Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические основы долгосрочного планирования повышения экономической эффективности предприятия




 

1. Общие положения

Целью стратегического (долгосрочного) планирования предприятия в условиях конкуренции является осмысление альтернативных вариантов его развития и источников финансирования для обеспечения финансовой устойчивости и достижения максимального роста стоимости собственного капитала.

Исходной позицией для стратегического планирования служит:

· исследование ретроспективы финансово-экономических показателей;

· изучение перспективных инноваций в рыночной нише;

· прогнозирование тенденций в макроэкономике и рыночной среде.

Далее изложение методических основ выполнено на примере винзавода.

Для государственного предприятия, выпускающего дорогие марочные вина, возможны следующие варианты развития и финансирования.

Первый. Предприятие остается в своей рыночной нише – производство марочных вин на условиях самофинансирования развития.

Второй. Акционирование и выкуп доли государственной собственности стратегическим инвестором на условиях изъятия государством вырученных средств от приватизации. При наличии контрольного пакета акций у стратегического инвестора возможно привлечение дополнительных собственных или заемных средств для финансирования развития.

Третий. Осуществление инвестиционных проектов для выпуска массовых сортов плодово-ягодных вин на условиях кредита или лизинга с последующим возвращением заемных средств за счет фонда накопления.

Четвертый. Создание дочерних предприятий для расширения рыночной доли на рынке виноводочной продукции. Источник финансирования – внешние инвестиции. Экономический интерес инвесторов – товарный знак винзавода и контрольный пакет в уставном капитале дочернего предприятия.

Пятый. Слияние акционированного предприятия с поставщиком виноматериалов или с конкурентом для усилений позиций в рыночной нише.

Для дальнейшего изложения методики стратегического планирования принят первый вариант развития предприятия – самофинансирование.

 

2. Стратегическое планирование уровня и динамки текущей стоимости.

Исходные данные для планирования:

-фактические объемы продаж за предыдущие два года,

-осмысление тенденции динамики текущей стоимости.

Из приведенных в таблице Г.1. данных видно, что выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах уменьшилась на 12%, темпы роста прибыли составляют не 131, а 105 %. Значительное влияние на динамику рассматриваемых показателей оказала инфляция (22 – 26%). Внереализационные операции имели отрицательное воздействие и снизили балансовую прибыль с 2633 до 2190 млн. руб. Причиной такого положения дел является отрицательная курсовая разница. Рентабельность и прибыльность продукции увеличилась, соответственно, на 4 и 3 пункта. Этот факт свидетельствует о росте цен на выпускаемую продукцию, что приводит как к увеличению прибыли, так и снижению конкурентоспособности.

Исходя из ретроспективы, необходимо осмыслить перспективу развития макроэкономической ситуации (таблица Г.2), а также выполнить плановые расчеты представленных показателей по винзаводу.

Таблица Г.1

Фактическая выручка от реализации и рентабельность продукции

     
             
Годы   Показатели   N-2   N-1  
В действовавших ценах В сопоставимых ценах Рост в % по действовавшим. ценам Рост в % по сопоставимых ценам
Выручка от реализации продукции, млн.руб.          
Себестоимость          
Прибыль от реализации продукции          
Внереализационные Операции          
Балансовая прибыль          
Рентабельность Продукции, %          
Прибыльность Продукции, %          
             
                           

 

Тенденция снижения инфляции сложившаяся за последние годы дает основание для прогнозирования динамики выручки от реализации продукции на уровне от 24 до 12 процентов прироста. Инфляционная составляющая уменьшится в три раза, а чистый прирост реализованной продукции может увеличиваться на 4 – 6 процентов с учетом осуществления инвестиционных проектов в рамках самофинансирования. С целью повышения конкурентоспособности продукции целесообразно плановое снижение прибыльности.

Таблица Г.2

Прогноз динамики инфляции, продаж и прибыльности, в %

 

         
             
Годы   N N+1 N+2 N+3 N+4
Показатели            
Инфляция          
Прирост выручки от реализации продукции            
Прибыльность продукции          
Доля налога в прибыли          
Удельный вес накоплений          

 

Для долгосрочного планирования финансовых ресурсов развития предприятия следует использовать показатели удельного веса налогов и накоплений в балансовой прибыли. Они приняты на уровне сложившейся структуры в отчетном периоде.

Исходя из приведенного обоснования пропорций, выполнены плановые расчеты текущей стоимости на пять лет (таблица Г.3).

Выручка от реализации продукции рассчитывается путем умножения соответствующего показателя за предыдущий год на индекс роста реализации с учетом прогнозируемой инфляции. Балансовая прибыль определяется при перемножении плановой выручки за каждый год на уровень прибыльности.

Распределение плановой прибыли можно представить в соответствии со сложившейся структурой. Для дальнейшего долгосрочного планирования источников самофинансирования развития предприятия принят удельный вес фонда накопления в балансовой прибыли 40%. В этой же таблице приводится расчет амортизационных отчислений, исходя из удельного веса амортизации в себестоимости продукции в размере 6 процентов.

 

Таблица Г.3

Плановые показатели текущей стоимости, млн. руб.

 

     
             
Годы Показатели   N N+1 N+2 N+3 N+4
Выручка от реализации продукции          
Прибыль балансовая          
в т.ч. -налоги,            
-фонд накопления            
Амортизация основного капитала          
Итого самофинансирование развития            

 

3. Стратегическое планирование уровня и динамики капитальной стоимости

Плановым расчетам динамики недвижимости предшествует анализ ретроспективы. В таблице Г.4 представлено изменение ее стоимости за два года. Так на конец предпланового года первоначальная стоимость важнейшей части недвижимости завода – основных средств – составляла 24 млрд. руб. а остаточная – 13. Износ основных фондов около 50 %.

Из фактических данных, приведенных в таблице Г. 4 видно, что два года назад прирост основных средств составил - 23%, а выбыло имущества на 0,8%. Поскольку простое воспроизводство основного капитала составило 0,6% (147: 24101), то из приведенных расчетов следует, что ввод новой недвижимости осуществлялся в рамках расширенного воспроизводства за счет фонда накопления и заемных средств. Простое воспроизводство основного капитала не обеспечивается. Остатки начисленного и неиспользованного амортизационного фонда составили в предплановом году 3,2% от первоначальной стоимости (773: 24101), а два года назад - 5,8% (1718: 29525). Переоценка основных средств увеличила их первоначальную стоимость, соответственно, на 24 и на – 18 процентов.

.

 

 

Таблица Г.4

Фактическая динамика стоимости недвижимости

за год N-1

 

  Годы Показатели На начало года Поступило Выбыло На конец года
Первоначальная стоимость основных средств, млн.руб.        
В т.ч. переоценка        
Износ накопленный        
В т.ч. переоценка        
Остаточная стоимость основных средств          
Амортизационный фонд по основным средствам        
Нематериальные активы        
в т.ч. объекты интеллектуальной собственности          
Амортизационный фонд по нематериальным активам          
Долгосрочные вложения       1,9
     

Явно выраженная тенденция ретроспективы - игнорирование амортизационного фонда как источника финансирования простого воспроизводства основного капитала должна быть исключена из существующей практики и учтена при обосновании стратегического плана развития предприятия. Две основные причины реального отсутствия амортизационного фонда как части денежных средств предприятия состоят в следующем. Во-первых, это отвлечение части оборотных средств в дебиторскую задолженность и расходы будущих периодов (таблица Г. 9). Во-вторых, - отсутствие в управленческом учете амортизационного фонда в составе денежных средств оборотного капитала предприятия..

Поскольку выбран вариант самофинансирования, следовательно, основным источником простого воспроизводства является амортизационный фонд по основным средствам и нематериальным активам. Финансовая недвижимость (долгосрочные финансовые вложения) весьма незначительна. Ее увеличение имеет стратегическое значение для производственного предприятия в том случае, если предусмотреть долгосрочные финансовые вложения в предприятия производящие виноматериалы для обеспечения стабильного снабжения сырьевыми ресурсами высокого качества.

 

 

Расширенное воспроизводство материальной и нематериальной недвижимости будет финансироваться из фонда потребления. Нематериальные активы в соответствии с тенденцией, явно прослеживающейся в мировой экономике, должны увеличиваться более высокими темпами. Предусматривается удвоение средств, направляемых из фонда накопления на финансирование расширенного воспроизводства нематериальных активов и их основной составляющей – объектов интеллектуальной собственности.

Поскольку фонд накопления используется для расширенного воспроизводства как недвижимости, так и оборотных средств, постольку целесообразно предусмотреть соответствующий норматив распределения. Доля средств, направляемых на пополнение оборотного капитала, в составе фонда накопления может быть установлена на уровне 10 или более процентов.

Представленное видение динамики развития недвижимости и пропорций распределения фонда накопления положено в основу плановых расчетов, которые даны в таблице Г.5.

Таблица Г.5

Планирование источников самофинансирования развития предприятия, млн.руб.

Годы Показатели   N N+1 N+2 N+3 N+4
Всего фонд накопления          
  • в т.ч. на нематериальные активы
         
  • оборотный капитал
         
  • основной капитал
         
Амортизационный фонд по основным средствам          
Амортизационный фонд по нематериальным активам            

 

Прежде чем планировать развитие капитальной стоимости необходимо проанализировать ее фактическую структуру и динамику. Из показателей табл.6 видно, что удельный вес недвижимости уменьшился с 64 до 60%, а доля оборотного капитала увеличилась. Более точно определить тенденцию в изменении структуры активов можно за длительную ретроспективу и внести коррективы в долгосрочное планирование недвижимости. В рассматриваемом варианте самофинансирования стратегическое планирование предусматривает сохранение существующей структуры активов (таблица Г.6), а рост стоимости недвижимости определяется размерами финансовых ресурсов, представленных в таблица Г.5. Исходя из сформулированной логики планирования, выполнены необходимые расчеты (таблица Г.7). Предусмотрено удвоение нематериальных активов за пять лет и увеличение долгосрочных финансовых вложений в предприятия представляющие экономический интерес.

Таблица Г.6

 

Фактическая капитальная стоимость предприятия, млн. руб.

           
Годы Активы N-2 N-1 Пассивы N-2 N-1
Недвижимость     Собственный капитал    
· основные средства            
· нематериальные активы          
· долгосрочные финансовые вложения     Долгосрочные обязательства - -
Оборотный капитал     Краткосрочные обязательства    
ИТОГО            

 

 

Возможно в средине планируемого срока акционирование предприятия и привлечение стратегического инвестора для расширения масштабов производства на рынке виноводочной продукции. Эта проблема нуждается в специальном исследовании и большой подготовительной работе для проведения процедуры разгосударствления. Необходимо учитывать мировую практику, которая заключается в следующем – пищевая промышленность существует, как правило, вне рамок государственной собственности.

Таблица Г.7

Планирование недвижимости, млн. руб.

Годы Активы N, N+1 N+2 N+3 N+4
Основные средства          
Нематериальные активы          
      Акционирование    
Долгосрочные финансовые вложения          
ИТОГО          

 

Для долгосрочного планирования второй составной части имущества предприятия – оборотного капитала необходимо исследовать его структуру и динамику за ряд лет. В таблице Г.8 представлено фактическое положение дел в оборотном капитале.

Из данных представленных в таблице Г.8 следует, что почти в три раза увеличилась дебиторская задолженность при росте всего оборотного капитала только на 34%. Запасы сырья остались на уровне прошлого года, что создает определенные трудности для производственного процесса. При планировании на перспективу структуры оборотного капитала целесообразно уменьшать удельный вес товаров отгруженных, но неоплаченных, и увеличивать запасы сырья до норматива, установленного технологией производства.

Таблица Г.8

 

Фактическая структура и динамика оборотного капитала

         
Годы Показатели N-2 N-1 Рост, % Удельный вес в году N-1
Активы, млн. руб.        
Оборотный капитал        
Запасы в т.ч.        
· сырье        
· товары отгруженные        
· расходы будущих периодов        
Дебиторская задолженность        
Денежные средства        
ИТОГО:        
         

Вызывает сомнение размер расходов будущих периодов и их значительный удельный вес в оборотном капитала (44%). Детальное изучение содержания этой статьи бухгалтерского учета даст ответ на вопрос о возможности значительного сокращения подобных издержек. Поскольку по действующей методологии бухгалтерского учета на расходы будущих периодов отнесена отрицательная курсовая разница, поэтому целесообразно принять все возможные меры для списания этих затрат на себестоимость продукции. Подобная процедура при высоком уровне рентабельности продукции (23% в предыдущем году по действовавшим ценам) уменьшит налогооблагаемую прибыль и нецелевое использование оборотных средств.

При стратегическом планировании оборотного капитала необходимо.стремиться к достижению нормативных коэффициентов ликвидности.

Общая ликвидность за два последних года составляла:– 1,22 и-1,57 (при нормативе 2,0).

Текущая ликвидность, соответственно: 1,27; 1,57 (при нормативе 1,7).

Быстрая ликвидность: 0,21; 0,42 (при нормативе 1).

Абсолютная ликвидность: 0,03; 0,02 (при нормативе 1- 0,08).

Обеспеченность оборотного капитала собственными средствами: 0,22; 0,57 (при нормативе 0,3).

Из приведенной характеристики платежеспособности предприятия видно, что наибольшее отклонение от оптимального значения имеется по абсолютной ликвидности. Это обстоятельство свидетельствует о дефиците денежных средств на счетах предприятия и проблемах по своевременной оплате финансовых обязательств. Необходимо в стратегическом плане предусмотреть способы достижения оптимальной структуры капитала (например, постоянный мониторинг динамики и структуры капитала, а также включение этих фактических коэффициентов в систему показателей премирования управленческого персонала по функциям).

Исходя из представленного обоснования необходимости и путей оптимизации оборотных средств, выполнены расчеты их размеров на длительную перспективу (табл. 9). Стоимость оборотных средств по годам рассчитана путем умножения фактических ресурсов за предплановый год на индекс роста инфляции с учетом прироста оборотных активов за счет фонда накопления (таблица Г.5). Запасы сырья запланированы на уровне 30% от стоимости оборотных средств. Возможно увеличение запасов виноматериалов за счет систематического снижения суммы расходов будущих периодов.

На основании расчетов составных элементов активов предприятия (таблица Г.7 и таблица Г.9) сформирована плановая стоимость имущества на долгосрочную перспективу., табл.10. Она представлена в виде двух составных частей – долгосрочных и текущих активов.

Таблица Г.9

 

Плановый объем и структура оборотного капитала, млн. руб.

 

Годы Показатели N   N+1 N+2 N+3 N+4
Оборотные активы          
Запасы и дебиторы          
  • сырье
         
  • товары отгруженные и дебиторская задолженность
         
  • расходы будущих периодов
         
Денежные средства          

 

 

Планирование структуры пассивов (таблица Г.11) основывается на следующих исходных позициях:

· стоимостное выражение пассивов равно сумме активов по данным таблица Г.7;

· чистая прибыль как составная часть собственного капитала, выражающая ее приращение за год, рассчитана по данным плановой балансовой прибыли (таблица Г. 3), в которой налоги составляли 28%.

· долгосрочные заимствования не предусматривались так как выбран первый вариант развития предприятия – самофинансирование.

Таблица Г.10

 

Планируемая стоимость имущества предприятия, млн. руб.

 

Годы Активы N N+1 N+2 N+3 N+4
Недвижимость            
Оборотные              
Средства
ИТОГО:              
совокупные активы

 

Таблица Г.11

 

Планируемая стоимость и структура пассивов предприятия, млн.руб.

 

Годы Пассивы N N+1 N+2 N+3 N+4
Собственный капитал          
в т.ч.
  • чистая прибыль
         
  • из них фонд накопления
(капитализация)
         
Заемные средства          
  • долгосрочные
         
  • краткосрочные
         
ИТОГО            

 

 

4. Долгосрочное финансирование развития предприятия

Исходя из выполненных ранее расчетов, можно составить долгосрочный план финансирования развития предприятия, проект которого представлен в таблица Г.12. Из приведенных показателей видно, что ни заимствования, ни дополнительные вложения на унитарном предприятии не предусматриваются.

Таблица Г.12

Долгосрочный план финансирования развития предприятия, млн. руб.

 

Годы Показатели N   N+1 N+2 N+3 N+4
Потребность          
1. Вложения в недвижимость          
· обновление основного капитала          
· расширение основного капитал          
· нематериальные активы          
· долгосрочные финансовые вложения          
2.Прирост оборотного капитала          
3. Погашение займов          
Ресурсы          
1. Самофинансирование            
· амортизационный фонд по основным средствам          
· амортизационный фонд по нематериальным активам          
· фонд накопления          
2. Капитал вкладчиков          
3. Займы          
4. Другие ресурсы          

 

 

5. Долгосрочное планирование уровня и динамики экономической эффективности предприятия

 

Для того чтобы оценить разработанный план с точки зрения прогнозируемого уровня и динамики экономической эффективности, необходимо выполнить расчеты показателей экономический эффективности текущей и капитальной стоимости (таблица Г. 13)

 

Сопоставление ретроспективы и перспективы свидетельствует о тенденции снижения уровня рентабельности имущества и прибыльности продукции. Будет происходить приближение показателей экономической эффективности винзавода к аналогичным финансовым характеристикам предприятий в развитых странах мира за счет устранения инфляционного фактора. Исходя из этих соображений, можно считать удовлетворительными уровень и динамику экономической эффективности предприятия.

 

Таблица Г.13

 

Эффективность предприятия, %

 

  Факт План
Годы Показатели N-2 N-1 N N+1 N+2 N+3 N+4
Прибыльность продукции              
Рентабельность продукции              
Рентабельность активов              
Эффективность предприятия (рентабельность собственного капитала)              
Рост стоимости предприятия              
в т.ч. без инфляции              

 

Прирост стоимости имущества предприятия на уровне 2 – 3 процентов - низкий. Это результат выбранного варианта стратегического развития предприятия, а именно: работа в своей узкой рыночной нише за счет самофинансирования, без привлечения долгосрочных заемных средств под инвестиционные проекты, без акционирования и без привлечения стратегических инвесторов.

 

Выводы

Покупка, продажа и создание новых субъектов хозяйствования и бизнеса, слияние и реструктуризация предприятий, акционирование государственных предприятий, выбор стратегического инвестора, развитие в своей рыночной нише на условиях самофинансирования - относятся к сфере стратегического планирования развития предприятия.

Выбранная в качестве примера простейшая модель долгосрочного развития предприятия на основе самофинансирования показывает бесперспективность такого пути в условиях жесткой конкуренции на рынке виноводочной продукции. Критерием оценки и основанием для принятия решений является среднегодовой уровень прироста стоимости собственного капитала (2 - 3 %) за пять лет.

Высшему управленческому персоналу винзавода целесообразно осмыслить перечисленные выше и другие варианты развития, подготовить необходимые финансовые расчеты и выполнить альтернативные варианты стратегического плана предприятия. Эта информация нужна для принятия управленческих решений стратегического характера.

 

.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

 

Учреждение образования

------------------------------------------------------------

минский институт управления

Задание для самостоятельной работы по курсу

«Планирование на предприятии»

Специальность – Экономика и управление на предприятии

 

 

Фамилия, имя, отчество____________________________________________________________

 

Номер группы _______________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.