КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические основы связей с общественностью
ВВЕДЕНИЕ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Учебное пособие Москва ИНФРА-М УДК 659. l (075.8) ББК76.006.5я73 BIS Варакуга С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: В18 Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 246 с. - (Вопрос -ответ). ISBN 5-16-000645-1 В книге рассматриваются сущность и теоретические основы связей с общественностью, дается характеристика специальных мероприятий, проводимых в этой области, раскрываются особенности использования средств массовой информации при проведении коммуникационной политики. Особое место уделяется использованию рекламы в системе связей с общественностью, защите конфиденциальной информации и осуществлению коммуникаций в условиях кризиса. Исследуются вопросы отношений с потребителями при установлении связей с общественностью, организации общественных связей между предпринимателями, благотворительности как инструмента формирования общественного мнения и технологии проведения выборных кампаний. Для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, руководителей предприятий и организаций, менеджеров, предпринимателей, слушателей школ бизнеса и специалистов по связям с общественностью. ББК76.006.5я73
> Варакута С.А., Егоров Ю.Н., 2001 Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысить конкурентный статус и утвердить положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Эффективная коммуникационная политика способствует лучшему продвижению товаров (работ, услуг), стимулирует их сбыт и обеспечивает широкую известность фирмы для различных категорий и групп общественности.
В книге рассматриваются основные принципы и правила установления и поддержания связей с общественностью, общие и конкретные направления использования современных методов коммуникаций в бизнесе, система управления связями с общественностью на предприятии и в организации, а также основные требования к персоналу соответствующих внутрифирменных служб. Важное место в коммуникационной стратегии любой фирмы должно отводиться подготовке и проведению специальных мероприятий по связям с общественностью. В соответствующем разделе книги подробно рассматриваются особенности планирования, организации и осуществления таких мероприятий, как выставки, ярмарки, презентации, конференции, церемонии открытия, дни открытых дверей, приемы и др. Здесь же изложены основные требования к проведению публичных выступлений и правила их подготовки, а также особенности использования телефона для установления и поддержания связей с общественностью. Предприятия и организации, имеющие долгосрочные цели бизнеса и стремящиеся к установлению доброжелательных и конструктивных взаимоотношений с различными категориями общественности, должны быть достаточно открыты и доступны для представителей различных средств массовой информации (СМИ). В книге подробно рассмотрены возможности, специфика, преимущества и недостатки, а также правила использования печатных и электронных СМИ при осуществлении связей с общественностью. Здесь же анализируются вопросы организации работы пресс-центра фирмы и общие правила подготовки информационных материалов. Особое место уделено рассмотрению вопросов использования рекламы в системе связей с общественностью. Проанализированы основные цели и конкретные задачи рекламы, дана классификация ее основных видов в зависимости от различных признаков, исследованы основные преимущества и Недостатки использования конкретных средств рекламы, основные этапы подготовки и проведения рекламной кампании, правила разработки рекламного обращения, а также специфика использования отдельных видов и средств рекламы, обусловленная требованиями действующего законодательства. Кроме того, даются правовая оценка ненадлежащей рекламы и характеристика основных форм ответственности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
В современных рыночных условиях довольно серьезной проблемой, возникающей при осуществлении связей с общественностью, является эффек-типная защита конфиденциальной информации предприятия или организации от ее незаконного получения и использования конкурентами. В книге Обосновывается необходимость защиты конфиденциальной информации При установлении связей с общественностью, даются характеристика потерь
фирмы в результате утечки важных сведений, основные требования к системе защиты информации и описание ее основных элементов. Здесь же изложены правовые основы зашиты интеллектуальной собственности при установлении и поддержании связей с общественностью. Один из разделов книги посвящен специфике организации связей с общественностью в кризисных ситуациях. Здесь исследуются основные причины возникновения кризиса на предприятии или в организации, приводящие к нарушению информационной и экономической безопасности, а также возможные меры по его профилактике. Значительное место уделено разработке конкретных задач и правил достижения информационной и экономической безопасности фирмы при организации связей с общественностью, а также вопросам организационно-правового и материально-технического обеспечения соответствующих внутрифирменных служб. Одной из наиболее массовых и активных категорий общественности любой компании являются потребители ее продукции (работ, услуг). От их поведения во многом зависят рыночное положение и конечные результаты деятельности любого предприятия или организации. Именно поэтому специальный раздел книги посвящен рассмотрению отношений с потребителями в системе связей с общественностью, исследованию имеющихся в этой области проблем и разработке конкретных мер по их решению. Особое место в данном разделе книги уделено основам правового регулирования отношений предприятий или организаций с потребителями, а также вопросам защиты их прав и интересов и взаимной ответственности.
