Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивное право




Право: грани, соотношения

Начальное звено — естественное право. — Позитивное пра­во' общая характеристика, формирование. — Достоинства и свой­ства позитивного права.

Начальное звено — естественное право. Достаточно точное и строгое понимание позитивного (положительного) права может быть достигнуто в том случае, когда в его рас­смотрении используется не только естественно-правовой подход как методологический принцип, но и прямое сопос­тавление с естественным правом как реальным фактом со­циальной действительности.

Вот некоторые положения, которые призваны охарак­теризовать естественное право как фактически существую­щую реальность.

Исходный пункт здесь таков. Непосредственно природ­ная, естественная жизнь не может как таковая проявиться в качестве некоего "права" (в любом значении этого слова); из нее могут вытекать только определенные требования. Да и то, надо заметить, они выступают в этом виде лишь при соприкосновении с духовной жизнью (сознанием) лю­дей. Именно при таком соприкосновении определенные сто­роны и проявления естественных реалий — в силу своей непреложности, природной категоричности, возможности наступления неблагоприятных последствий при отступле­нии от них — обнаруживают себя и воспринимаются людь­ми как требования. А затем на их основе складываются известные идеалы, которые в свою очередь становятся, по выражению Канта, прообразами определенных правил, норм (и являются таковыми до "полного определения своих ко­пий"1).

1 Кант И. Соч. в шести тонах. Т. 3. М-, 1964. С. 502.

Но и это отнюдь не все, что характеризует многосту­пенчатый механизм становления и содержание естествен­ного права. Сами по себе требования, вытекающие из естественной среды, — это еще не правовые требования и идеалы. Для того, чтобы приобрести правовой характер, они должны преломиться через правосознание, его культурные коды (его понятийный аппарат и лексику). Только тогда вытекающие из естественной среды требования приобрета­ют облик правовых требований и складывающиеся в соот­ветствии с ними прообразы правил — характер прообразов юридических норм.

Естественное право, следовательно, — это и есть обу­словленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через пра­восознание, его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов (или в ином словесном эквива­ленте — первообразов юридических норм — норм пози­тивного права.

Теперь следующий вопрос: о значении естественного права, о его силе, месте и роли в жизни людей.

Уже из того обстоятельства, что естественное право со­ставляют лишь правовые требования и прообразы (первообра­зы) юридических норм, следует, что оно как таковое не может быть нормативно-ценностной основой регулирования пове­дения людей, требующей определенности и обеспеченности критериев поведения, — таких, которые дают конкретизированные социальные нормы, в первую очередь формализованные прин­ципы и нормы позитивного права. Естественное право является правом лишь в широкой значении, то есть в значении социаль­но оправданной свободы (возможности) определенного поведения, — тезис, получивший развитие в современной философско-правовой литературе1.

Для того, чтобы стать регулирующим фактором, тре­бования и прообразы норм, образующие естественное пра­во, должны воплотиться в конкретизированных нормативных положениях. Это и подтверждается фактическими данны­ми, свидетельствующими о том, что если в первобытном обществе соответствующие природные требования и обра­зы (прообразы норм) спонтанно выражались в мононормах-обычаях, то в условиях цивилизации, после расщепления единых мононорм, они находят свою "регулятивную жизнь" в разнообразных социальных нормах, прежде всего — в морали, обычаях, а также, уже при целенаправленной деятельности людей, — в религиозно-этических нормах, в кор­поративных нормах, и, что особенно существенно, в нормах позитивного права.

1 См.: Баскин ЮЛ. Очерки философии права. С. 43—44.

И это вовсе не умаляет роли естественного права в социальном регулировании. Непосредственно выражая требования и идеалы, основанные на природных, естест­венных условиях жизнедеятельности людей, оно высту­пает в качестве известного базисного основания позитивно­го права, его своего рода предосновы (что, как мы видели, обусловливает методологическое значение естественного права).

С этой точки зрения естественное право в настоящее время выполняет особо значимую миссию. Сохранившее свою первичность, изначальность, оно образует тот слой соци­альной жизни, лежащий в основе системы социальной ре­гуляции, и в первую очередь позитивного права, который аккумулирует, сводит в некоторые нормативные начала (пусть в виде всего лишь правовых требований и прообра­зов норм) назревшие требования среды, всей социальной жизни — природные, экономические, политические. Именно здесь, в сфере естественного права, эти объективно обу­словленные требования жизни "фильтруются", проходят своего рода "идеологическую обкатку", получают высокий естественно-природный статус, качества изначальности и категоричности, первичные идеологизированный облик и силу, необходимые для того, чтобы затем уже в области государственно-правовой жизни приобрести категорически-императивный характер и включиться в качестве опреде­ляющего, базисного начала в систему нормативного регули­рования данного общества.

