчина материально обеспечивал семью, а женщина была послушна своему мужу.

3. Нарушитель установлений Аллаха – неправеден.

А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы

****

Сура Аль Бакара (Корова)

فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىَ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَن يَتَرَاجَعَا إِن ظَنَّا أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ وَتِلْكَ حُدُودُ اللّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ ﴿230﴾

230. Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если тот разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных.

Однажды, еще при жизни Пророка Ислама (ДБАР) к нему подошла женщина и сказала, что она замужем за своим двоюродным братом по имени Рифаа, который развелся с ней (трижды произнеся формулу развода). После этого она вышла замуж за человека по имени Абдуррахман, но тот также развелся с ней, так и не вступив в половые сношения. А вопрос ее состоял в том, может ли она теперь вернуться к своему первому мужу.

Посланник Аллаха (ДБАР) ответил отрицательно и сказал при этом, что ее повторный брак с первым мужем мог бы иметь силу только в том случае, если бы она вступила в интимную связь со вторым мужем. В этих обстоятельствах и был явлен ему этот аят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.