Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немцы-католики




Немцы-лютеране Гомеля

Гомельская немецкая община традиционно была количественно небольшой. По официальной статистике в 1897 г. в городе проживало 213 человек с немецким языком в качестве родного. По вероисповедальному признаку в городе насчитывалось 220 протестантов, в том числе 213 лютеран. В 1911 г. в Гомеле зафиксировано 210 немцев, столько же в городе отмечено протестантов. По данным Всесоюзной переписи 1926 г. в городе проживал 271 человек немецкой национальности.

Лютеранской кирхи в городе не было. Коллективные моления осуществлялись на частных квартирах. Все необходимые компоненты своей религиозной жизни (венчание, крещение детей, конфирмация и др.) гомельские немцы осуществляли выездом в места, где имелись лютеранские пасторы, либо приглашением их в Гомель.

Так, в январе 1924 г. Административный отдел Гомельского губисполкома разрешил «устройство богослужения на немецком языке» пастором Августом Карловичем Шансбергом из Могилева. В удовлетворенном прошении гомельчан – «граждан лютеранского вероисповедания» отмечалась практика «редкого приезда пастора г. Гомель», указывалось, что служба будет проведена в частном доме с присутствием верующих в количестве около 100 человек.

 

При абсолютной доминанте в местной немецкой среде лютеранства, течения евангельских христиан, в том числе баптистов, мы не исключаем принадлежности части немецкой общины региона к католической церкви. Нам не удалось выявить соответствующие опубликованные и архивные документы. Поэтому пока основным источником информации по этому сюжету являются «свидетели века» - уроженцы и жители региона в рассматриваемый период.

Нами собран блок предметной информации в Лельчицком районе, где, как отмечалось, и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в немецкой среде сильные позиции занимало баптистское течение. Полученные данные свидетельствуют, что часть немцев в этом микрорегионе были католиками.

Так, А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил, что немцы в д. Средние Печи были католиками, собирались отдельно в специальном доме и молились там. Признавали они и православие. Праздновали как католические, так и православные праздники. При общении в октябре 2004 г. он изложил другую версию: «Былі праваслаўныя». Кладбище было совместное, отличий в похоронах не было. «Так як і ў нас...». Данная путаница, очевидно, связана не только с особенностями памяти, но и с размытостью этнической самоидентификации респондента. С его слов, он – сын немца и полячки, сам – «поляк».

По информации других местных старожилов, немцы д. Ветвица были католиками, ходили молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная ситуация подается и применительно к д. Дубницкое. При этом респондент добавляет, что немцы и поляки праздновали католические праздники, остальное население – православные.

Смешанное восприятие и понимание религиозной жизни довоенных немцев предстает в воспоминаниях жителей д. Дубравки. С одной стороны, немцы были католиками, посещали костел в Лельчицах. И вместе с тем, отмечается, что при крещении взрослые немцы «бросались в воду». В доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны свидетельства и других местных жителей.С их слов, в д. Дубравки немцы принимали крещение следующим образом. Бросали друг друга в озеро и кто больше находился под водой, тот был более достойным. Немцы собирались отдельно от остального населения в специально отведенном для молитв доме и молились там. Божественные песни сопровождались звуками гармони. И вместе с тем респонденты заявляют, что по вероисповеданию эти немцы были католиками. Анализируя данные материалы необходимо отметить искусственное смешение респондентами в единый религиозный анклав местных немцев – евангельских христиан и католиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.