Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие механизма природопользования и охраны окружающей природной среды




Понятие и составные элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

План лекции (1 час)

1. Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

2. Порядок расчета и взимания экологических платежей и сборов.

Цель занятия: Изучить особенности экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Теоретическая и практическая, использование принципа связи теории с практикой в дисциплине.

Ключевые слова: Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования; планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; плата за эмиссии в окружающую среду; экологические платежи; экологические сборы.

В соответствии с современными представлениями охрану окружающей природной среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вред­ного воздействия человеческой деятельности на нес.

Комплекс этих мер в работах некоторых исследователей рассматривается как механизм охраны окружающей природной среды. С этим утверждением можно согласиться, поскольку практика последних лет доказала, что опора на что-либо одно (например, на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положитель­ным сдвигам в состоянии природной среды.

Таким образом, механизм природопользования и охраны окружающей природной средыможно определить как находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые и экономические меры, направлен­ные на охрану окружающей природной среды и обеспечение благоприятных условий жизни человека.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования – это совокупность внутренних факторов, институтов, средств экономического характера, направленных на обеспечение охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

Составными элементамиэкономического механизма природопользования и охраны окружающей среды являются:

а) Система государственных органов, осуществляющих экологические функции.

б) Система правовых норм, обеспечивающих деятельность указанных органов и порядок их взаимодействия с природопользователями. Сюда включаются и нормы, закрепляющие экономические методы воздействия.

в) Процесс воздействия государственных органов, осуществляющих экологические функции, на поведение природопользователей и иных субъектов.

К системе государственных органов, осуществляющих экологические функции относятся в настоящее время Правительство РК, местные представительные и исполнительные органы, Министерство энергетики РК, Министерство сельского хозяйства РК.

Объектом воздействия вышеуказанных органов является деятельность природопользователей, способная в той или иной мере подействовать на состояние окружающей природной среды.

Система правовых норм является элементом механизма, обеспечивающим его функционирование. Она состоит из норм, определяющих содержание и порядок деятельности государственных природоохранительных органов. Эти нормы являются материальными и процессуальными.

Материальные нормы определяют содержание деятельности государственных органов в области охраны окружающей природной среды и природопользования. К ним можно отнести нормы Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года, в частности, Раздел 3 «Экономическое регулирование охраны окружающей среды и природопользования» и аналогичные разделы других экологических законов.

Процессуальные нормы закрепляют порядок деятельности государственных органов, реализующих экономические методы воздействия на практике.

Систему правовых норм механизма составляют не только нормы экологического права, но и нормы административного, налогового, финансового права.

Третий элемент механизма - процесс воздействия государственных органов, осуществляющих экологические функции, на деятельность природопользователей.

Третьим элементом охватываются функции государственных органов, имеющие экономическое содержание.

Видами механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются:

1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

2) плата за эмиссии в окружающую среду;

3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;

6) экологическое страхование;

7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

В Экологическом кодексе РК закреплены экологические права и обязанности граждан и общественных объединений.

Физические лица имеют право:

1) на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду;

2) осуществлять меры по охране и оздоровлению окружающей среды;

3) создавать общественные объединения и фонды охраны окружающей среды;

4) участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) обращаться в государственные органы с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

8) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

9) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой;

10) вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;

11) требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

12) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан.

Физические лица обязаны:

1) сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам;

2) содействовать реализации мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

3) предотвращать угрозы экологической безопасности, которые могут возникать по их вине;

4) осуществлять свою деятельность в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.

Физические лица имеют иные права и несут обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды имеют право:

1) разрабатывать и пропагандировать экологические программы, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны окружающей среды;

2) выполнять работы по охране окружающей среды и ее оздоровлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, в деятельности особо охраняемых природных территорий;

3) участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) выполнять работы по экологическому образованию и просвещению, проводить научные исследования в области охраны окружающей среды;

5) инициировать и организовывать общественную экологическую экспертизу и проведение общественных слушаний;

6) осуществлять общественный экологический контроль;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

8) сотрудничать и взаимодействовать в области охраны окружающей среды с государственными органами и международными организациями, заключать с ними соглашения, выполнять для них по договорам определенные работы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

9) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

10) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой;

11) ставить вопросы о привлечении к ответственности физических и (или) юридических лиц, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и (или) имуществу граждан вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан;

12) требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также вынесения решения об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

13) создавать фонды охраны окружающей среды.

Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды обязаны:

1) содействовать реализации мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

2) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Общественные объединения имеют иные права и обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

Экологическое образование, экологическое просвещение и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды развиваются в Республике Казахстан как часть системы образования для устойчивого развития.