И еще одно положение о естественном праве, которое (особенно при сопоставлении естественного права с правом позитивным) представляется весьма существенным.

Естественно-правовые требования и прообразы норм, при всей их важности, имеют и негативные стороны. Они как таковые самым непосредственным образом выражают­ся в морали, обычаях, религиозных и иных идеологических положениях, и в этом качестве — как и иные моральные нормы, обычаи, идеологические положения — не конкрети­зированы в достаточной степени, не обладают строгой оп­ределенностью по содержанию, нередко понимаются по-разному, произвольно, сообразно представлениям и идео­логическому настрою тех или иных лиц, и вообще по самой своей сути не предназначены для непосредственной регла­ментации поведения людей. Между тем в реальных жиз­ненных ситуациях как раз и возможны (в силу отмеченных особенностей естественного права) случаи прямого насилия, произвола, облагораживаемые ссылками на некое естест­венное право — действительное, вольно толкуемое или ил­люзорное.

Отсюда, надо полагать, и проистекает настороженное отношение к категории естественного права Б.Н. Чичерина справедливо полагающего, что "в здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом когда она признается законом'". Законом — именно потому, что он придает известным требованиям, правилам необхо­димую определенность, обеспеченность, "предназначенность" для регуляции поведения людей.

Барьер, существенные гарантии против насилия и про­извола, оправдываемых "естественными" доводами, может создать, и в ряде случаев действительно создает, позитив­ное право — право, выраженное в законах, судебных реше­ниях и поддерживаемое силой государственной власти.

Здесь-то, при сопоставлении естественного и позитив­ного права, с особой выразительностью и раскрываются достоинства последнего.

Позитивное право — продукт человеческой цивилиза­ции. И, подобно всем феноменам цивилизации, оно, с одной стороны, несет с собой груз отрицательных потенций (воз­можность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассовым, групповым, этническим или доктри­нерским интересам, крайний формализм), а с другой — ха­рактеризуется значительными достоинствами. Причем имен­но такими, которые обладают мощной, уникальной силой в нормативно-ценностном регулировании общественной жиз­ни, в предупреждении насилия, произвола.

Эти достоинства и составляют предмет дальнейшего рассмотрения. Прежде всего, понятно, здесь нужно разо­браться с самим феноменом, который (обычно при сопос­тавлении с естественным правом) и обозначается как "пози­тивное право".

Позитивное право: общая характеристика, формиро­вание. Позитивное право — это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и по­тому "позитивный") нормативный регулятор, на основе ко­торого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими го­сударственными учреждениями юридически обязательный, императивно-властные решения.

1 Чичерин В. Собственность и государство. Часть вторая. М., 1883. С. 302.

Позитивное право представляет собой институционное образование: оно существует в виде внешне объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных норматив­ных юридических документах.

Один из существенных моментов при общей характеристике позитивного права — его формирование, и прежде всего возникновение. В данном случае опять-таки представ­ляется весьма существенным его сопоставление с естест­венным правом.

Что касается естественного права, то оно — вечно, со­провождает человека, человечество с момента его зарожде­ния. Ибо необходимость известной организованности, упо­рядоченности (изначально по био-естественным законам — жестко-иерархического типа) является неизбежной, непре­ложной для людей, для самого примитивного человеческого сообщества.

Другое дело — позитивное право. Оно складывается при переходе человечества к цивилизации, когда возника­ют объективированные основы для свободы отдельного че­ловека — избыточный продукт в виде частной собственности и обособление отдельного индивида1. Складывается посте­пенно, испытывая влияние ряда факторов, таких, как классо­вый, этнический, нравственно-духовный, проходя несколько этапов, в том числе предправовое состояние (именно здесь в отношении позитивного права вполне уместно говорить о доправовом состоянии, которое — как это ни парадоксально звучит — фиксируется главным образом на основе естест­венного права).

В результате этого позитивное право и формируется как институционное, внешне объективированное образова­ние. Решающую роль для формирования права играет его выражение в письменном виде (что порой — недостаточно точно — именуют "письменной формой" права).

Позитивное право — это по своей природе писаное право.

