Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные мысли




Комментарий

Аяты: 226-227

Основная идея

Комментарий

Обстоятельства ниспослания

Аяты: 224-225

وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّواْ وَتَتَّقُواْ وَتُصْلِحُواْ بَيْنَ النَّاسِ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴿224﴾ لاَّ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِيَ أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ ﴿225﴾

224. Пусть клятва именем Аллаха не препятствует вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Всеслышащий, Всезнающий.

225. Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах – прощающий, снисходительный.

Во многих книгах толкования Корана, включая «Маджма‘ аль-баян» и «Рух аль-баян», история ниспослания этого аята описывается, вкратце, следующим образом.

Между дочерью одного из сподвижников Пророка (ДБАР), которого звали Абдалла аль-Равахех, и ее женихом возник спор. Отец невесты поклялся не вмешиваться в их дела и не пытаться помирить их. Тогда и был явлен аят, запрещающий приносить подобные клятвы.

Арабское слово /айман/ - это множественное число от /йамин/ 'клятва', а слово /‘урда/ означает в зависимости от контекста 'возражение, препятствие'.

Смысл рассматриваемого аята позволяет сделать следующие выводы:

1. Не ссылайся на клятву, как на препятствие для совершения добрых дел.

Пусть клятва именем Аллаха не препятствует вам творить добро…

2. Не ссылайся на клятву в качестве предлога для того, чтобы увильнуть от своих обязанностей. Не избегай творить добро и, следовательно, не лишай себя будущего вознаграждения.

…быть богобоязненным и примирять людей

3. Не клянись Аллахом и его святым именем всуе. Это признак дерзости и дурного тона.

Имам Садык (ДБМ) говорил: «Не клянись Аллахом вне зависимости от того, прав ты или виноват…» [264]

4. Никогда не забывай о высших ценностях и будь снисходительным.

5. Остерегайся, ибо Аллах слышит все твои слова и знает даже то, что не было произнесено вслух (а только возникло в твоих мыслях). Следи за каждым своим словом, за каждой мыслью.

Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

6. Совершение добрых дел и проявление снисходительности к людям, порождаемые набожностью и добродетелью, - большая ценность. Поэтому нельзя отказываться от этого даже под предлогом клятвы Святым Именем Аллаха. И в целом, памятуя о ценности упомянутых деяний, следует вообще избегать таких клятв.

****

Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах – прощающий, снисходительный.

Клятвы, произнесенные необдуманно или против собственной воли в момент гнева, либо пустопорожняя божба в обыденной речи не имеют силы.

Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы…

Человек несет ответственность за клятву только в том случае, когда она приносится при обычных обстоятельствах, сознательно и обдуманно. Это, как правило, клятва Святым Именем Аллаха выполнить какое-то полезное, доброе дело. Такую клятву религиозный закон предписывает исполнять. Поэтому нарушение подобной клятвы является запретным, и в суре Аль-Маида (Трапеза) подробно описывается, как следует искупать клятвопреступление.[265] Чтобы искупить этот проступок, следует накормить десять неимущих или снабдить их добротной одеждой, или освободить раба. Если же нет возможности совершить какое-либо из этих деяний, то мусульманину или мусульманке нужно поститься три дня подряд.

…но наказывает за то, что замыслили ваши сердца

человек отвечает за то, что делает по собственной воле, руководствуясь своим сознательным выбором. Аллах прощает Своим рабам ошибки, совершаемые ими в чрезвычайных ситуациях.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَآئِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِنْ فَآؤُوا فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿226﴾ وَإِنْ عَزَمُواْ الطَّلاَقَ فَإِنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴿227﴾

226. Те, которые поклялись избегать своих жен, должны выжидать четыре месяца. Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый.

227. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий.

Одним из обычаев эпохи невежества было прекращение контактов между супругами посредством 'клятвы воздержания' /’иля’/. ему следовали также и новообращенные мусульмане. Само это слово по-арабски означает 'клятву воздержания от интимных связей'.

