КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы отрицательного реагирования на нововведения
Пассивные способы - игнорирование, пессимизм, волокита, рестрикционизм. Причины - цели и последствия нововведений неизвестны, данные о них противоречивы, низкая самооценка, противопоставление своих чужим - инноваторам. Мотивы - «трудно узнать что-то определенное», «только дурак учится на своих ошибках», «нет времени на эксперименты, надо деньги зарабатывать», а «разве раньше было плохо» и т.п. Активные способы - критика потенциальных последствий нововведений, выдвижение все новых требований к инициаторам под предлогом улучшения нововведения, обвинения в забвении интересов персонала организации, ограничение контактов и источников информированности, снижение производительности труда. Причины - наличие отрицательного опыта, потери в социальном статусе и комфорте, особенности субъективного восприятия, при котором отрицательные последствия имеют большее значение, чем положительные (мотивация избегания неудач). Мотивы - «старое нисколько не хуже нового, а даже лучше», «слишком велика цена за перемены», «мы уже раз пробовали, а что вышло». Крайние способы - саботаж, вредительство, заговоры, забастовки Причины - наличие отрицательного опыта и преследований за неудачи в нововведениях, угроза увольнения, потери доходов и т.п. Мотивы - убежденность в негативных последствиях нововведений, уверенность в проигрыше большинства при выигрыше меньшинства – врагов организации. При различных методах реализации инноваций реакции персонала оказываются различными. Принудительный метод. Принудительное изменение организации процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном аспекте, но оно дает преимущества во времени стратегического реагирования на ситуацию Принуждение используется, когда нужна незамедлительная реакция. Издержки принудительного внедрения нововведения:
а) отсутствие базы для осуществления изменений; б) неспособность предвидеть источники и силу сопротивления. Замешательство и увеличение расходов обрекает из-за этого нововведение на провал; в) неспособность устранить первопричину сопротивления; г) преждевременные изменения структуры организации д) непонимание необходимости повышать компетентность и создавать новый управленческий потенциал е) саботаж нововведения в результате игнорирования указаний и нажима. Если ощущается нехватка компетентных руководителей, то можно обратиться к услугам консультантам. Но они также будут непопулярны у персонала компании, и давление придется оказывать при внедрении рекомендаций консультантов. Адаптивные изменения в организации. Спонтанные изменения организации являются реакцией на неудовлетворительные показатели фирмы, снижение прибыли. Такая постепенная адаптация происходит методом проб и ошибок. Если изменения осуществляются в течение длительного времени, сопротивление будет порождать конфликты, разре-. шаемые путем компромиссов, сделок, перемещений внутри фирмы. Когда у сторонников изменений нет административной власти, этот метод помогает. Управление кризисной ситуацией при внедрении инновации. Когда изменения во внешней среде начинают угрожать существованию фирмы, она попадает в цейтнот и нововведения осуществляются в условиях кризиса. Первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. По мере выхода из кризисного положения сопротивление возобновляется. Не все руководители своевременно осознают неизбежность кризиса. Если не удается убедить остальных в неизбежности кризиса, надо готовить себя к роли спасателя. Возможет и такой вариант поведения, как создание искусственного кризиса, придумывание внешнего врага. Этот метод рискованный, так как искусственный кризис не обязательно превращается в реальный. Зато этот метод существенно снижает сопротивление, увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.
Метод "аккордеона". Применяется, когда времени больше, чем необходимо для принудительных, и меньше, чем для адаптивных изменений. Продолжительность изменений подгоняется под имеющееся время. Если срочность возрастает, то метод приближается к принудительному, если срочность уменьшается, то он становится ближе к адаптивному. Растяжимый диапазон применения метода объясняет его название. Процесс планирования подразделяется на этапы, в конце каждого этапа происходит внедрение определенной программы. Преимущество метода управления инновациями "аккордеон" в том, что он подгоняет ответные меры фирмы к началу процессов во внешней среде и одновременно учитывает реальное распределение власти внутри нее, уровень сопротивления персонала. Метод сложен и требует постоянного внимания руководства. На скорость и формы реализации инноваций влияют традиции и другие социокультурные особенности. Например, американцы принимают быстрые решения, действуют решительно, но редко укладываются в сроки, испытывая большое сопротивление персонала. Японцы долго планируют, согласовывают новацию с персоналом, но быстро и без сопротивления реализуют планы. Внедрение чужого (купленного) «ноу-хау» у японцев происходит быстрее, чем разработка собственного изобретения во внутренних структурах фирмы.
