Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабочая стадия опроса




После завершения начальной стадии опроса основной психологической задачей опрашивающего становится поддержание и использование выбранного им стиля общения, что ориентировано на достижение основной цели опроса - получение правдивой информации обо всех обстоятельствах нарушения таможенных правил.

Проблема, стоящая в это время перед опрашиваемым - принятие решения. Он должен определиться сознаться ему или нет в совершении правонарушения. С другой стороны, перед сотрудником, проводящим опрос, стоит двойная цель: оценить, говорит ли опрашиваемый правду и, если результат оценки показывает, что он лжет, убедить его признаться в совершенном. Ведь человек, принимая решение, стремится взвесить его последствия при выборе того или иного пути, сравнить их и сделать выводы, исходя из достоинств и недостатков каждого.

Так в начале опроса подозреваемый имеет совершенно четкое представление о преимуществах отрицания и недостатках признания своей вины. Задача опрашивающего заключается в том, чтобы изменить в его сознании восприятие соотношения преимуществ и недостатков признания. Для достижения этой задачи в ходе опроса применяются различные методы и тактические приемы.

Среди методов, используемых в процессе опроса, можно выделить следующие:

- внушение как целенаправленное подведение опрашиваемого к какому-либо решению путем высказывания ему определенных рекомендаций, предложений, предупреждений;

- положительный или отрицательный пример из практики проведения опросов; при этом положительный пример нацелен на показ преимуществ правдивых сообщений, отрицательный - демонстрирует негативные последствия отказа от сотрудничества с опрашивающим или его обмана;

- изобличение опрашиваемого в лжи путем предъявления вещественных доказательств по делу или доказательства несостоятельности его утверждений;

- изменение роли или статуса опрашиваемого (либо тогои другого одновременно).

В процессе общения соотносительное положение сотрудника таможни и опрашиваемого создает определенную психологическую дистанцию между ними, которая складывается на основе представлений сотрудника о самом себе и об опрашиваемом, a опрашиваемого - о самом себе и о сотруднике. Смысл изменения поведение опрашиваемого сводится к изменению прежде всего его представлений о самом себе.

Изменить психологическую дистанцию можно уменьшая или увеличивая ее.

Для сокращения психологической дистанции опрашивающий может использовать все то, что ука­зывает на совпадение хотя бы некоторых интересов, прав, обязанностей, возможностей.

Для увеличения психологической дистанции с опрашиваемым сотруднику необходимо проинформировать его о несовпадении в положении, правах, обязанностях, возможностях.

Отдалять опрашиваемого в психологическом смысле можно, отдаляя его и возвышая себя. В том и в другом случае преследуется одна и та же цель - увеличить психологическую дистанцию. Отдаляя опрашиваемого, проводящий опрос сотрудник демонстрирует незыблемость и прочность своей позиции и указывает на то, что собеседник не имеет прав или оснований находится в занимаемой им позиции. Возвышая себя, опрашивающий указывает не на то, что опрашиваемый ведет себя не так, как должен был бы в данной ситуации, а на то, что сам сотрудник не таков, каким его представляют. Но при этом возвышать себя нужно с большой осторожностью, избегая как нарушения этических норм, так и нанесения ущерба замыслу опроса.

Тактические приемы, применяемые проводящим опрос сотрудником, более разнообразны и тесно переплетаются между собой.

Выбор того или иного приема определяется:

- поведением опрашиваемого;

- степенью его подверженности мягкому (или не очень) внушению либо, наоборот, жесткому давлению;

 

- количеством и качеством имеющихся доказательств;

- сложившейся к данной стадии опроса общей ситуацией.

Как правило, в ходе любого опроса используется не один прием, а их набор.

 

Рекомендуется применять (выборочно) следующие тактические приемы.

