Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции (1 час). Объекты права природопользования




Объекты права природопользования.

Объектом права природопользования является природа. Понятие природопользования - обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользо­ванию, водопользованию, пользованию недрами и т. д. Соответствен­но объектом права землепользования являются земля, водопользо­вания - воды, пользования недрами - недра.

Из сказанного ясно, что объектом права Природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в каче­стве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для ку­пания).

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например, объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособления соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный Кодекс РК (ст. 27) выделил как самостоятельную разновид­ность водных объектов объекты общего водопользования.

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т. е. выделять­ся из другой территории. Имеется два способа такого обособления - физическое и юридическое. Физическое обособление заключает­ся в выделении, определении соответствующей территории в нату­ре. Юридическое обособление означает определение правового ста­туса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства. [kgl]

 

[gl] МОДУЛЬ 2. [:] МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОПС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

[gl] Тема 4. [:] Организационно-правовые формы управления в области природопользования и охраны окружающей среды

 

1. Понятие и содержание государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

2. Система органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

3. Понятие и виды экологического контроля в Республике Казахстан.

 

Цель занятия: общеобразовательная. Изучить механизм охраны окружающей природной среды и природопользования, его органы управления, компетенцию.

Ключевые слова: государственно-правовой механизм охраны окружающей среды и природопользования, государственное управление в области ОПС и природопользования, мониторинг окружающей среды, экологическое нормирование, экологическая стандартизация, экологическая экспертиза.

 

1. Понятие и содержание государственного экологического управления.

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на бла­гоприятную окружающую среду проявляется прежде всего, в про­цессе реализации соответствующих правовых предписаний.

Экологическое и социальное значение управления в рассматри­ваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законода­тельства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вред­ных воздействий, обеспечивается соблюдением экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользования – совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих деятельность соответствующих государственных органов по предотвращению вредных последствий хозяйственного развития на природу и человека, сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, поддержание благоприятного состояния окружающей человека среды.

Составные элементы механизма:

1)система государственных органов

2)система правовых норм

3)управленческий процесс в области охраны окружающей природной среды (далее - ОПС).

Согласно п.2 ст. 6 Экологического кодекса РК «Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

1) государственное планирование в области использования природных ресурсов;

2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

5) ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;

6) установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;

7) управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;

8) организацию охраны природных ресурсов».

Государственное управление в области охраны ОПС и природопользования – исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на организацию сохранения, воспроизводства и использования природных ресурсов, предотвращение вредных последствий хозяйственного развития на природу и человека, поддержание благоприятного состояния окружающей человека среды и обеспечение законности при осуществлении экологических прав и обязанностей физическими и юридическими лицами.

Объект управления – экологически значимое поведение человека, т.е. деятельность людей в области охраны и использования природных ресурсов;

Субъект управления – орган, учреждение, выполняющие государственное задание в области охраны ОПС и природопользования и наделенные соответствующими функциями- исполнительная власть.

Метод государственного управления: общие и специфические.

Общие:

1. административные –метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, санкционирования, разрешения.

2. экономические – создание материальной заинтересованности в выполнении физическими и юридическими лицами управленческих решений.

3. идеологические – пропаганда, агитация, воспитание, преподавание эколого-правовых знаний.

Специфические методы – метод запрещения, приостановления, изъятия, прекращения, согласования, разрешения (лицензия).

2. Принципы государственного экологического управления.

Государственное экологическое управление строится на системе определенных принципов:

А) общих принципах: законности, плановости, административно-терри­ториальной организации управления, иерархии между звеньями системы, прямой и обратной связи между звеньями системы и т. д.

Б) специфических принципах:

1) приоритете охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения. Данный принцип означает, что в своей экологической деятельности органы государственного экологического управления должны в первую очередь учитывать экологические интересы личности, права физических лиц на благоприятную для жизни и здоровья окружающую при­родную среду, и только потом узковедомственные и местнические интере­сы;

2) обеспечении экологической безопасности. Этот принцип предпо­лагает осуществление системы действий по предотвращению возникнове­ния, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последст­вий, защиту жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую природную среду;

3) обеспечении сохранения биологического разнообразия и объек­тов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение. Данный принцип предполагает, что при обязатель­ности охраны всех объектов окружающей среды особое внимание должно уделяться редким и исчезающим видам животных и растений, памятникам природы и иным особо охраняемым объектам;

4) разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-над­зорных функций. Указанный принцип, к сожалению, не всегда при­меняется при построении системы органов государственного управления в данной области. Ряд ведомств одновременно являются и природопользователями, и контролирующими органами;

5) сочетания отраслевого, территориального, а также бассейново­го принципов организации управления. Так, бассейновый принцип орга­низации управления используется применительно к территориям бассейнов рек, озер, морей, рыбному промыслу и т. п.;

6) комплексного подхода в принятии решений. При вынесении ка­кого-либо решения органы государственного управления должны учитывать своеобразие и взаимосвязь всех компонентов окружающей природной сре­ды, прогнозировать все последствия принятия такого решения.

