Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки экологического правонарушения




Занятие

Занятие

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

К сожалению, вопросы стимулирования подробно не расписаны в Эко­логическом кодексе РК.

К мерам экономического стимулирования можно отнести:

- установление налоговых и иных льгот при внедрении экологически безопасных технологий в производство;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- введение специального налогообложения экологически вредной
продукции;

- применение льготного кредитования предприятий, соблюдающих эко­логические требования при осуществлении хозяйственной деятельности.

Статья 105 Экологического кодекса закрепляет новый институт «рыночные механизмы управления эмиссиями в окружающую среду».

В целях сокращения эмиссий в окружающую среду уполномоченным органом в области охраны окружающей среды могут быть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду.

Природопользователь получает право на годовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.

Лимиты на эмиссии в окружающую среду - нормативный объем эмиссий в окружающую среду, устанавливаемый на определенный срок.

Квота на эмиссии в окружающую среду - часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемая конкретному природопользователю на оп­ределенный срок.

Обязательства на сокращение эмиссий в окружающую среду - условия природопользования, определяемые в экологическом разрешении и заклю­чающиеся в поэтапном снижении эмиссий в окружающую среду в течение определенного времени;

Торговля квотами на эмиссии и обязательствами на сокращение эмиссий осуществляется посредством передачи части неиспользованного лимита на эмиссии, выделенного природопользователю в рамках экологического раз­решения, другому природопользователю (природопользователям). [kgl]

[gl] МОДУЛЬ 3. [:] ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

[gl] Тема 6. [:] Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства

План лекции (2 часа)

1. Понятие и признаки экологического правонарушения.

2. Состав экологического правонарушения.

3. Виды экологических правонарушений.

1. Понятие и особенности экологической ответственности.

2. Виды эколого-правовой ответственности.

 

По теме 6 записана видеолекция.

 

Цель занятия: Изучить понятие юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Теоретическая и практическая, использование принципа связи теории с практикой в дисциплине.

Ключевые слова: юридическая ответственность за экологические правонарушения; функции экологической ответственности за экологические правонарушения; экологическое правонарушение.

 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий три основные функции: стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний; компенсацион­ную, направленную на возмещение потерь в природной среде и восстановление здоровья человека; превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

Функции юридической ответственности за экологические правонару­шения:

- стимулирующая к соблюдению норм экологического права;

- компенсационная - направленная на возмещение потерь в окружающей природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

- превентивная - обеспечивающая предупреждение совершения новых правонарушений;

- карательная - заключающаяся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение.

Институт юридической ответственности состоит из двух частей.

Первая объединяет правоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм (земельных, водных, лесных, по охране атмосфер­ного воздуха, животного мира).

Вторая включает в себя правоотношения по применяемым санкциям за эти правонарушения (уголовные, административные, гражданско-право­вые, дисциплинарные и т. д.).

Обе части существуют в органическом единстве, ибо при отсутствии первой части (нарушения) существование второй (санкции) становится излишним. С другой стороны, отсутствие санкций превращает институт эколого-правовой ответственности в обычную декларацию.

Основанием возложения юридической ответственности служит экологическое правонарушение.

Своеобразную систематизацию понятий указанной ответственности в своих последних работах проводит Б.В. Ерофеев. Он предлагает рассматривать юридическую ответственность (в целом) и эколого-правовую ответственность (в частности) в трех различных, но взаимосвязанных значениях:

- юридическая и эколого-правовая ответственность как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры. Основными методами достижения данных целей являются методы убеждения и принуждения. Причем первичное значение имеют методы убеждения. Принудительные меры воздействия носят вспомогательный характер и применяются, как правило, в том случае, когда меры убеждения бессильны. Это имеет особое значение для эколого-правовой ответственности, поскольку вред, причиненный в результате экологического правонарушения, бывает значительным и носит порой необратимый характер;

- юридическая и эколого-правовая ответственность как правоотношение реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Факт правонарушения ставит субъект (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством. Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, выступающих одной из сторон в правоотношении, кроме общих государственных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. п.), входят специальные органы, которым предоставлено право рассмотрения дел о наказуемых в административном порядке экологических правонарушениях;

- юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка. Институт эколого-правовой ответственности носит комплексный характер, поскольку включает нормы различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного, трудового, гражданского, административного, уголовного права и др.).

Экологическое правонарушение – как правило, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на экологические права и законные интересы физических и юридических лиц, государства и причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде (далее - ОПС).

Признаки экологического правонарушения:

1) наличие вины нарушителя;

2) противоправность поведения нарушителя;

3) общественная опасность, которая проявляется в наличии вреда, причиненного окружающей природной среде, экологическим правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства или реальной угрозы его применения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.