7.3 Коммуникативные барьеры в инновационном поведении. Стимулирование инновационного поведения.
Нововведения предполагают активизацию организационных коммуникаций, их системную перестройку. Интенсивность организационных изменений зависит от таких факторов как финансовое состояние фирмы, наличие традиций инновационного реагирования на требования рынка, доминирование определенных психологических типов личности, сложившиеся деловые отношения и т.п. Например, работники бухгалтерии по характеру своего труда предрасположены к формальным, письменным и непосредственным коммуникативным контактам. Работники службы безопасности также ориентированы на официальные отношения, Глава фирмы, не имея времени, предпочитает служебные, опосредованные и письменные коммуникации с «дальним окружением» и непосредственные, официальные, устные - с топ-менеджерами, с теми, кому доверяет. Коммуникативное поведение подчиненных ему по статусу топ-менеджеров может быть более официальным, с предпочтением непосредственного общения, подкрепленного документально.
При этом в различных сегментах организационных коммуникаций возникают смысловые и эмоциональные барьеры, препятствующие эффективным инновациям. Первая группа поведенческих барьеров возникает в формах: сомнения, обесценивающего инновации; непонимания (сообщения); неодобрения (поступков, решений); несогласия (с аргументацией); недоверия (знаниям). Вторая группа - в форме равнодушия, неуверенности, недоумения, растерянности, обиды, раздражения, негодования. Особенно важен учет барьеров при внесении предложений об изменении организации, методов деятельности, внедрения новых форм обслуживания подчиненными менеджерами вышестоящим руководителям. Типичные барьеры можно систематизировать следующим образом. 1. Письменный доклад о нововведении представляется руководителю без предварительной устной беседы. У вышестоящего руководителя возникает смысловой барьер непонимания, аргументы кажутся неубедительными, он настраивается на возражения. Эмоциональный барьер может проявиться в боязни личных неудобств. Ситуативные требования к поведению: устный доклад должен предшествовать письменному, в нем учитывается мнение вышестоящего руководителя. Необходимо заранее знать основные возражения вышестоящего руководителя, точки соприкосновения позиций по инновации, понять причины возражений начальника, вовлечь его в обсуждение своих предложений. По данным И. Пер-лаки инноваторы встречали меньше административных препятствий в том случае, когда сначала обсуждали предложения в неформальной беседе, а затем подавали письменное обоснование новации в официальном порядке.
2. В докладной записке начальнику указаны только положительные аспекты* инноваций. Возникающие при этом коммуникативные барьеры: настороженность, недоверие к аргументации, несерьезное отношение к автору нововведения. Ситуативные требования к поведению: в докладной записке необходимо учесть как положительные, так и отрицательные последствия нововведения, сравнить положительные и отрицательные последствия, чтобы выявить реальные проблемы, которые предстоит решать начальнику. Важно также подготовить вышестоящего руководителя к тем возражениям, которые могут быть со стороны противников новации. З.Представив доклад о нововведении, менеджер торопит руководителя с ответом, каждый раз при встречах спрашивает, прочитан ли доклад, каково мнение. Возникающие смысловые и эмоциональные барьеры: недовольство, раздражение, неприязнь к подчиненному менеджеру, предвзятость по отношению к новациям, поиск недостатков в представленном проекте. Ситуативные требования к поведению: дать возможность руководителю разобраться в докладе, продумать последствия, проявить максимум терпения, дождаться благоприятной ситуации для корректного напоминания об ожидании ответа на предложения, избегать упреков в промедлении.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |