Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения




Задача № 1. Больной 3., 40 лет. В психиатрических больницах лечились отец больного и дядя по линии отца. Сам больной первый приступ заболевания перенес в 25 лет. С тех пор четыре раза госпитализировался в психиатрическое отделение сроком на 2-3 месяца, выписывался в хорошем состоянии, приступал к прежней работе. Данный приступ начался 3 дня назад. Больной стал эйфоричен, оживленным, чрезмерно деятельным. Затеял в квартире ремонт, устроил беспорядки и бросил. Приобрел штангу, обещал стать мировым рекордсменом по тяжелой атлетике. Пытался выступать на вечере самодеятельности. Когда ему в этом помешали, затеял ссору, избил товарища. Психическое состояние: больной двигательно беспокоен. На месте не содержится. Ходит по отделению, берется за разные виды деятельности, но тотчас же отвлекается. Поет, танцует, вызывает на борьбу лечащего врача, становится гневным, раздражительным. Сон недостаточный, несмотря на прием соответствующих медикаментов. Многоречив. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Парафренный

B. Паранойяльный

C. Параноидный

D. Гебефренический

E. Маниакальный

Задание № 2. Больная А. 23 лет. Инвалид II гр. по психическим заболеваниям. Несколько раз лечилась в психиатрической больнице. В течение пяти лет слышит голоса, идущие откуда-то с улицы. Голоса тихие, усиливающиеся при бессоннице, при волнении, в тишине. Говорят женщины и дети. Называют ее чужим именем, советуют, как себя вести, как поступить. Голоса говорят непосредственно с больной, и между собой, обсуждая поведение больной. В последнее время кроме голосов, идущих извне, появились голоса "где-то внутри", однако их "слышит ушами" и воспринимает как реальные, С этими голосами никогда не разговаривает и за последние годы часто не выполняет их требований. Критического отношения к нарушениям психики не имеет. При разъяснениях соглашается, что это просто "фантазия лезет в голову", но с появлением голосов принимает их за действительность. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Навязчивостей

B. Синдром галлюциноза

C. Паранойяльный

D. Сверхценные идей

E.Параноидный

Задание № 3. Больная Б., 54 лет. По характеру уравновешенная, трудолюбивая, заботливая, Менопауза с 46 лет. В психиатрическую больницу поступает впервые. Заболела постепенно: потеряла сон и аппетит, настроение было подавленным, появились мнения, что у нее рак, она вскоре должна умереть. Стала тревожной. В отделении говорит мало, жалуется на общую слабость. Стонет, охает, вздыхает. Считает, что вскоре погибнет от рака, погибнут его дети и муж. Мечется, не сидит на месте, рвется к двери "проститься" с детьми. Заламывает руки, рвет на себе рубашку. Тревожная, бесконечно спрашивает: "Что же это будет?''. Говорит о какой-то надвигающейся беде, подавлена, на лице выражение страдания. Ночью пыталась затянуть на шее полотенце, ест только с рук персонала принудительно. Квалифицируют психопатологический синдром

A. Депрессивный

B. Ипохондрический

C. Навязчивый

D. Паранойяльный

E. Сверхценные идей

Задание № 4. Больная Ж.,43 года. Отличалась аккуратностью, педантизмом, тщательностью, чего требовала и от своих сослуживцев. Вместе с тем была немного мнительной, тревожной, сенситивной, эгоистичной, легко терялась под любым предлогом, но во внешнем выражении своих чувств была сдержанной. Живет со своими родителями. В возрасте 41 года во время прогулки больную поцарапала кошка. Она не обратила на это внимания, но потом случайно узнала, что это может привести к заражению бешенством. Больная в тревоге провела всю ночь, не могла успокоиться при мысли, что она заразилась бешенством. После проведения прививок, когда реальная опасность заражения фактически была исключена, состояние больной не улучшилось: по-прежнему испытывала страх перед заражением бешенством, резкую тревогу, когда видела собак или кошек. В клинике больная очень часто мыла руки, избегала общения с людьми, требовала сменить постельное белье, если возникало подозрение, что его кто-то нечаянно коснулся. Испытывала страх перед домашними животными. Считала, что ее переживания лишены реальных оснований, но освободиться от них не могла. Настроение подавленное, поглощенная мыслями и страхом заражения. Сон не приносит желаемого отдыха. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Сверхценные идей

B. Паранойяльный

C. Навязчивый

D. Ипохондрический

E. Параноидный

Задание № 5. Больная П., 34 лет. Болеет психическим заболеванием в течение 3-х лет. Психическое состояние. Больная дряблая, неохотно разговаривает, в основном пытаясь ограничиться односложными ответами. Смотрит в сторону. Несколько раз во время беседы стремится встать и уйти из кабинета. В отделении ничем не занята, целый день лежит в постели. С окружающими общается только по необходимости. Себя больной не считает. Свое помещение в больницу связывает с попыткой самоубийства. Объясняет, что сделала ее под влиянием "голосов". Рассказала, что постоянно, в течение нескольких лет слышит, как слова окружающих и их мнения повторяются у нее в голове. Кроме этого, "с воздуха по радио" доносятся голоса на русском и украинском языках. Какие люди ругают ее, говорят "умри". Всегда слышит два голоса - мужской и женский, говорят они громко, с угрожающими интонациями. Обращаются прямо к больной, предписывают, многократно повторяют то же, требуют, пока больной его не выполнит. '"Отравилась из-за них и руку порезать хотела из-за них. А так зачем мне нужно было бы это делать". Голоса слышит ежедневно, считает, что приказы ему передаются по радио, поэтому просит перевести в отделение, где нет радио. Отмечает, что нередко глазами "видит" свое тело, падает назад, а иногда "видит" лицо, руки, режущие ножами. Все происходящее с ней, считает результатом действия группы людей, сначала преследовали ее с сексуальными намерениями, а после ее отказа издеваются над ней. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Параноидный

B. Синдром психического автоматизма

C. Паранойяльный

D. Парафренный

E. Навязчивый

Задача № 6. Больная 32 лет, библиотекарь. Мать по характеру застенчивая, боязлива, всегда чуралась людей с повышенным чувством долга. Отец грубый, эгоистичный, злоупотребляет алкоголем. В детстве развивалась правильно. Была активной, сдержанной, гордой, интересовалась литературой. Окончила курсы библиотекарей в 19 лет. К работе относилась добросовестно, с восторгом, получала благодарности. С 28 лет стала еще более замкнутой, появилась небрежность в работе, потеряла интерес к чтению, уволилась, поступила санитаркой в больницу. Оставалась замкнутой, работала плохо, в ответ на замечания грубила. За неделю до госпитализации, после окончания ее рабочего дня вместо того, чтобы пойти домой, продолжала убирать палаты, бессмысленно переставляла вещи с места на место. На обращение к ней не отвечала, неадекватно улыбалась, поэтому была помещена в психиатрическую больницу. В отделении лежит неподвижно, с закрытыми глазами, долго не меняя позы. Поднятая рука остается длительное время в том же положении. На обращение к ней не отвечает. Попыткам накормить ее оказывает резкое сопротивление. Мочится в постель. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Гебефреничний

B. Кататонический

C. Апатико-абулические

D. Депрессивный

E. Астенический

Задача № 7. Больной Р., 1928 года рождения. Образование 7 классов. Во время Великой Отечественной войны был тяжело ранен в ногу. С 1961 года содержится в психиатрической больнице, жалуется на то, что некие люди мешают ему спать, а внутри у него "глиста" пьет кровь, переворачивается и кричит. Пищу больной считает отравленной. Жалуется на действие рентгеновских лучей. С 1966 года на него "лезут бесы", ''поганьё". О них он рассказывает и теперь. Силуэты "бесов", по его словам, появляются как в самом организме, так и вне его. Они "эшелонами наступают на него". Он разрывает пасти бесам и выпускает ангелов, которые были поглощены ими. Бесы держат в руках мечи. Маленькой "планеточкой" больной отнимает у них мечи, колет их тростью. Бесы проникают в него через задний проход. Больной считает себя сыном солнца. Он может управлять "месяцем". Ангелы помогают ему в борьбе с бесами. У него своя планета, своя "силуэта". На него надевали шапку Мономаха, против него борются волшебники, которые были жандармами. Они "закрывают мысли", и делают его пьяным. Бесы бывают трехглавыми. Они надевают на него мешки и этим связывают его. Квалифицируют психопатологический синдром

A. Синдром психической автоматизма

B. Навязчивый

C. Параноидный

D. Паранойяльный

E. Парафренный

Задание № 8. Больной Н., 18 лет. Поступил в стационарную военную экспертизу в связи с негативной школьной характеристикой. Из анамнеза известно, что родился от седьмой беременности, когда матери было 47 лет. Беременность протекала с токсикозом. Родился в сильной асфиксии, с выраженной гидроцефалией. Отец ребенка - хронический алкоголик, находился неоднократно на лечении в психиатрической больнице. В детстве перенес коклюш, скарлатину. Заметно отставал в психическом и физическом развитии. В школу пошел с 8 лет, однако не мог освоить программу массовой школы. Был направлен в спецшколу для умственно недоразвитых детей. Окончил 4 класса. С педагогической характеристики: послушный, исполнительный, очень уязвим, много плачет. За время обучения с трудом освоил навыки счета в пределах десятка, читает плохо, пересказать не может. Таблицу умножения не освоил. Мышление примитивное, конкретное. Мыслительные операции на очень низком уровне. Задачи на обобщение и абстракцию не решает. Запоминает плохо. Запас знаний убогий, не соответствует возрасту. Речь дислалична, лексикон беден. Предложения строит правильно. Квалифицируют психопатологический синдром

A. Парциальное слабоумие

B. Амнестический

C. Психоорганический

D. Тотальное слабоумие

E. Олигофренических

Задание № 9. Больной Н., 36 лет. На работе бревно, сорвавшееся с лебедки, ударило больного по голове, после чего он упал на землю со штабеля леса высотой 6 метров. В бессознательном состоянии больной был доставлен в хирургическое отделение городской больницы, где отмечалась рвота с кровью. Через месяц переведен в психиатрическую больницу. Психическое состояние. Контакт доступен. В отделении ничем не занят. Большую часть времени проводит в постели. Жалуется на постоянную головную боль, общую слабость, проявляет большую забывчивость относительно текущих и недавних событий, ежедневно знакомится с лечащим врачом, обещает запомнить, как его зовут, но вскоре забывает не только его имя, но и внешний вид. Не знает имени никого из персонала и больных. Не помнит о сделанных ему лечебных процедурах, о времени приема и название принятой им пищи. Знает, что находится в больнице, что за окнами зима. Правильно называет свое местонахождение. Названные числа, месяц, год через 2-3 минуты уже не помнит. Постоянно путает свою палату и кровать. Не может сообщить точные сведения о своей прошлой жизни. Не помнит своего домашнего адреса. Забыл перенесенную им травму и последующее пребывание в местной больнице. Не знает, когда поступил в психиатрическую больницу и сколько времени здесь находится. Иногда сообщает о себе вымышленные сведения. Настроение приподнятое, эйфоричен. Недооценивает тяжести своего заболевания, считает, что он находится здесь "для проверки здоровья". С больными необщительный. Иногда становится вспыльчивым, раздражительным. Указанная симптоматика без существенной динамики сохраняется в течение 2-х лет. Квалифицируют психопатологический синдром.

A. Психоорганический

B. Тотальное слабоумие

C. Амнестический

D. Делириозное

E. Маниакальный

Задание № 10. Больной А. 44 года, главный инженер промышленного предприятия. Обратился к терапевту с жалобами на нарушения сна - долго не мог заснуть, в голову лезли мысли о работе, воспоминания прошлого дня, снижение работоспособности - по вечерам не может сосредоточиться на своих делах, раздражительность, непереносимость к яркому свету и громким звукам, сердцебиение, перебои и покалывание в области сердца. Дома часто был раздражительным по мелочам, за последние время стал проявлять несдержанность и в обращении со своими сотрудниками. Начало заболевания совпало с переходом на новую работу. Найдя много недостатков в организации производства, больной с головой вошел в работе, вникал в каждую деталь, стремился на каждом участке внедрить наиболее прогрессивные методы. Весь день был распределен по минутам, работал даже во время обеденного перерыва, закусывая на ходу, а после рабочего дня принимал домой личные дела сотрудников и там изучал их. Новые порядки на производстве не всем понравились. Среди работников стало назревать глухое недовольство. Пошли и открытые конфликты с А. Жена давала понять, что он уделяет недостаточное внимание семье. А. часто думал о том, что такие отношения с женой могут плохо кончиться, но изменить свое решение в семью уже не мог - его все больше захватывали интересы производства. После появления перечисленных жалоб с трудом включался в работу, обследование у терапевта патологии внутренних органов не выявило. Какой синдром описан у больного?

A. Депрессивный

B. Ипохондрический

C. Психоорганический

D. Навязчивый

E. Астенический

Задание № 11. Больной К. 10 лет. Рос и развивался без особенностей, в школе успевает хорошо. Заболел два дня назад, появилась головная боль, недомогание, катаральные явления. Температура 38,0-39,5 °. Приглашенный врач диагностировал аденовирусную инфекцию. Ночью плохо спал, метался в постели, вскрикивал. Утром был тревожным, жаловался на немотивированные страхи. Во второй половине дня перестал узнавать мать, брата, принимал их за других людей, наблюдалось искаженное восприятие реальных предметов, окрашенную в зеленый цвет трубу парового отопления принимал за змею, очень боялся смотреть на нее, не мог сказать, где находится. Вдруг громко стал плакать, звать на помощь. Оказалось, что висячий светильник он принял за повешенную мать, она была маленьких размеров. Вокруг себя видел сказочных чудовищ. Такое положение удерживался около суток. С падением температуры поведение изменилось, больной стал спокойным, вялым, астеническим. О пережитом сохранился частичный воспоминание. Квалифицируют описано состояние:

A. Онейроидный синдром

B. Делириозный синдром

C. Сумеречный синдром

D. Аментивный синдром

E. Параноидный синдром

Эталоны ответов:


Задание№ 1. B

Задание№ 2. A

Задание № 3. E

Задание№ 4. D

Задание № 5. A

Задание№ 6. D

 

Задание№ 7. C

Задание№ 8. D

Задание№ 9. С

Задание№ 10. Е

Задание№ 11. C


Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии по теме: «Психопатологические синдромы».

В начале практического занятия преподаватель с помощью тестов проводит проверку исходного уровня знаний. Усвоив теоретический материал, студенты приступают к самостоятельной работе по овладению практическими навыками: решение ситуационных задач с клиническими примерами на психопатологические синдромы; курация больных с психопатологическими синдромами; работа со схемой исследования психического состояния больных. При этом необходимо руководствоваться СООД с целью выработки логической последовательности и рациональности действия. Далее преподаватель проводит анализ и коррекция самостоятельной работы студентов: анализ и разбор осмотра и обследования пациентов. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятие проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.