В эпоху невежества, если мужчина был почему-либо недоволен своей женой, он мог принести клятву воздержания от плотских связей с ней, ущемляя права женщины таким вот недостойным мужчины способом. Он не доводил дело до официального развода, который дал бы ей свободу выбора и позволил бы выйти замуж за того, кто ей больше по нраву, но и не выражал готовности помириться и продолжать жить с ней как с женой.

Те, которые поклялись избегать своих жен…

В этом аяте рассказывается о том, каким образом Ислам намерен искоренить этот обычай. Он гласит, что мужчине дается четыре месяца для того, чтобы освободить женщину от оков брачного союза. Он может отказаться от своей клятвы и возобновить супружеские отношения либо официально развестись и предоставить женщине свободу.

…должны выжидать четыре месяца

Выбор первого из двух вариантов поведения и сохранение семейного союза является, безусловно, разумным поступком, а также приятен Аллаху.

Поэтому в конце аята говорится:

Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый

Последние слова 'аллах – Прощающий, Милостивый' свидетельствуют о том, что отказ от этой клятвы не считается грехом (хотя за этим стоит намек на то, что клятва, по сути своей, вещь не похвальная).

****

Если мужчина решает оставить свою жену и потребовать развода, то прощение и милость Аллаха ему не гарантируются, ибо Аллах, которому ведомы все тайны, знает, воспользовался ли он законом о разводе из корыстных побуждений, продиктованных его похотью, либо был вынужден прибегнуть к нему в силу реальных обстоятельств. Господь – Всеслышащий и знает о факте развода, Он – Всезнающий, и ему ведомы истинные мотивы этого поступка.

Вот почему в Коране говорится:

Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий

Однако следует иметь в виду, что хотя Ислам и не аннулировал до конца обычай принесения клятвы воздержания, он, тем не менее, сумел ликвидировать его последствия, запретив мужчине избегать своей супруги и прекращать интимные отношения с ней посредством произнесения такой клятвы. Если мы читаем в этом аяте, что такому мужчине дается четыре месяца для принятия решения, то это отнюдь не означает, что посредством клятвы воздержания можно прекратить супружеские отношения, а лишь подчеркивает, что выполнение супружеских обязанностей как религиозного предписания должно иметь место как минимум один раз в четыре месяца. (Следует заботиться о том, чтобы столь долгое воздержание не подтолкнуло женщину к грехопадению. Поэтому, в особенности для молодых женщин, которые из-за длительности срока воздержания могут впасть в грех, перерыв в половых отношениях следует сократить, чтобы не оставлять неудовлетворенными ее сексуальные потребности).

1. Одной из принципиальных обязанностей Пророков было искоренение устаревших общественных обычаев и традиций, основанных на предрассудках и невежестве.

2. Одним из принципов поведения супруга в семье является забота о правах супруги, а также об удовлетворении ее духовных и естественных потребностей.

3. Человек порой использует самые святые имена для самых низменных целей.

4. Некоторым людям необходимо время для того, чтобы принять разумное решение и вернуться на путь истинный.

5. Ислам является защитником угнетенных. Женщина испокон веков находилась в угнетенном положении, и на протяжении всей истории ее права попирались. Вот почему Коран так часто заступается за женщину.

6. Людей нужно побуждать вести здоровый и праведный образ жизни. Слова этого аята 'Если же они раздумают, то, воистину, Аллах – Прощающий, Милостивый' дают мужчине понять, что возвращение к праведной жизни – это путь к обретению прощения и милости Аллаха.

7. Ислам не отвергает развода, несмотря на всю неприглядность и прискорбность этого явления, но он не терпит такого положения, при котором супруга в течение неограниченного срока остается в состоянии неопределенности.

8. Будьте осторожны в своих чувственных влечениях и остерегайтесь принимать решения, ведущие к разрушению жизни женщины, ибо

Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

Сура Аль Бакара (Корова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.