Основные задачи в области экологического образования и просвещения, повышения квалификации специалистов включают:

1) улучшение качества экологического образования посредством актуализации его содержания, обеспечения организаций образования современными учебно-методическими материалами, повышения квалификации преподавательских кадров;

2) развитие организационных основ, программ и мероприятий по экологическому просвещению в обществе и семье;

3) подготовку профессиональных кадров для реализации задач в области охраны окружающей среды.

Система непрерывного и комплексного экологического образования охватывает все уровни образования.

Экологическое образование в организациях образования осуществляется посредством реализации специализированных и междисциплинарных образовательных программ, а также интеграции экологических аспектов в существующие учебные дисциплины.

Воспитание активной гражданской позиции к сохранению природы и бережного отношения к природным богатствам признается в качестве одной из приоритетных задач воспитания в организациях образования.

Государственные общеобязательные стандарты образования и типовые учебные программы профессионального образования по специальностям в области охраны окружающей среды и природопользования утверждаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Экологические научные исследования проводятся в целях научного обеспечения охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению, восстановлению, обеспечению устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Казахстан.

Задачами экологических научных исследований являются:

1) научная оценка и прогноз состояния окружающей среды;

2) разработка научно обоснованных экологических нормативов, стандартов и требований;

3) обоснование комплексного и рационального использования природных ресурсов;

4) разработка научных рекомендаций для обеспечения государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и природопользования;

5) научное обоснование, разработка и внедрение экологически эффективных ресурсосберегающих технологий.

Для решения задач научного обеспечения в области охраны окружающей среды могут осуществляться следующие виды научных исследований:

1) разработка комплексных государственных, региональных, локальных научных обоснований социально-экономического устойчивого развития территорий;

2) исследование устойчивости экосистем к антропогенному воздействию и разработка научных основ определения экологических рисков;

3) оценка уровня антропогенных нагрузок на окружающую среду и степени нарушенности экосистем и ландшафтов;

4) разработка научно обоснованных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

5) определение зональных уровней порога антропогенных воздействий на экосистемы и ландшафты;

6) выявление воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения;

7) районирование и ранжирование территории республики по степени экологической напряженности;

8) исследования, связанные с разработкой программ целевых показателей качества окружающей среды;

9) исследования, связанные с разработкой методов и технологий по очистке эмиссий в окружающую среду;

10) исследования по комплексному использованию сырья, переработке и утилизации отходов;

11) исследования по поиску, научно-техническому обоснованию и внедрению новых экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий;

12) разработка и научное сопровождение оценки состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под влиянием антропогенных и природных факторов;

13) научное обоснование методов предотвращения или ослабления негативных последствий воздействия антропогенных или природных факторов на окружающую среду;

14) системное изучение и обобщение результатов экологического мониторинга за количественными и качественными показателями состояния экосистем и объектов на основе многолетних наблюдений и оперативного контроля;

15) научное обеспечение мониторинга состояния окружающей среды;

16) разработка и научное обоснование лимитов (квот) на эмиссии в окружающую среду, использование природных ресурсов;

17) комплексные исследования изменения климата и оценка его воздействия на экономику и природные ресурсы Республики Казахстан;

18) исследование состояния озонового слоя, процессов его разрушения и восстановления, разработка мер по предотвращению влияния деятельности человека на озоновый слой;

19) исследование проблем механизмов экономического регулирования природопользования, разработка методов оценки экономической эффективности и затрат на природоохранные мероприятия и научное сопровождение этих мероприятий;

20) участие в разработке и научном обосновании экологических индикаторов социально-экономического развития страны;

21) проведение научных исследований, связанных с выполнением обязательств Республики Казахстан по международным договорам в области охраны окружающей среды и природопользования;

22) международное научное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природопользования.

Финансирование фундаментальных и прикладных научных экологических исследований осуществляется за счет бюджетных средств и других источников финансирования, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.

2. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды.

Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются за счет:

1) бюджетных средств;

2) собственных средств природопользователей;

3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет бюджетных средств.

Мероприятия по охране окружающей среды, финансируемые из бюджетов различных уровней, определяются в соответствии с направлениями, устанавливаемыми документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, а также решениями Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местных представительных органов.

Планы и программы развития территорий, стратегические планы местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в порядке, им установленном.

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные экологические проекты в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет собственных средств природопользователей.

Мероприятия по охране окружающей среды, финансируемые за счет собственных средств природопользователя, планируются природопользователем самостоятельно.

Мероприятия по охране окружающей среды включаются в план мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемый природопользователей для получения экологических разрешений.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет иных источников, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.