7) систематичности и непрерывности экологического контроля и надзора и охвата ими всех подконтрольных и поднадзорных объектов. Экологический контроль и надзор должны осуществляться постоянно и в отношении всех природных ресурсов;

8) неотвратимости ответственности за нарушение экологического законодательства. Реализуя данный принцип, органы государственного экологического управления обязаны приложить все усилия для выявления экологических правонарушителей, привлечения их к ответственности и обеспечить полное возмещение ими ущерба, причиненного окружающей природной среде, интересам природопользователей и государства;

9) предотвращении нанесения ущерба окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических, юридических лиц, КФХ и государства. Этот принцип предопределяет профи­лактику экологических правонарушений, осуществляемую органами госу­дарственного экологического управления. Недостаточно привлечь пойман­ного правонарушителя к гражданско-правовой ответственности за экологи­ческие правонарушения, необходимо не допустить совершения аналогич­ных действий другими потенциальными правонарушителями;

10) широкого привлечения граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления для решения эколо­гических проблем. Эффективность работы органов государственного эко­логического управления зависит от такого фактора, как активное участие общественности в охране окружающей природной среды. В первую очередь это касается получения информации об экологических правонарушениях. Также немаловажное значение имеет задействование сил общественности в проведении природоохранных мероприятий;

11)обеспечения свободного доступа населения к экологической информации. Для обеспечения активности населения в решении экологи­ческих вопросов органы исполнительной власти не должны препятствовать получению им необходимой информации;

12) международного сотрудничества в области охраны окружаю­щей среды на основе международного права. В деле охраны окружающей природной среды органам государственного управления в этой области не­обходимо опираться на опыт борьбы с экологическими правонарушениями зарубежных стран, осуществлять взаимодействие с иностранными специа­листами, так как ряд экологических преступлений перерастает националь­ные границы, приобретает международный размах;

13) ответственности органов исполнительной власти различных уровней за обеспечение экологической безопасности в соответствующих регионах. Данный принцип необходимо обязательно закрепить в зако­нодательных актах, Отсутствие такого рода ответственности приводит к не­брежному отношению, отсутствию инициативы в работе указанных орга­нов.

3. Функции органов государственного экологического управления:

1)сбор экологической информации, ее анализ и оценка;

2)государственный учет природных ресурсов и ведение государственных кадастров;

3)планирование мероприятий по охране ОПС и природопользования;

4)координация управления в данной области

5)нормотворчество

6)распределение и перераспределение природных ресурсов;

7)территориально-пространственное устройство природных ресурсов;

8)экологический контроль и надзор;

9)экологическое воспитание и образование.

4. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования:

1)органы общей компетенции – органы, решающие целый комплекс разнообразных задач, включая и экологические.

2)органы специальной компетенции - органы, специально уполномоченные выполнять экологические функции:

· комплексные органы - органы, специально уполномоченные выполнять экологические функции;

· отраслевые органы - органы, организующие охрану и использование отдельных природных объектов;

· функциональные органы – органы, выполняющие одну или несколько экологических функций в отношении всех природных объектов.

Компетенция Правительства РК в области охраны окружающей при­родной среды закреплена в ст. 16 Экологического кодекса РК. Так, Прави­тельство РК:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обращения с отходами, стратегические меры по их осуществлению;

2) осуществляет реализацию государственной политики по выполнению обязательств по международным договорам Республики Казахстан в области изменения климата;

3) принимает решения о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

4) определяет порядок ведения государственного учета, государственных кадастров и государственного мониторинга каждого вида природных ресурсов;

5) утверждает:

- технические регламенты в области охраны окружающей среды;

- перечни наилучших доступных технологий;

- перечень загрязняющих веществ и видов отходов, для которых устанавливаются нормативы эмиссий;

- квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности в области охраны окружающей среды;

- порядок торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду;

- порядок ведения государственного реестра участков загрязнения;

- правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды;

- типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов;

- Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов;

- порядок мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов;

- порядок реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов;

- правила разработки программы управления отходами;

- правила организации и проведения производственного экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря;

- правила организации и проведения фоновых экологических исследований при проведении нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря;

6) определяет:

- перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности;

- перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение;

- порядок проведения открытых конкурсов проектов в области охраны окружающей среды;

- порядок управления бесхозяйными опасными отходами, признанными решением суда поступившими в республиканскую собственность;

- порядок формирования ликвидационных фондов полигонов размещения отходов;

7) устанавливает:

- порядок определения целевых показателей качества окружающей среды;

- порядок выдачи комплексных экологических разрешений и перечень типов промышленных объектов, для которых возможно получение комплексных экологических разрешений вместо разрешений на эмиссии в окружающую среду;

- порядок выдачи разрешений на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;

- порядок учета потребления озоноразрушающих веществ;

- критерии оценки экологической обстановки территорий;

- экологические критерии оценки земель;

- границы государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря;

- порядок ввоза, вывоза и транзита отходов;

- перечень парниковых газов, являющихся объектами государственного регулирования;

- порядок создания и обращения частей установленного количества, единиц сокращения выбросов, единиц сертифицированного сокращения выбросов, единиц поглощения парниковых газов и других производных, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан;

- порядок рассмотрения, одобрения и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов;

- порядок формирования резерва установленного количества и резерва объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов;

- порядок выдачи квот на выбросы парниковых газов;

- порядок реализации экологических (зеленых) инвестиций;

8) осуществляет международное сотрудничество;

9) объявляет территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации и принимает решение о прекращении действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации;

10) принимает решение об ограничении передачи части единиц сокращения выбросов и поглощения парниковых газов, полученных при реализации проектов, в реестры других стран и (или) их передаче в резерв установленного количества или резерв объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.

11) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в области охраны окружающей среды кон­кретизируется в ст.20 Экологического кодекса РК. Они:

1) реализуют государственную политику в области охраны окружающей среды;

2) заключают в пределах компетенции соглашения и меморандумы в области охраны окружающей среды;

3) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов;

4) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности;

5) в пределах своей компетенции выдают разрешения на эмиссии в окружающую среду, устанавливают в них лимиты на эмиссии в окружающую среду;

6) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы;

7) вносят предложения по разработке документов в области охраны окружающей среды, передают на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды инициативные проекты таких документов;

8) привлекают для проведения экспертных работ внешних экспертов (физических и юридических лиц), осуществляющих выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды;

9) разрабатывают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды;

10) организуют разработку программ по управлению отходами и обеспечивают их выполнение;

11) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам нормы образования и накопления коммунальных отходов;

12) выделяют земельные участки под строительство объектов по размещению отходов производства и потребления;

13) обеспечивают строительство объектов по удалению и размещению отходов;

14) обеспечивают соблюдение экологических требований при обращении с коммунальными отходами;

15) осуществляют контроль объемов образования отходов и разрабатывают мероприятия и экономические стимулы, направленные на снижение объемов образования отходов, повышение уровня их повторного или альтернативного использования и сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению;

16) принимают решение о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

17) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

18) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы;

19) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные проекты в области охраны окружающей среды;

20) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан;

21) разрабатывают и согласовывают с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды проекты по сокращению выбросов и поглощению парниковых газов.

Компетенция местных исполнительных органов, органов районов, городов областного значения в области коммунального хозяйствав области охраны ок­ружающей природной среды закреплена в ст.20-1 Экологического кодекса РК. Они:

1) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам районов, городов областного значения нормы образования и накопления коммунальных отходов;

2) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам районов, городов областного значения тарифы на сбор, вывоз, захоронение и утилизацию коммунальных отходов;

3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды закреплена в пп. 1-38 ст. 17 Экологического кодекса РК.

Компетенция специально уполномоченных государственных органов закреплена в ст. 18 Экологического кодекса РК.

Специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются:

1) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;

2) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами;

3) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;

4) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

5) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;

6) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр;

7) уполномоченный государственный орган в сфере гражданской защиты;

8)уполномоченный государственный орган в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

9) уполномоченный орган в области ветеринарии;

10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;

11) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии.

2. Компетенция специально уполномоченных государственных органов устанавливается земельным, водным, лесным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения, охраны, воспроизводства и использования животного мира, особо охраняемых природных территорий, ветеринарии, карантина растений, использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, о недрах и недропользовании, гражданской защите, защите растений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.