Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения. Органические, включая симптоматические, психические расстройства»




Органические, включая симптоматические, психические расстройства».

Источники информации.

1. Лекция "Органические (в том числе симптоматические) психические расстройства. Психические расстройства в пожилом и старческом возрасте "доц. Голоденко О.Н.

2. Абрамов В.А., Ряполова Т.Л., Голоденко О.Н., Путятин Г.Г. «Основы общей психопатологии» Учебное пособие: электронный ресурс. - Донецк, 2011.

3. Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф., Сергеев И.И. Психиатрия и наркология:учеб. для студ. мед. вузов М.:МЕДпресс-информ, 2009 г.

4. Психиатрия. Учебник под ред. проф. Е.Н.Жарикова. - Москва, 2000. - с.64-87.

5. Руководство по психиатрии. Под ред. проф. А.Н.Тиганова. - Москва, 2001, т.1. - С. 126-163.

Дополнительная литература.

1. Каплан Г., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М.: Медицина, 2002.

2. Психиатрия» В.П.Самохвалов «Феникс»- Ростов-на-Дону, 2002г.-334 с.

3. «Психиатрия» С.Г.Обухов- Минск, 2007г.-495с.

Схема ориентировочной основы действия (СООД) по теме:

Практические навыки:

1. Выявлять психические нарушения у больных с органическими заболеваниями головного мозга

2. Определять этиопатогенетические факторы органических психических расстройств

3. Анализировать результаты обследования больных с органическими психическими расстройствами

4. Определять принципы лечения больных органические психические расстройства

5. Диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную медицинскую помощь больным органические психические расстройства

Граф логической структуры «Органические, включая симптоматические, психические расстройства»

После изучения настоящей главы пособия и соответствующих разделов учебника решите самостоятельно предложенные задания. Для облегчения изучения материала в разделе «Приложения» приведены алгоритмы, схемы и таблицы к данной теме. Если Вы решили задачи неверно, повторно прочитайте главу пособия и литературу. Ознакомьтесь с заданием и ответьте на вопросы. Это даст Вам возможность выяснить, насколько усвоена информация.

Задача № 1. Больной Ж., 28 лет. Жалобы на головную боль, утомляемость, появившихся в течение последних 3-х недель "голоса". 2 года назад перенес открытую ЧМТ, длительно лечился, потом вернулся к работе, но беспокоили утомляемость, головная боль. Психическое состояние: контакт доступен. Ориентирован верно. Слышит мужские и женские голоса «везде, комментирующие поступки больного и других людей, иногда осуждают, иногда ругают, иногда заставляют выполнять то или иное действие, но больной им сопротивляется». Подробно рассказывает о своих переживаниях, допускает мысль об их болезненности. В процессе беседы быстро устает, память на текущие события снижена, с трудом понимает инструкции при патопсихологического исследования. В неврологическом статусе: двусторонняя слабость конвергенции. Глазные щели D <S, сглаженная левая носогубная складка. Сухожильные рефлексы подвишенные, больше справа. Промахивается при выполнении пальценосовой пробе. Предварительный диагноз:

А. Шизофрения параноидная

B. Органический делирий

C. Органический галлюциноз

D. Деменция после перенесенной ЧМТ с другими симптомами, преимущественно галлюцинаторными

E. Органическое расстройство личности

Задание № 2. Больной Ф., 45 лет. Жалобы на раздражительность, что "противоречит требованиям религии". Работал в шахте до 35 лет, когда перенес тяжелую производственную ЧМТ и был признан инвалидом III группы. Отношения в семье на протяжении последних 3-х лет конфликтные, поскольку больной стал ярым сторонником баптистской церкви, навязывает близким положения этой религии, но не встречает поддержки. При этом изучение религиозной литературы не слишком увлекает больного, так как он не может долго концентрировать внимание на одной деятельности. После посещений церкви жена отмечает у больного состояние излишне повышенного настроения, но он легко меняется раздражительностью с агрессией в отношении близких. Больной нигде не работает, большую часть времени проводит в постели, по просьбе жены помочь ей по хозяйству реагирует бранью, может начать бить посуду и мебель. Сомато-неврологически: АД 120/70 мм рт.ст. Глазные щели D <S, сглажена правая носогубная складка. Сухожильные рефлексы резко повышены, больше справа. Покачивание в позе Ромберга. Психическое состояние: контакт доступен. Ориентирован в месте, времени, собственной личности верно. Говорит медленно, подробно описывает обстоятельства травмы, привлекает несущественные детали, описывая свою жизнь в семье, сводит претензии к жене и к тому, что она "не верит в бога, а это неверно". Познания в религии неглубокие, но аффективно насыщенные. Внешне неопрятен, к своему внешнему виду безразличный. Предварительный диагноз:

А. Шизотипичное расстройство

B. Диссоциальное расстройство личности

C. Органическое расстройство личности

D. Параноидное расстройство личности

E. Деменция после перенесенной ЧМТ

Задание № 3. Больной Ш., 32 лет, строитель, упал со строительных лесов, несколько минут был без сознания, после чего был госпитализирован в травматологическое отделение, где жаловался на головную боль и тошноту. В 23 часа внезапно возникло неадекватное поведение: оглядывался по сторонам, сосредоточенно водил пальцем по трещинам на стене, на лице было выражение страха, внезапно вскочил с кровати и бросился бежать по коридору. При осмотре психиатром верно называл свои фамилию, имя, отчество, но не понимал, где находится, был дезориентирован во времени. На вопросы отвечал односложно. С ужасом оглядывался по сторонам, вопрошал: "Откуда здесь так много мышей?" Предварительный диагноз:

А. Органический галлюциноз

B. Органическое бредовое расстройство

C. Органический амнестический синдром

D. Органический делирий

E. Органическое тревожное расстройство

Задание № 4. Больной К., 34 лет, шофер, поступил в терапевтическое отделение по поводу правосторонней нижнедолевой пневмонии, болеет в течение 2-х дней. Температура 38,7. При поступлении психическое состояние характеризовалось вялостью, гиподинамией, сонливостью, однако заснуть не мог из-за кашля. В 22 часа громко закричал, с ужасом смотрел в угол, умолял медсестру: "Пусть они уйдут, прогоните их, мне плохо, я не могу идти в рейс!". При прямо поставленных вопросах оказывалось, что не знает даты, нечетко понимает, где находится. Свои фамилию, имя, отчество, возраст, профессию называет правильно. Через несколько минут после начала беседы опять на лице появилось выражение страха, начал размахивать руками, как бы отгоняя кого-то, бросился к окну, попытался влезть на подоконник. После выполнения врачебных назначений заснул. Утром температура 37,2, ориентированный правильно, своего вчерашнего поведения не помнит. Говорит, что ему кажется, будто вечером к нему приходили с работы, был неприятный разговор, ему угрожали полчища тараканов. Говорит тихим голосом, на лице выражение усталости. Ваша тактика в отношении больного:

А. Перевод в психиатрическую больницу

B. Назначение нейролептиков

C. Патогенетическая терапия + транквилизаторы

D. Фиксация больного

E. Патогенетическая терапия

Задание № 5. Больной В., 18 лет. В 4 года перенес открытый эпидемический энцефалит. В дальнейшем отмечалось расстройство сна, мальчик стал раздражительным, плаксивым. С 8-ми летнего возраста стал убегать из дома, бродяжничал, выносил из дома вещи, обменивал их. Перед госпитализацией был беспокойный, раздражительный, ни к чему не проявлял интереса, ничем не занимался, не доводил начатое до конца, быстро уставал от любой работы. В отделении больной был назойливым, импульсивным, плохо сосредотачивался. Неоднократно отмечалось, что вместе с необходимыми предметами собирает у себя ненужные ему вещи - куски бумаги, гвозди. Память и интеллект снижены. В неврологическом отделении: анизокория, ослабленная реакция зрачков на свет. Предварительный диагноз:

А. Постэнцефалический синдром

B.Органическое расстройство личности

C. Деменция вследствие энцефалита

D. Органическое бредовое (шизофреноподобных) расстройство

E. Органическое астеническое расстройство

Задание № 6. Больной В., 36 лет. При поступлении жалобы на утомляемость, повышенную мнительность, раздражительность, снижение памяти, рассеянность, периодическую головную боль. Психическое состояние: ориентирован в месте, времени, собственной личности верно. Тревожный, мнительный, порой кажется, что люди обращают на него особое внимание. Не может подолгу заниматься одним делом. Немного вялый, в процессе беседы быстро утомляется. Эмоционально неустойчив, отмечается повышенная утомляемость, снижение запоминания. Неврологический статус: недостаточная конвергенция, непостоянны нистагмоидные подергивания при крайних отведениях. Тремор век и пальцев рук. Резко выраженный разлитой красный дермографизм. Из анамнеза: в 32-х летнем возрасте - контузия с потерей сознания. В дальнейшем отмечалось связанное с дополнительными факторами (переутомление, ОРВИ, перегревание) ухудшение состояния с повышенной утомляемостью, мнительностью, раздражительностью. Предварительный диагноз:

А. Органическое расстройство личности

B. Органическое бредовое расстройство

C. Органическое тревожное расстройство

D.Органическое астеническое расстройство

E. Неврастения

Задача № 7. Больной А., 26 лет. В возрасте 23-х годов перенес закрытую черепно-мозговую травму. Жалобы на головную боль, ослабление памяти, появившиеся в последнее время, "голоса". Психическое состояние: больной доступен контакту. Ориентирован в месте, времени, собственной личности правильно. Подробно описывает "голоса", появившиеся, по словам больного, во время последней поездки в тряском вагоне. Говорит, что "голоса", начинаются утром, усиливаются к вечеру; часто комментируют его поведение, иногда запрещают что-либо делать, оскорбляют его. Слышит "голоса" с разных сторон. Иногда больной замечает, что окружающие обращают на него внимание, обсуждают его. Также, по словам больного, иногда возникают "видение", "картины", чаще сцены боя, дым, оружие, неопределенные фигуры. Больной говорит медленно, пытается наиболее полно описать свои переживания. Содержание сложных вопросов понимает с трудом, отвечает не сразу. С трудом усваивает прочитанное и сосредотачивается на любом занятии. Память снижена. Предварительный диагноз:

A. Органический галлюциноз

B. Параноидная шизофрения

C. Органическое бредовое (шизофреноподобных) расстройство

D. Органический делирий

E. Посткомоцийний синдром

Задание № 8. Больной Р., 20 лет, студент. Во время беседы на месте не удерживается, подхватывается, поправляет одежду на себе и окружающих ("все должно быть в идеальном порядке"). Настроение повышенное, много смеется. Говорит быстро, проглатывая окончания, в то же время подробно описывает несущественные детали. Внимание легко отвлечено. Себя считает "выдающимся спортсменом", говорит, что благодаря своей физической подготовке может найти "выгодную работу с оружием и помочь правоохранительным органам уничтожить бандитов и разбойников". Во время беседы неоднократно начинает демонстрировать физические упражнения, показывая очевидную ловкость. К своему состоянию и поступков критики нет. Неврологический статус: глазные щели D&gt; S, опущен правый угол рта. Сухожильные рефлексы повышены S&gt; D. Покачивание в позе Ромберга, палец-носовую пробу выполняет с промахиванием. ЭЭГ - дисфункция диэнцефально-стволовых отделов головного мозга. Из анамнеза: мать больного состоит на учете у психиатра. Ранее развитие без особенностей. По характеру спокойный, доброжелательный, имеет много друзей. Два года назад перенес тяжелую ЧМТ в теменной области (удар по голове), был прооперирован в нейрохирургическом отделении, месяц находился в бессознательном состоянии. Описано состояние развился неделю назад после досрочной сдачи экзаменов. Предварительный диагноз:

A. Мания без психотических симптомов

B. Маниакальный расстройство органической природы

C. Параноидная шизофрения

D. Органический расстройство личности

E. Острая реакция на стресс

Задание № 9. Больной К., 58 лет. Жалобы на утомляемость, раздражительность, головокружение, частые головные боли, рассеянность. С 50-ти лет страдает гипертонией. Перечисленные выше жалобы появились около 2-х недель назад после очередного гипертонического криза. Психическое состояние: ориентирован в месте, времени, собственной личности верно. В процессе беседы быстро утомляется. Эмоционально лабилен, во время беседы несколько раз на глаза наворачиваются слезы. При патопсихологического исследования: внимание снижено, кривая запоминания 10-ти слов: 5-3-7-8-5, через время 7; мышление последовательное, удовлетворительный уровень обобщений и абстрагирования. Сомато-неврологически: АД 170/100 мм рт.ст. Акцент второго тона над аортой, тоны сердца ритмичные, Ps до 98 уд. в 1 мин. Недостаточная конвергенция. Тремор век и пальцев рук. Разлитый красный дермографизм. Предварительный диагноз:

А. Сосудистая деменция

В. Органический астенический расстройство

С. Органический бредовый расстройство

D. Органический расстройство личности

E. Неврастения

Лечебная тактика:

А. Лечение основного заболевания

B. Антидепрессанты

C.Транквилизаторы

D. Нейролептики

E. Психотерапия

Задание № 10. Больная Ж., 68 лет. При осмотре дезориентирована во времени. Помнит имена, даты рождения своих внуков, не помнит даты рождения детей, что ела на обед. Знает имя президента страны, даты начала и окончания ВОВ. Утверждает, что ее муж жив, "вышел за продуктами в магазин". Речь дизартрична, бедный словарный запас, отсутствует интерес к беседе. От исследования памяти и мышления с помощью психологических тестов отказалась, отмечая, что "из-за болезни не сможет ничего запомнить". Громко призывает дочь, чтобы та поправила складки на постели. Не испытывает стыда перед врачом при перестилание мокрой постели и переодевания. Из анамнеза: в течение последних 25 лет не работает. Муж внезапно умер 10 лет назад. Больная по характеру властная, однако чрезвычайно тактична в общении с другими людьми. С 58 лет страдает гипертонической болезнью, принимала поддерживающее лечение (энам, клофелин, винпоцетин). В возрасте 65 лет перенесла микроинсульт, ипохондрична. Полгода назад перенесла ишемический инсульт с левосторонним гемипарезом. На фоне проводимой терапии двигательные функции восстановились, однако больная перестала самостоятельно передвигаться, стала капризной, нарастало снижение памяти, постепенно утратила контроль над функцией сфинктеров, потеряла интерес к пище. Неврологический статус: Лицо асимметрично, глазные щели D&gt; S, опущен правый угол рта. Сухожильные рефлексы повышены S&gt; D, отмечается снижение болевой чувствительности в левой верхней конечности. Движения конечностей в полном объеме. Статику и координацию проверить не удалось. Предварительный диагноз:

А.Органическое расстройство личности

B. Депрессивное расстройство органической природы

C. Делирий на фоне деменции

D. Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом

E. Мультиинфарктная деменция

 


Эталоны ответов:

Задание № 1. D

Задание № 2. C

Задание № 3. D

Задание № 4. С

Задание № 5. В

Задание № 6. D

Задание № 7. С

Задание № 8. В

Задание № 9. В

Задание № 10. А

Задание № 11. Е


 

Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии по теме: «Органические, включая симптоматические, психические расстройства».

В начале практического занятия преподаватель с помощью тестов проводит проверку исходного уровня знаний. Усвоив теоретический материал, студенты приступают к самостоятельной работе по овладению практическими навыками: решение ситуационных задач с клиническими примерами на органические (включая симптоматические) психические расстройства: психических расстройствах пожилого и старческого возраста; курация больных с: органическим амнестическим синдромом, органическим делирием, органическим галлюцинозом, органическим бредовым расстройством, органическими аффективными расстройствами, органическим тревожным расстройством, органическим диссоциативным расстройством, органическим эмоционально неустойчивым расстройством, легким когнитивным расстройством, органическим расстройством личности, постэнцефалитичним синдромом, посткомоцийним синдромом; курация больных деменцией с болезнями: Альцгеймера, Пика, Сосудистой деменцией; работа со схемой исследования психического состояния больных. При этом необходимо руководствоваться СООД с целью выработки логической последовательности и рациональности действия. Далее преподаватель проводит анализ и коррекция самостоятельной работы студентов: анализ и разбор осмотра и обследования пациентов. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятие проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.