Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экт как наука. Ее предмет и функция 7 страница




Неценовые факторы. Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не

менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса. Первый не ценовый фактор - изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к

увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это

уменьшит объём совокупного спроса. Второй фактор - инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы). И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса - государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг и чистый экспорт. В последний входят доход зарубежных стран (прямая зависимость) и курсы иностранных валют (также прямая зависимость).

 

 

56. Модель AD-AS: совокупное предложение. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический участки AS.

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

 

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

• Горизонтальный.

• Промежуточный (восходящий).

• Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

• Изменение цен на ресурсы:

o Наличие внутренних ресурсов

o Цены на импортные ресурсы

o Господство на рынке

• Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

• Изменения правовых норм:

o Налоги с предприятий и субсидии

o Государственное регулирование

Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на, является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

• объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

• изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

• экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

• цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая модель AS

AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса

AS — кривая совокупного предложения

Q* — потенциальный объем производства.

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

• экономика функционирует в условиях неполной занятости;

• цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

• реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS

Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

Общая модель AS.

I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

 

 

 

57. Модель AD-AS: равновесие и неравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Причины изменений в равновесии. Эффект храповика.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

• на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;

• на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;

• на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

• на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

• на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

• на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.

Эффект храповика

Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке, для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства. Падение совокупного спроса от состояния до, не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия, поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне. В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние, а реальный уровень производства снизится до уровня.

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

• Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

• Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

• Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

 

 

 

1. Понятие цикличности.

Реальная экономика характеризуется неполной занятостью, колебанием цен, что ведет к периодическим взлетам и падениям валового национального продукта (ВНП).

Рис. 43.1. Разновидности экономического роста

R – постоянный темп экономического роста; R1 – замедляющийся темп роста; R2 – ускоряющийся темп роста; R3– колебательный темп роста; ВНП – валовой национальный доход.

Экономический рост, т. е. поступательное развитие национальной экономики, в целом может происходить не только путем постоянного или неравномерного роста, но и колебательно, причем последний путь является абсолютно преобладающим.

Колебания в динамике экономического роста имеют не случайный, спонтанный характер, а, по сути, являются выражением движения экономики от одного устойчивого состояния к другому, т. е. проявлением механизма саморегулирования рынка. При этом их можно объединить в последовательную цепочку – цикл.

Экономический цикл – это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту.

Экономический цикл можно выразить в графических моделях двух– или четырехфазных колебаний экономической конъюнктуры (рис. 43.2):

 

Рис. 43.2. Экономический цикл

а) двухфазная модель: 1 – фаза сжатия; 2 – фаза расширения; б) четырехфазная модель: 1 – фаза кризиса; 2 – фаза депрессии; 3 – фаза оживлений; 4 – фаза подъема.

 

 

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Различают следующие формы и виды проявления инфляции: административная инфляция — инфляция, порожденная "административно" управляемыми ценами; галопирующая инфляция — инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция — инфляция с очень высоким темпом роста цен; инфляция встроенная — характеризуемая средним уровнем за определенный период времени; инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию; импортируемая инфляция — инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; индуцированная инфляция — инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов; кредитная инфляция — инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция — уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период; ожидаемая инфляция — предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода; открытая инфляция — инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов; подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне (в этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут); ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен; инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

• Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

• Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

• Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

• Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

• Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Факторы. Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и приводят к увеличению издержек производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

 

Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, вызывая тем самым обесценивание денег и усиление инфляции. Поэтому немалое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банком страны в части создания валютных запасов, использования механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.

 

 

Роль импортируемой инфляции возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи.

 

Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с политической нестабильностью, деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству. В условиях больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте. Производители, опасаясь повышения цен у поставщиков, закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на сырье, комплектующие.

 

Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе: при спаде производства прибыль образуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, уменьшаются возможности инвестиционной активности.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Фрикционная безработица – это безработица вызванная перемещением денег из одной сферы производства товаров и услуг в другую. Зачастую в данном случае работники по собственному желанию уходят с работы, с целью поиска более привлекательного места. Фрикционная безработица является признаком эффективных трансформаций экономики и постоянного обновления производства.