Использование слабостей опрашиваемого. При первом контакте с опрашиваемым и первичной визуальной оценке его личности проводящий опрос сотрудник, как правило, выявляет те или иные его слабости. К ним относятся: болезненное самолюбие, повышенная подозрительность, слабоволие, несдержанность, трусость, излишняя прямолинейность и др. Любая из этих слабых сторон может быть использована для достижения целей опроса: играя на них, опрашивающий осуществляет управление поведением опрашиваемого. Так, на самолюбивого собеседника, избегающего говорить правду, можно успешно воздействовать предположением о том, что его "в темную" используют коллеги, сами оставаясь в тени. Эту мысль следует развивать, раня болезненное самолюбие опрашиваемого. На трусливого человека можно воздействовать, акцентируя внимание на возможной его ответственности и последствиях для его семьи. Слабовольного собеседника можно принудить к искреннему ответу использованием серии приемов психологического давления и т.д.

Опора на положительные качества опрашиваемого. Обращение к положительным сторонам личности опрашиваемого, являющееся для последне­го неожиданным, может на время дезориентировать его, выбить из ожидаемой системы взаимоотношений с проводящим опрос сотрудником. Говоря о положительных качествах опрашиваемого, следует указать ему на те из них (реальные или вымышленные), которые окружающими его людьми либо совсем не замечаются, либо им. не придается должного значения. При этом, предупреждая подозрения в неискренности, необходимо использовать самые простые психологические средства, демонстрирующие честность и доверие.

Специальные наблюдения за ситуациями комплиментарного общения позволили обнаружить одну заслуживающую внимания особенность. Обычно люди очень чутко чувствуют лесть тогда, когда она обращена не в их адрес, и даже удивляются, что тот, кому она направлена, не ощущает этого. Но, оказавшись сами в подобной ситуации, они забывают об этом и тоже теряют чувствительность к лести.

Имитация полного доверия опрашиваемому. Выслушивая ложную (или кажущуюся таковой) версию событий, излагаемую опрашиваемым, проводящий опрос сотрудник делает вид, что полностью всему верит. В рамках этого приема следует использовать просьбы о максимальной детализации освещаемых фактов, событий, обстоятельств. Пытаясь придать большую убедительность своим словам, тот будет вынужден излагать все новые и новые подробности, детали, нюансы. Поскольку человек, готовившийся к опросу и запасшийся ложной версией, заранее формулирует лишь ее суть и более-менее важные детали, мелкие подробности он вынужден придумывать экспромтом, на ходу. Чем больше таких деталей он должен будет выдумать, тем меньше вероятность того, что он их запомнит. Известно, что спонтанная ложь запоминается плохо. Задача сотрудника, проводящего опрос, - задать как можно больше уточняющих вопросов и зафиксировать ответы, не повторяя их вслух.

Преимущество данного приема состоит в том, что опрашиваемый не может ссылаться на незнание или забывчивость без того, чтобы не подорвать доверие опрашивающего (который всему "верит"). В последующем неизбежно проявившиеся противоречия и неточности в деталях могут быть использованы при изобличении опрашиваемого во лжи.

Формирование у опрашиваемого преувеличенного представления об информированности опрашивающего. Проводящему опрос сотруднику необходимо создать такое впечатление, что он не слишком нуждается в информации опрашиваемого, так как и без его сведений успешно справится со своей задачей. Сообщая какую-либо незначительную (но детальную) информацию, связанную с частностями конкретного нарушения таможенных правил, он при ее умелой подаче - может сформировать у опрашиваемого представление о своем всестороннем знании всех обстоятельств дела и тем самым психологически подготовить его к изложению правдивых сведений. Важным подкрепляющим элементом при использовании этого приема является и соответствующее поведение опрашивающего: его максимальная раскрепощенность, спокойствие, уверенность, предельная вежливость, явно выраженное (но не навязчивое) стремление помочь опрашиваемому побыстрее выйти из непростой ситуации.

Привлечение и концентрация внимания опрашиваемого. Данный прием предполагает использование нескольких мелких приемов.

Прежде всего, некоторое повышение тона при общении. Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и по тактическим соображениям, так как крик сотрудника - явный признак его слабости. Нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание и подчеркивает значимость передаваемой информации, но и может демонстрировать отношение сотрудника к поведению опрашиваемого, то есть оказывать дополнительное воздействие на него.

Вторым способом привлечения и концентрации внимания является прием "завлечения". Суть его заключается в том, что опрашивающий вначале произносит что-то трудно воспринимаемым обра­зом, например, очень тихо. Опрашиваемому приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если сотруднику уже удалось произвести на опрашиваемого соответствующее впечатление профессионализмом и уверенностью в своих силах.

Для поддержания внимания опрашиваемого может использоваться прием акцентирования - усиления значимости передаваемого словами содержания. Обычно информация, передаваемая скороговоркой, выглядит менее важной, чем та же информация, высказанная медленнее, с расстановкой смысловых акцентов и выделением голосом наиболее значимых моментов.

Эффективным средством поддержания внимания и усиления воздействия является переформулирование уже высказанной ранее мысли по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно тогда, когда речь идет о сложных или очень важных для опрашиваемого вопросах.

Проведение повторного опроса. При всех недостатках повторного опроса (как свидетельства слабой подготовленности и низкой результативности первого) он может сыграть роль важного тактического приема. Используя материалы первоначального опроса, повторную беседу с опрашиваемым нужно построить по той же схеме, с подробным освещением тех же вопросов, особенно мелких деталей и обстоятельств, связанных с фактом нарушения та­моженных правил. Повторное придумывание опрашиваемым подробностей (а данные им в ходе первого опроса неискренние ответы на мелкие вопросы не могут надежно запечатлеться в его памяти) неизбежно приведет к противоречиям в его показаниях. Это позволит проводящему опрос сотруднику выявить ложь и использовать данный факт для оказания давления на опрашиваемого.

Неожиданное предъявление вопроса или доказательства по делу. Этот прием следует использовать в ходе ровного, спокойного обсуждения либо какой-то отвлеченной проблемы, либо того или иного аспекта дела о нарушении таможенных правил. При этом вопрос необходимо задать в том же тоне и темпе, в каком шел предшествующий разговор, но по другой теме. Кроме того, сам вопрос должен быть кратким, четким, однозначно понимаемым. В такой ситуации, с одной стороны, возможен правдивый ответ опрашиваемого - по инерции; с другой стороны, неожиданность вопроса может вызвать у человека стресс, ослабив тем самым его волю к противодействию. Наиболее эффективно этот прием может быть применен после имитации полного доверия опрашиваемому. То же относится и к внезапному предъявлению какого-либо доказательства по делу.

В ходе опроса проводящему его сотруднику необходимо иметь в виду ряд моментов, связанных с речевыми, мимическими и другими особенностями поведения опрашиваемого, в соответствии с этим корректировать свои действия.

Ориентация. В зависимости от целей общения, сотруднику необходимо уметь правильно выбирать угол, под которым располагаются собеседники. Психологический контакт с опрашиваемым легче всего устанавливать, расположившись по диагонали. При конфликтном взаимодействии в наиболее про­дуктивно общение при расположении друг против друга. Правда, для этой рекомендации существует одно ограничение, связанное с понятием "силы личности". Описать сильную личность довольно трудно, но обычно люди безошибочно определяют ее. Об­щение в положении друг против друга продуктивно только в том случае, если в данной ситуации более сильной личностью оказывается сотрудник, прово­дящий опрос (но не опрашиваемый).

Поза. Поза опрашиваемого, в силу того, что она меньше (чем мимика или голос) поддается созна­тельному контролю, является довольно информа­тивным признаком' отношений. Анализ позы вклю­чает несколько параметров.

Раскованность предполагает асимметричное рас­положение рук и ног, наклон вбок и (или) положение опрашиваемого сидя, откинувшись, специфическое расслабление рук и шеи. Эта группа сигналов связа­на прежде всего с различием в статусе между об­щающимися. Обычно ощущение более высокого статуса сопровождается большей раскованностью.