Конечно, должно быть принято во внимание и то, что позитивное право, особенно на начальных стадиях своего формирования и в некоторых своих разновидностях, не все­гда выступало и выступает в одном лишь писаном виде2. Но как раз в подобного рода случаях оно является неразвитым и, в значительной степени сливаясь с правосознанием и неправовыми обычаями, не обладает в полной мере или во­все не обладает исконными для позитивного права достоин­ствами и свойствами нормативно-ценностного ого регулятора.

1 Подробнее основания возникновения позитивного права изложены автором в книге: Теория права. Изд. 2-е. М., 1995. С. 41—59.

2 Си.; Лепет О.Э. Три концепции права // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 4.

 

Процесс формирования позитивного права оказался одновременно связанным как с развитием письменности, закреплением норм и их реализацией в письменных доку­ментах (законах, судебных решениях), так и с развитием органов власти, обретением ими нормотворческих и судеб­ных функций. Это и позволило не только придать опреде­ленной системе норм, юридических норм, качества обще­обязательности, открыть возможность для ее строгой опре­деленности по содержанию, но и наделить ее таким важ­нейшим свойством, существенно повлиявшим на развитие цивилизационных процессов, как государственная обеспе­ченность юридических нормативных положений.

Итак, позитивное право именно в силу своего письмен­ного выражения и взаимосвязи с властью обретает качест­во институционности, действенного нормативно-ценностного регулятора1.

Достоинства и свойства позитивного права. Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно как круп­ный элемент, блок (подсистема) общества в условиях цивили­зации представляет собой нормативно-ценностный регу­лятор. Право в таком, наиболее общем, виде призвано регу­лировать, то есть определять, вводить в известные рамки по­ведение людей, складывающиеся в обществе отношения.

Причем это регулятор:

нормативный, ибо право, состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей "нормальности", единой упо­рядоченности, общепризнанности2; по мнению Фихте объективированные

1 По мнению Поля Рикёра, "письмо является... неким значимым рубежом: благодаря письменной фиксации совокупность знаков достигает того, что можно назвать семантической автономией, то есть становится независимой от рассказчика, от слушателя, наконец, от конкретных усло­вий продуцирования" (Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995 С. 7—8).

2 Отмечая важность норм, выполняющих именно регулятивные функ­ции, Поль Рикёр справедливо отмечает: "... среди символических систем, опосредующих действие, есть такие, которые выполняют определенную нормативную функцию, и ее не следовало бы слишком поспешно сводить к моральным правилам" (Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.. 1995. С. 12). Автор приводит слова П. Уинча, который говорит о действий как о rule-governed behaviour (регулируемом нормами поведения).

 

формы права (т. е. позитивное право) предназначены для того, чтобы "максимально унифицировать сферу грубого, материального плана человеческого бытия"1;

ценностный, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала тем самым дает оценку жизненным явлениям и процессам, и потому является основой для того, чтобы действо­вать "по праву" и признавать те или иные поступки в качестве таких, которые совершены "не по праву".

Думается, в последнее время в связи с углубляющейся разработкой философско-правовых проблем намечаются новые плодотворные подходы к освещению функций права как нормативно-ценностной регулирующей системы. Эти подходы основываются на понимании того, что в условиях развитой правовой культуры при помощи правовых средств и механизмов регулирования "постоянно воспроизводится всеобщий модус права" и "право несет в себе присущий всей культуре инвариант общественного опосредования субъ­ектных отношений"2. Те же тенденции просматриваются в утверждениях о том, что право выступает "прежде всего как система воспроизводства общих условий существова­ния общества, его устойчивости и упорядоченности"3.

Рассмотрение права с указанных позиций позволяет увидеть в нем социальную подсистему, обеспечивающую такую непрерывную динамику функционирования общест­ва, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утвержде­ние (своего рода "увековечивание") выраженных в праве со­циальных ценностей, условий и механизмов его фун­кционирования, в том числе — сохранение и утверждение границ свободы в поведении людей.

Характеристике права как всеобщего модуса, а куль­туры как среды, являющейся условием воспроизводства регулируемых правом отношений4, могут быть даны более предметно-структурные очертания, если воспользоваться предложенной И.П.Малиновой трактовкой общественных отношений через категорию субструктуры (суперструкту­ры). Используя более точную научную интерпретацию по­ложений Маркса об общественных отношениях, базисе и надстройке, автор обратил внимание на то, что категория субструктуры (суперструктуры) (Unterbau) позволяет

1 Фихте И.Г. Соч. Т. 2. С. 177.

2 Малинова И.П. Философия правотворчества. С. 106.

3 Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С. 33.

4 См.: Малинова И.П. Философия правотворчества. С. 106, 110.

 

рассматривать право как такую сферу, "которая обладает осо­бым свойством мета- (или супер-) структурирования масси­ва наличных общественных отношений. "Более того, — про­должает ИЛ. Малинова, — само право существует в форме структурно упорядоченного сектора, сферы социального пространства, в котором асе многообразие общественных отношений представлено (отражено) в особом ракурсе, под специфическим углом зрения — в инвариантах санкциони­рованной юридической нормативности"1.

Новые повороты в видении регулятивных особенностей права, возможно, требуют известного переосмысления рас­пространенных, уже ставших привычными положений о свойствах права.

В философской и юридической литературе на первое место среди таких свойств по большей части ставят свойст­во нормативности, которое в отношении позитивного права точнее было бы обозначить как всеобщую, общеобязатель­ную нормативность.

Действительно, это свойство права имеет определяю­щее значение с социальной стороны — прежде всего для характеристики права как регулирующей системы, при по­мощи которой может быть достигнуто постоянное воспро­изводство присущих данному обществу ценностей, условий и форм жизнедеятельности.

Вместе с тем, надо полагать, необходимо придать боль­шую значимость другим регулятивным особенностям права и в плоскости тех достоинств права, которые относятся к самим основам человеческого бытия, выделить два других его свойства — определенность по содержанию и государ­ственную обеспеченность.

Определенность по содержанию (обратим внимание — определенность не просто "формальная", как нередко гово­рилось ранее, а именно по содержанию), то есть такая, при которой в письменных документах оказывается возможным достигнуть предельной точности, ясности, конкретности в определении круга субъектов, прав, обязанностей, юриди­ческих гарантии, санкций и т. д.

Определенность права, понимаемая в таком широком значении, по сути дела, охватывает и другие особенности нередко выделяемые в виде "самостоятельных свойств", в том числе формальную определенность, точнее — формализированность права, а также в какой-то мере и его нормативность.

1 "С этой точки зрения, такие понятия, как "правовое поле", "правовое пространство", "правовая среда", "правовая сфера" и т. д., являются своего рода мета формами, выражающими суть: общественные отношений объективируются в праве не непосредственно, а системно опосредуясь всей структурной целостностью" (там же. С. 110).

 

Формализованность (формальная определенность) права в этом случае предстает как способ обеспечения предельной, максимальной определенности по содержанию. Ибо иного способа, кроме фиксации в знаковой, письменной фор­ме (в том числе выраженной ныне средствами компьютер­ной техники) в природе не существует.

При рассматриваемом подходе к свойствам права ока­зывается возможным под несколько иным углом зрения вновь обратиться к нормативности. Здесь она выступает не как определяющее качество правовой регулирующей сис­темы, а наряду с этим и как одна из сторон определенности содержания права — определенности по сфере действия, которая — опять-таки при помощи письменной формы — как раз и обеспечивает всеобщую нормативность (возмож­ность сделать строго определенные по содержанию нормы общеобязательными, установить одинаковый, равный для всех порядок в правах и обязанностях).

Первостепенное значение принадлежит и такому свой­ству позитивного права, как государственная обеспечен­ность, то есть высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при по­мощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, "перевести" его в реальные жизненные отношения.

Забегая немного вперед, нужно заметить, что указан­ные свойства позитивного права (определенность по содер­жанию и государственная обеспеченность, гарантирован­ность) дают возможность в той или иной степени исклю­чить из общественной жизни произвол и своеволие, в ка­кой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир, исключить хаос в людском поведении, произвол в отноше­нии личности. Благодаря этим свойствам проявилась глу­бинная сущность права, "а именно то; что оно является инструментом, средством, механизмом или нормативно-регулятивной системой защиты личности от произвола лю­бых других лиц, групп и общества, государства в целом"1.

Если исходить только из рассмотренных особенностей права, его определяющих свойств (не затрагивая все другое), то и тогда станут очевидными преимущества и при­влекательность того строя жизненных отношений, которые можно назвать правовым порядком. С этих же позиций (при умозаключениях "от противного") представляется резко негативным характер поведения, являющегося внеправовым то есть такого, которое вообще выбивается из области цивилизационных отношений, противостоит им как нечто противоположное, с ними несовместное (война, террор, чинов­ничья вседозволенность — очевидные примеры такого вне-правового поведения).

1 Семитка А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. С. 114.

Приведенные положения об особенностях права как нормативно-ценностной регулирующей системы и о его свой­ствах помогает постичь глубина мысли знаменитого русско­го правоведа П.И. Новгородцева, полагающего, что право есть то начало, которое "постепенно осуществляется в исто­рии"1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.