Структурная безработица - вызвана существенными изменениями в структуре экономики, в ходе которых становиться нецелесообразным существования предприятий или подотраслей с устаревшими технологиями. В данном случае масса освобождённых работников вынуждена переквалифицироваться на иной род деятельности. При преодолении данного вида безработицы на первый план выходит грамотная государственная политика, направленная на опережение ситуации. А именно отслеживая структурные изменения, происходящие в мире, государство должно проводить такие действия как: 1) вести подготовку кадров для отраслей которые будут затребованы в ближайшем будущем; 2) уже существующим работникам дать понимание о мобильности и выгоде передвижения рабочего места; 3) предотвращать резкое исчезновение предприятий и отраслей.

Циклическая безработица – вид безработицы, которому подвержены все отрасли экономики и который больше всех зависит от объективных причин. В данном случае идёт разговор о цикличности экономической системы. В ходе спадов и подъёмов экономики изменение уровня безработицы, может составить более 10%. Для того что бы сгладить ситуацию вызванную экономическим спадом в обществе, государство должно использовать собственные резервы для субсидирования занятости населения.

Также специалисты выделяют следующие виды безработицы, которые носят менее массовый характер.

Сезонная безработица – вызвана особенностью работы в некоторых отраслях экономики. Так, например, в сельском хозяйстве и частично в строительстве наблюдается чрезмерная активность в летний период, в то время, как в зимний работа фактически останавливается. Тут в большей степени ответственность за преодоление последствий безработицы ложится на самого работника. От него требуется грамотное распределение собственного бюджета и сил на периоды активности и застоя.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке 6.2.

Рис. 6.2. Закон Оукена

В условиях полной занятости объем производства равен, а норма безработицы. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

Государственное регулирование безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции рынка труда. Меры государства различают при этом:

1. По уровню воздействия:

• федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);

• региональные (субъекты Российской Федерации);

• местные (города, районы, населенные пункты);

• отраслевые (отраслевая структура экономики);

• внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

2. По формам воздействия:

• прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;

• косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

3. По источникам финансирования государственной политики занятости:

• федеральный бюджет (субвенции);

• республиканский бюджет;

• местный бюджет;

• средства предприятий и организаций;

• внебюджетные средства.

Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:

• развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

• осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);

• координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ

 

 

62. Экономический рост: понятие, показатели, факторы и типы.

Экономический рост, рассчитанный в сопоставимых ценах, отражает реальный экономический рост, а рассчитанный в текущих ценах — номинальный экономический рост.

Различают потенциальный и действительный экономический рост. Под потенциальным экономическим ростом понимается совокупный ЧНП, который может быть произведен при:

• доступной технологии;

• максимально возможном использовании работников;

• эффективном применении средств производства. Действительный экономический рост — это фактически достигнутый. В качестве основных показателей измерения экономического роста

используются:

• коэффициент роста — отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода;

• темп роста — коэффициент роста, умноженный на 100%;

• темп прироста — темп роста минус 100%.

Выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение применения факторов производства на прежней технической основе (рост численности работников, нарастание инвестиций, потребляемого сырья, стабильная структура производства и т. п.).

Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, т. е. происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности. Интенсивный тип экономического роста означает качественное совершенствование факторов производства, более эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, технологии, повышение качества труда, продукции и производства.

В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа, поскольку они переплетаются. Поэтому говорят о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типах экономического роста в зависимости от доли тех или иных факторов, обусловивших этот рост.

Процесс экономического роста включает в себя взаимодействие его факторов. В макроэкономике выделяют три группы факторов экономического роста:

• факторы предложения (наличие людских ресурсов, природных ресурсов, основного капитала, уровень технологии);

• факторы спроса (уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый объем экспорта);

• факторы распределения (рациональность и полнота вовлечения ресурсов в процесс производства, эффективность использования вовлекаемых в экономический оборот ресурсов).

Экономические потребности — это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Факторы производства – 1) ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ; 2) используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объём выпускаемой продукции; 3) факторы, используемые при производстве товаров и услуг.

Факторы производства = экономические ресурсы.

К факторам производства относятся: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Экономические интересы — это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. Экономические интересы принято делить на:

• личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств;

• коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом;

• общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

• Экономические цели — это определенные ожидания субъектов рынка, а также определенные результаты хозяйственно-экономической деятельности, отвечающие их экономическим интересам.

Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности.

 

 

Билет 4. Экономические агенты (субъекты). Кругооборот благ и доходов как форма экономических связей между субъектами экономики.

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего индивидуальные деловые предприятия, предприятия партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.