Организацию общественных связей между предпринимателями следует рассматривать как весьма перспективное, свойственное особым российским экономическим условиям и в то же время малоизученное направление работы по связям с общественностью. С какой целью и каким образом следует организовывать отношения предпринимателей, читатель узнает в соответствующем разделе книги. Специальное место в работе отведено характеристике благотворительности предпринимателей как инструмента формирования общественного мнения. В современных условиях связь с общественностью во многом представляется как организация избирательных кампаний. Большинство фирм, специализирующихся на связях с общественностью, считают это направление работы основным. К тому же это, пожалуй, самое прибыльное направление связей с общественностью. В книге рассматривается организация избирательных кампаний на примере выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Книга предназначена для руководителей предприятий и организаций, менеджеров, предпринимателей, может быть использована преподавателями учебных заведений, слушателями бизнес-школ и специалистами по связям с общественностью. Авторы — к.э.н., доцент Государственного университета управления С.А. Варакута (введение, разделы 1—7) и к.э.н., доцент Государственного университета управления Ю.Н. Егоров (разделы 8—10). При подготовке трех последних разделов книги использованы практический опыт их автора, который был участником и руководителем избирательных штабов на выборах в Государственную Думу Российской Федерации и Московскую городскую Думу, а также опыт его работы в ЗАО «Восток-Сервис» (Москва). Сущность и принципы связей с общественностью
В настоящее время в теории связей с общественностью существует довольно много определений термина «Public Relations» («паблик ри-лейшнз», т. е. связи с общественностью, - ПР). По мнению известного ученого Сэма Блэка, «лучшим из ныне существующих определений является мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций ПР выступили в Мехико 11 августа 1978 г.: «ПР — это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности»1. Кроме того, Сэм Блэк приводит объяснение термина «Public Relations», содержащееся в международном словаре Уэбстера: это «содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции»2. Сам же Сэм Блэк предпочитает следующее определение: «Public Relations» - искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»3. Достаточно краткое и емкое определение понятия «паблик ри-лейшнз» дает И.М. Синяева: «Паблик рилейшнз (ПР) — система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами»4. 1 Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости, 1990. С. 15-1 6. 2 Там же. С. 17. 3 Там же. * Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. ГА. Васильева. - М.: ЮНИТИ, 1 998. С. 3. И.В. Алешина приводит (со ссылкой на американский учебник для будущих журналистов) определение рассматриваемого понятия с точки зрения теории управления: «Паблик рилейшнз — это функция менеджмента, которая оценивает отношения общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия»5. Приведенные определения характеризуют термин «паблик рилейшнз» с различных точек зрения. Для лучшего его понимания необходимо рассмотреть общие принципы установления и поддержания связей с общественностью, основные правила и методы реализации коммуникационной политики фирмы. Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью остаются неизменными для всех ее категорий, видов коммуникаций и средств распространения информации: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность. Эти принципы закладывают основу эффективного взаимодействия компании с собственным персоналом, потребителями ее продукции (работ, услуг), поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, акционерами, кредиторами, торговыми посредниками, финансовыми структурами, страховщиками, контролирующими органами, местной администрацией, населением, конкурентами и другими категориями общественности. Планомерность в работе по осуществлению связей с общественностью предполагает прогнозирование тенденций изменения общественного мнения, долгосрочное и оперативное планирование различных мероприятий и программ по развитию коммуникаций. При этом все планы установления и поддержания связей с общественностью должны быть экономически обоснованы, иметь соответствующее ресурсное обеспечение и быть увязаны по срокам с наиболее значимыми событиями в деятельности компании. Комплексность в осуществлении связей с общественностью означает прежде всего учет при разработке и реализации основных ПР-мероприятий интересов всех категорий и групп общественности. Комплексность также требует проведения не единичных акций, а серии взаимосогласованных мероприятий с использованием различных, дополняющих друг друга средств распространения информации. Оперативность при осуществлении связей с общественностью требует от специалистов соответствующих внутрифирменных служб 5 Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство «ГНОМ-ПРЕСС». 1997. С. 7. достаточно быстрой реакции на изменения общественного мнения, связанные с деятельностью компании. Оперативное вмешательство в развитие той или иной ситуации способно уменьшить вероятность возникновения негативных последствий, предотвратить осложнения во взаимоотношениях с некоторыми категориями общественности. Реализация данного принципа зависит от профессионализма работников соответствующих внутрифирменных служб, уровня их технического оснащения, количества и надежности используемых каналов передачи информации и ряда других факторов. Непрерывность в работе по осуществлению связей с общественностью требует обеспечения постоянного воздействия на конкретных потребителей информации и общественное мнение в целом. Непрерывный поток новостей, исходящих от компании, целесообразно подкреплять периодическими ПР-мероприятиями (выставками, ярмарками, торговыми показами, презентациями, конференциями, деловыми встречами, приемами и т. п.). Обеспечение непрерывного информационного воздействия на различные категории общественности фирмы предполагает использование метода скользящего планирования при подготовке соответствующих мероприятий и программ. Объективность при осуществлении связей с общественностью достигается прежде всего за счет использования достоверной и полной информации, умения специалистов соответствующих внутрифирменных служб проводить непредвзятый анализ поступающих сведений, готовности признавать допущенные ошибки, способности быстро реагировать на необъективные публикации и высказывания о деятельности фирмы, умения отстаивать правильную точку зрения и добиваться необходимых опровержений. В деятельности по установлению и поддержанию связей с общественностью должны использоваться только легитимные способы получения, обработки и распространения информации. Законность должна соблюдаться также при работе со сведениями, содержащими государственную тайну, охраняемую интеллектуальную собственность, коммерческую тай ну и т. п. Реализация данного принципа достаточно важна при планировании и проведении рекламных кампаний и специальных ПР-мероприятий. Работа по осуществлению связей с общественностью должна быть эффективной. Результаты деятельности соответствующих внутрифирменных служб, выражающиеся в изменении конкретных экономических показателей фирмы, должны превышать ее совокупные затраты на содержание этих служб и общую стоимость подготовки и осуществления конкретных мероприятий и программ по обеспечению связей с общественностью.
»Ч*
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |