Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации




Любое поведение в ситуации взаимодействия обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацией

Как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других

Если люди просто не разговаривают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не означает отсутствия коммуникации

Пассажир, сидящий в самолете с закрытыми глазами, — ясно сообщает, что не хочет ни с кем разговаривать

Окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют его в покое.

Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.

 

Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):

  прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежелания общаться Правда, поскольку такое поведение не соответствует правилам вежливости, оно требует определенного мужества и способствует возникновению довольно напряженного и неловкого молчания, что на самом деле и означает наличие коммуникации;
  стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;
  дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров действует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека. К этой технике относится широкий спектр коммуникационных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, неполные предложения, неправильное понимание, невразумительность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д;
  стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;
  приемлемое для собеседника, не обижающее его указание причин, по которым в данный момент общение нежелательно: человек может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид, что не понимает языка собеседника или изобразить наличие любого другого дефекта, свидетельствующего об оправданно невозможной коммуникации.

Во всех этих случаях сообщение остается одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я не виноват»

Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека,

 

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений между коммуникаторами.

1 Уровень содержания это та информация, которая передается в сообщении. При этом неважно, является данная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной неразрешимой.
2 Уровень отношения На данном уровне передается то, как это отношение должно быть воспринято.

 

Отношение может быть выражено

  как речевыми приемами
  так и невербально с помощью улыбки или других способов.

 

Характер отношений можно понять из контекста, в котором происходит коммуникация.

Например, содержанием фразы «Закройте дверь» является выражением вполне определенного действия.

Но эта фраза может быть произнесена по-разному: (1) как команда, (2) как мольба, (3) как предложение

Избранный способ выражения содержит сообщение о том, каким видят партнеры свои взаимоотношения:

  доброжелательными или враждебными;
  равными в социальном отношении или один из них находится в прямой зависимости от другого;
  чувствуют ли себя партнеры спокойно и комфортно или переживают состояние тревоги и и т.д.

 

В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание.

Чем более спонтанны и «здоровы» отношения, тем более аспект отношений отходит на второй план.

Напротив, «здоровые» отношения характеризуются тем, что за природу отношений идет постоянная борьба, а содержательный аспект коммуникации становится все менее и менее важным.

Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.