Наклон вперед к партнеру выражает более доб­рожелательную реакцию, при этом по отношению к приятному собеседнику люди располагаются более прямо, чем к неприятному. В ситуации сотрудни­чества расстояние короче, а поворот корпуса менее прямой. Таким образом, для демонстрации положи­тельного отношения необходимо быть сдержанным (не раскованным), сделать легкий наклон вперед к опрашиваемому, а корпус несколько повернуть, обозначив диагональ.

Соответственно, наклон корпуса назад, раско­ванность и расположение напротив опрашиваемого будут свидетельствовать об отрицательном отноше­нии к нему и демонстрации более высокого статуса опрашивающего.

Те же признаки поведения опрашиваемого ука­жут на его соответствующее отношение к сотрудни­ку, проводящему опрос.

Глаза. Не следует забывать и того, что желание установить с опрашиваемым психологический кон­такт должно сопровождаться частым контактом глаз. Заинтересованность и внимание выражаются в неотрывном и внимательном взгляде. При этом нужно учитывать, что в другой ситуации (и, соот­ветственно, при другой мимике) неотрывно смотреть на опрашиваемого, не отводя глаза в сторону - зна­чит, показывать осуждение и неприязнь. Нежелание контактировать, быть откровенным и отчужден­ность проявляются в опущенных веках опраши­ваемого, а также в отведенном в сторону или вниз взгляде. Недоверие, опасение, выжидание демон­стрируются невольным наклоном головы вниз, при этом глаза подняты, а выражение лица насторо­женное. Недоверие, настороженность, подозритель­ность могут выражаться и иначе: голова немного наклонена вниз и в сторону, взгляд искоса направ­лен на опрашивающего. Растерянность собеседника проявляется в частом и быстром моргании.

Через мимический и голосовой каналы отрица­тельное отношение передается и считывается легче, чем положительное, а в ситуациях конфликтов от­рицательные чувства вообще чаще передаются по этим каналам. Для проводящего опрос сотрудника это означает, что необходимо контролировать соб­ственные неосознанные проявления отрицательного отношения к опрашиваемому. А при установлении психологического контакта нужно использовать хотя бы минимальную возможность для проявления искреннего к нему отношения, так как собеседник обычно интуитивно чувствует фальшь. Кивок головой - способ выразить согласие или уважение к опрашиваемому, знак положительного отношения к нему. Соответственно, движения головы из стороны в сторону говорят о несогласии с собеседником. Ценность подобного рода сигналов заключается в том, что чаще всего их проявление бывает неосознанным, они опережают речевые высказывания, которые могут по каким-то причинам и не прозвучать.

Различные аспекты речи. Интонация, ударения, соединения слов и фраз (паузы, ритм) при осущест­влении психологического воздействия приобретают особое значение. Умение преодолевать защитные барьеры в сознании опрашиваемого, привлекать его внимание к главным смысловым моментам своих высказываний существенно повышает эффективность воздействия на него.

Паралингвистические явления - тон, тембр голоса, особенности выговора, речевые ошибки - служат диагностическим средством в определении эмоционального состояния, особенностей темперамента и характера, принадлежности к той или другой социальной группе. В анализе поведения опрашиваемого при этом наиболее важным показателем изменения значимости происходящего являются моменты сме­ны эмоциональных состояний.

Внешний вид. В восприятии внешнего вида мож­но выделить два аспекта - социальный и психологический. Поскольку существует социальный стереотип сотрудника таможенного учреждения с его "униформой", соответствие внешнего вида конкрет­ного опрашивающего этому стереотипу в целом способствует формированию позитивного отношения (хотя отмечают такие ситуации, в которых фор­менная одежда мешает строить отношения с опра­шиваемым).

На психологическом уровне внешний вид харак­теризует определенные индивидуальные, личност­ные особенности человека и поэтому для обоих участников опроса является психологически инфор­мативным признаком. В силу общеизвестности со­циально одобряемых и порицаемых признаков внешнего вида на этом можно не останавливаться. Отметим только, что в формировании первого впе­чатления о незнакомом человеке внешний вид играет важную роль. Не следует пренебрегать этим факто­ром.

Жесты. Жесты человека в большей степени свя­заны с эмоциональными реакциями, чем с мышлени­ем. Они являются выражением поступков и связан­ных с ними эмоциональных состояний, то есть инди­видуальной психической составной частью действия. А поскольку эмоциональные реакции выступают как бы вводной частью действия, понимание языка же­стов позволяет считывать не только невыполненные действия, но и маскируемые эмоциональные реакции.

Жест выполняет коммуникативную функцию в силу того, что он связан с действием, а действия че­ловека, как известно, не только предметны, но и социально направлены.

В зависимости от выполняемых функций кинети­ческая активность человека выражается через жести­куляцию. В силу социальной направленности жестикуляция появляется только тогда, когда человек общается с другими людьми.

Необходимо учитывать, что процесс высказыва­ния имеет два взаимосвязанных канала выражения: через речь и через движения тела. При этом жестикуляция имеет тенденцию предшествовать соответ­ствующим речевым отрезкам.

Диагностическая ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности: опрашивае­мый плохо осознает, как он жестикулирует. Его сво­бодная жестикуляция свидетельствует об испыты­ваемом ощущении психологического комфорта, безопасности, положительного отношения к ситуа­ции. Жестикуляция интенсифицируется в случае эмоционального подъема или волнения, что, в свою очередь, говорит о значимости происходящего для человека.

Отрицательное отношение к проводящему опрос сотруднику, нежелание контактировать, замкнутость сопровождаются скупой жестикуляцией или полным ее отсутствием.

Диагностическим признаком психологической дистанции между людьми служат так называемые доречевые жесты. Наличие жестов, предшествующих речевым высказываниям, указывает на доверие и взаимопонимание, и, наоборот, их отсутствие свидетельствует о настороженности и недоверии.

Существует несколько классификаций жестов. Наиболее распространенной является следующая, выделяющая несколько их групп:

а) жесты-эмблемы, имеющие языковой эквивалент и достаточно точное значение для данной социальной группы;

б) иллюстративные жесты - движения, тесно связанные с речью, сопровождающие высказывание;

в) жесты-адапторы, способствующие уменьшению или снятию внутреннего напряжения;

г) жесты-регуляторы, используемые для контроля или кодирования сообщения;

д) аффективные жесты - движения, являющиеся выразителями чувств и эмоций.

При построении разговора на основе психологи­ческого контакта велико значение общего языка беседы. Поэтому использование опрашивающим жестов-эмблем, характерных для той социальной группы, представителем которой является опрашиваемый, более располагает к контакту, чем их отсутствие.

Изобилие иллюстративных жестов, сопровож­дающих речь опрашиваемого, свидетельствует о его возбужденном состоянии.

В роли жестов-регуляторов выступают и кивок головой, и направление взгляда, и целенаправлен­ные движения руками. Эти жесты обычно говорят о том или ином отношении опрашиваемого к сотруд­нику, проводящему опрос.

В состоянии аффекта могут быть задействованы различные части тела, но в первую очередь - лицевые мышцы. Поэтому, во-первых, к мимике нужно относиться с особой осторожностью в силу возможности (и относительной легкости) сознательного управления ею, во-вторых, необходимо учитывать соответствие жеста и мимики речевому высказыванию и общему контексту беседы.

При проведении опроса следует иметь в виду такое обстоятельство. Если в общении на деловом уровне проявлением силы и уверенности человека в себе является немногословность и сдержанность речи, то при конфликтном взаимодействии таким показателем служит многословие в сочетании с настороженностью. Используя речевые средства для выявления целей собеседника рекомендуется учитывать следующие тенденции в поведении опрашиваемого.

1. В ситуации конфликта опрашиваемый стремится связать содержательную часть информации с собственной ее оценкой. А выводы, которые он пытается навязать, чаще всего бывают необоснованными. Поэтому важно уметь в полученной информации содержательную часть отделять от ее оценки опрашиваемым.

2. Активные действия проводящего опрос сотрудника, стремящегося получить информацию, вынуждают опрашиваемого ее давать. Но поскольку в ситуации противоборства их интересы противоположны, последний, естественно, не может (не хочет) выдавать те сведения, которые могут нанести ему вред. Это противоречие часто разрешается при помощи определенных маскировочных действий: малозначительную информацию опрашиваемый выдает как самую важную, преувеличивая ее значимость, а основную старается дать как пустяковую.

3. В ситуации конфликта для опрашиваемого характерно выдавать такую информацию, которая может деморализовать опрашивающего. Он прибегает либо к угрозам типа "Вы еще за это ответите", либо старается выдавать неприятные сведения иногда с провокационными нотками ("Конечно, понятно ваше усердие. Начальство требует - надо выполнять"), иногда с унижающими "комплиментами" ("Ну как вы, такой умный, не можете понять...").

Именно в середине рабочей фазы опроса, когда проводящий его сотрудник начинает предпринимать наиболее энергичные действия по выявлению под­линных обстоятельств конкретного нарушения та­моженных правил, опрашиваемый переходит к ак­тивной обороне, заявляя о своей полной искрен­ности. Между тем ряд сигналов позволит опраши­вающему понять, что ему лгут.

Физиологические симптомы лжи опрашиваемого:

- появление у него капелек пота, особенно над верхней губой или бровью;

- сухость во рту, вызывающая просьбы дать попить;

- сухость губ, ведущая к их периодическому облизыванию;

- дыхание становится тяжелым, приобретает несвежий запах;

- выдыхание воздуха из легких становится шумным;

- изменяется цвет лица (лицо краснеет или бледнеет);

- начинают подергиваться мышцы лица (веко, уголок рта, кончик брови и т.д.); появляется лицевой тик;

- тело начинает бить дрожь;

- появляется дрожь в голосе;

- учащается мигание;

- периодически появляется потребность выйти в туалет;

- начинается зевота;

- учащается сердцебиение, что ведет к усилению пульсации крови в сосудах; становится заметной пульсация крови в сосудах на шее, лбу, висках, в сонной артерии;

- появляется заикание;

- начинается нервный кашель;

- теряется контроль над тембром голоса (голос становится высоким или срывается).

. Мимика и жестикуляция при обмане. Когда че­ловек лжет, он обычно волнуется. Пытаясь спра­виться со своим волнением, он неосознанно совер­шает беспорядочные, неоправданные движения. Зная это, некоторые опрашиваемые, пытаясь замаскиро­вать свои мимику и жестикуляцию, с самого начала опроса садятся, сложив на груди руки и скрестив под стулом ноги. Другие, наоборот, принимают преуве­личенно расслабленную, непринужденную позу. И то, и другое должно насторожить проводящего опрос сотрудника, так как не является в такой си­туации естественным и может свидетельствовать о неискренности собеседника.

Есть и еще признаки, которые указывают на про­явления лжи.

Лгущий человек:

- не может спокойно усидеть на одном месте;

- теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки;

- перебирает пальцами, потирает руки;

- трогает голову, поправляет волосы;

- касается различных частей лица;

- играет с какими-либо предметами (поправляет манжету рубашки или ремешок часов, перебирает листки, завязывает или перевязывает шнурки и т.д.);

- переступает с ноги на ногу;

- не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;

- покусывает губы или ногти;

- интенсивно курит;

- избегает взгляда опрашивающего (смотрит в его глаза менее трети времени опроса; часто используемый метод избегать взгляда собеседника – со скучающим видом рассматривать помещение, в котором проходит опрос);

- постоянно смотрит проводящему опрос прямо в глаза (видимо, ему хорошо известно, что если человек избегает взгляда, это считается признаком того что он говорит неправду); в таких случаях можно заметить, если человек переигрывает: это ненормально; в обычных случаях взгляд не фиксируется неподвижно в течение всего разговора: слушатель как правило, смотрит на говорящего (пока тот говорит), чтобы показать, что он слушает; говорящий же часто отводит взгляд, кроме тех моментов;

- когда необходимо что-то подчеркнуть или показать, что он закончил свою речь;

- оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;

- почесывает разные части лица, шеи, головы;

- отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;

- покачивает ногой;

- держит ноги направленными носками к выходу.

О неискренности человека могут свидетельствовать и мимолетные изменения в выражении его лица.

Слова, фразы, ответы, выдающие ложь. На лживость опрашиваемого могут указывать следующие речевые построения.

1. Настоятельное убеждение в собственной честности, при котором собеседник чрезмерно подчеркивает свою честность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду:

- Клянусь здоровьем...

- Честное слово, я не знаю...

- Даю руку на отсечение...

- Это так же верно, как то, что...

- Честное слово, дело было так...

Это самый распространенный и очевидный словесный признак лжи.

2. Уклонение от обсуждения определенных тем, вопросов:

- Не могу вспомнить...

- Я этого не говорил...

- Я не буду это обсуждать...

- Не вижу здесь никакой связи...

- Я не могу ответить на этот вопрос...

- Я не обязан на это отвечать...

- Не знаю, кто это подстроил...

Опыт показывает: невиновный человек не избегает давать ответы и пояснения, не использует право отказа от них. Наоборот, он обычно многословен и говорит с желанием.

3. Пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, когда проводящего опрос сотрудника провоцируют на максимально подробные высказывания и перекладывают на него все бремя доказательств:

- Я не знаю, о чем вы говорите...

- Я отказываюсь отвечать (без представителя организации, адвоката...)

- Я не обязан сидеть здесь и разговаривать с вами...

- Я не стал бы вам отвечать, если бы и знал...

- Вы сказали, что можете это доказать. Слушаю вас...

- Если вы уверены в моей виновности, предъявите доказательства...

- Меня просто "подставили", и я знаю, кто это сделал...

- Где свидетельства (свидетели) моей причастности?...

- Докажите же мою вину, прекратив свои голословные обвинения...

Такое поведение является достаточно ярким признаком виновности опрашиваемого.

4. Попытки вызвать симпатию, доверие, чувство жалости со стороны сотрудника, проводящего опрос:

- У меня семья, дети, свое дело. Неужели вы думаете, что я...

- Зачем мне обманывать вас?

- Вы же понимаете: если бы я был виновен, я бы признался...

- Я не всегда все делаю правильно и по закону, но этим (...) не занимаюсь.

- Почему вы мне не верите? (с проявлением эмоций).

5. Короткие отрицания или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы:

- простые повторяющиеся ответы или повторение простого отрицания, алиби ("Я не. делал этого", "Я об этом ничего не знаю", "Это не я", "Не слышал об этом");

- уклонение от использования слов "да" или "нет". ("Это ваш почерк?" - "Я не уверен").

Опыт свидетельствует: невиновный человек старается говорить больше и отстаивает свою невинов­ность, тогда как равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения; они вызываются тем, что по мере продвижения опроса опрашиваемому становится все труднее и труднее лгать.

Таким образом, к концу рабочей стадии становится ясно - лжет опрашиваемый или говорит правду. Обобщая все увиденное и услышанное, проводящий опрос сотрудник может сделать определенные предварительные выводы о степени его виновности.

Невиновный человек:

может выражать подозрительность, недоверие к опрашивающему, не оказывая при этом противодействия в выяснении обстоятельств по делу;

нередко дает исчерпывающую информацию со всеми подробностями, даже не имеющими прямого отношения к делу; многословен;

постоянно старается перебить проводящего опрос сотрудника своими объяснениями;

начинает активно защищаться до того, как его в чем-то обвинят или заподозрят.

В то же время, виновный человек:

избегает подробных объяснений, немногословен;

сдерживает себя при ответах на вопросы;

оказывает противодействие опрашивающему при выяснении фактов, обстоятельств по делу;

может отказаться от объяснений без всяких видимых причин;

указывает на точность мелких деталей в своих объяснениях;

выражает желание помочь проводящему опрос сотруднику в его работе;

отказывается отвечать в отсутствие своего представителя (адвоката);

клятвенно заверяет в своей невиновности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.