КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджер решает проблему инновации как объективно назревшую, но субъ-
ективно не прочувствованную ни руководителем, ни персоналом. Возникающие при этом барьеры: настороженность, подозрительность, недоумение, равнодушие, неприязнь к автору нововведения. Ситуативные требования к поведению: прежде чем ставить и решать проблему перестройки организации необходимо выявить, «чья» это проблема, кто больше всего заинтересован в ее решении. Важно выявить распределение сил и мнений, заинтересованных и оппонентов, определить тех, кто и чем реально может помочь в реализации нововведения. 5. Предложения о нововведении менеджером высказываются в категорической форме на основе критики недостатков в работе организации. Возникающие барьеры: недовольство, раздражение, несогласие с критикой, неприязнь к критикующему. Ситуативные требования к поведению: предложения о нововведении лучше высказывать вышестоящему руководителю в форме раздумий, щадить самолюбие шефа, искать благоприятный момент для обнародования предложения, найти точки соприкосновения с мнением, позицией руководителя, исключить критику организации. В крайнем случае, предлагая новацию, критиковать себя. 6. Попытка завоевать симпатию, привлечь внимание к себе, а не к содержанию своих инициатив. Возникающие у вышестоящего руководителя барьеры: недоумение, осторожность, настороженность, внутренний конфликт в оценках личных и деловых качеств менеджера, личных качеств и недостатков проекта. Ситуативные требования к поведению: В первую очередь необходимо привлекать внимание не к своим личным достоинствам, а к достоинствам проекта, возможностям его реализации, размерам прибыли и т.п. Надо знать деловые интересы руководителя, давать ему информацию по интересующей проблеме.
7. Нарушение субординации путем подчеркивания своих дружеских отношений с вышестоящим руководством в присутствии равных по рангу руководителей как способ проталкивания нововведения. Возникающие барьеры: недовольство, скрытое раздражение, зависть, желание поставить на место того, кто злоупотребляет дружбой. Ситуативные требования к поведению: соблюдать субординацию, чтобы избежать обвинений вышестоящего руководителя в фаворитизме, избегать демонстрации дружеских отношений во время работы, скрупулезно соблюдать служебный этикет, не выходить за рамки своих прав, проталкивая нововведение. 8. Обращение с новыми идеями к вышестоящему начальнику через голову непосредственного руководителя. Возникающие барьеры: недовольство, раздражение как следствие ощущения потери престижа. Ситуативные требования к поведению: лучше заранее сообщить непосредственному начальнику о потребности во встрече с вышестоящим руководством, получить разрешение на такую встречу от своего начальника и проинформировать его о результатах встречи. 9. Поиск сочувствия у начальника по поводу трудностей в работе над нововведением, желание показать, сколько сил отдается делу. Возникающие барьеры: недовольство, неприязнь, разочарование, потеря веры в подчиненного. Ситуативные требования к поведению: нельзя прибавлять свои заботы к непосредственным заботам руководителя, надо проявлять уверенность в преодолении трудностей, подбадривать руководителя, когда у него появляются сомнения в реализации нововведения. 10. Попытки скрыть свои личные недостатки, прилагая максимум усилий, чтобы показать начальнику свои сильные стороны в разработке и реализации нововведения. Возникающие барьеры: срыв надежд на обнаружение недостатков, разочарование в работнике, сомнения в возможности реализации новации. Ситуативные требования к поведению: лучше, если начальник точно знает, с чем его подчиненные могут справиться, а с чем нет, надо быть честным с шефом и надеяться на его помощь, укреплять уверенность руководителя в том, что он помогает преодолевать недостатки подчиненным.
Предупреждение коммуникативных барьеров возможно при выборе правильной аргументации инноваций. Лучше начинать с положительных аспектов (преимуществ, высо-' кой прибыли и т.п.). Необходимо обязательно упомянуть об издержках, опасностях и недостатках, при этом показать возможность их амортизации, нейтрализации. Если члены ор- ганизации уже имеют отрицательный опыт новаций, важно показать, что вы уважаете этот опыт, разъяснить отличие источника неудачи и того, что предлагается, возможность избежания отрицательных последствий. Честно упомянув о потенциальных недостатках, вы в значительной мере нейтрализуете их сопротивление. Больше всего носители негативного опыта инноваций не доверяют тем, кто "захваливает" свои идеи, не указывая на риски и потери. Человеческой психологии во многом свойственна двойственность. Это проявляется, например, в том, что, даже понимая необходимость перемен, зная, насколько важно обновление и для организации, и для отдельных личностей, люди все равно испытывают раздражение и тревогу, когда эти процессы затрагивают лично их. Они знают, что изменения нужны и неизбежны, что новизна принесет облегчение, разгонит застой, но в глубине души цепляются за прошлое. Новаций, как абстрактного понятия или поверхностных перемен, «косметического ремонта», они просто жаждут, но изменения глубокие, затрагивающие самую суть их привычного уклада, нарушающие заведенный порядок, вызывают глубочайшее неприятие. Радикальные перемены в организации обычно сменяет период реакции, потому что пустота, возникающая на месте упраздненного старого порядка вещей, оказывается тяжелым бременем для человека, подсознательно связывающего подобный вакуум с угрозами своему статусу и хаосом. Возможность перемен и обновления прельщает людей, привлекая их на сторону новации, но когда первый порыв проходит, спадает энтузиазм, остается ощущение опустошенности. Обращаясь к прошлому, люди тем самым создают лазейку, через которую старый порядок вползает обратно.
Инициатор радикальных реформ часто становится козлом отпущения, и на нем вымещают разочарование. Согласно Макиавелли, пророк, воспевающий и призывающий перемены, может выжить только с оружием в руках: когда массы неизбежно потянутся к прошлому, он будет вынужден применить силу. Если руководитель организации решается на значительную перестройку организации, он ни в коем случае не должен допустить появления пустоты, вакуума, в противном случае преобразования породят недовольство и необходимость террора. Даже неприглядная недавняя история покажется предпочтительнее этой зияющей пустоты. Можно заполнить эту пустоту угрозами негативных санкций, но в этом случае для превращения новации в привычку понадобится много времени. Лучше заполнить ее новыми ритуалами и формами. Замещение быстрее делает новации привычными, оно смягчает противоречия и упрочивает положение руководителя, успокаивает тревоги тех, кого страшат перемены. Гораздо более простой и менее жесткий метод преодоления коммуникационных барьеров — своего рода надувательство. Можно проводить нововведения сколько душе угодно, надо лишь придать им умиротворяющий облик старины и традиций. Лучше замаскировать перемены, подсластить новацию. Простой приемы, например, использование старого названия или сохранения за группой того же номера, свяжет персонал организации с прошлым и обеспечит поддержку авторитета. Как заметил сам Макиавелли, римляне использовали этот прием, трансформируя свою монархию в республику. Они поставили двух выборных консулов на место монарха, однако многое другое осталось неизменным — императору прислуживали двенадцать ликторов; и при консулах оставили их ровно столько же. Монарх сам лично совершал ежегодное жертвоприношение, это было большое событие, посмотреть на которое стекались толпы. Республика сохранила этот обычай, римляне только «избрали главу жертвоприношения, назвав его царь - жертвоприноситель». Эти и сходные приемы удовлетворяли людей и удерживали их от того, чтобы требовать восстановления монархии.
Другая стратегия, позволяющая замаскировать перемены и преодолеть коммуникационные барьеры: во всеуслышание объявить, что вы поддерживаете ценности прошлого. Часто манипуляторы принимают облик приверженца традиций, и лишь единицы замечают,* как мало это соответствует действительности. Или замечают слишком поздно. Специалисты по организационному поведению отмечают, что самое печальное в жизни современных крупных корпораций - утрата того, что поначалу и сделало их крупны- ми - новаторства. Поэтому специальным предметом инноватики стали методы развития духа предприимчивости. Среди них децентрализация, насаждение автономии с дублированием работ, хаосом и неразберихой, внутрифирменной конкуренцией и т.п. Отказ от порядка и дисциплины оказывается необходимым во имя постоянного притока свежих идей. Рассмотрим некоторые конкретные приемы стимулирования инновационного поведения, доказавшие свою эффективность. 1. Проявление особого отношения к энтузиастам. Проведенные в США исследования неудач с инновациями показали, что одно обстоятельство неизменно сопровождало все неудачи: отсутствие движимого идеей энтузиаста. Обычно делом занимался тот, кого назначили. Поэтому для успеха нужен увлеченный идеей человек. Такие люди не возникают сами по себе, стихийно. Им надо помогать, поддерживать в часы испытаний и неудач, отдавать должное при успехах. Когда есть система поддержки, то творческие сотрудники вовлекают весь персонал компании в творчество. Потенциальных энтузиастов оказывается довольно много, просто они себя не реализуют в рутинной работе. 2. Развитие внутрифирменной конкуренции (соревнования). Еще в конце прошлого столетия Норман Триплет заметил, что два велосипедиста едут на треке быстрее, чем один, хоть и самый сильный спортсмен. Это наблюдение легко в основу рекомендаций организации внутрифирменного соревнования еще в начале столетия. На Западе господство-' вала тэйлористская система с индивидуальной сдельщиной оплатой труда, поэтому соревнование не получило распространения. В.И. Ленин быстро понял значимость, трудовой конкуренции и предложил концепцию социалистического соревнования, которое сыграло выдающуюся роль в ходе индустриализации. Внутриорганизационный механизм сопоставления предложений, проектов, продуктов на конкурентной основе стал эффективным приемом управления инновационным поведеним в постиндустриальной экономике. Сегодня многие компании сознательно идут на конкуренцию групп, отделений, филиалов. Управляющих особо вознаграждают за то, что они принимают к разработке новые виды продукции. Ярчайший пример внутрифирменной конкуренции дает система управления в компании «Проктер анд Гэмбл», которая еще в 1931 году провозгласила политику конкуренции управляющих торговыми марками. Управляющим торговыми марками не дают информации о том, что делается с изделиями других марок. Тем самым подразделения подталкивают на состязание. Это находит отражение даже в языке деловой культуры компании: «трение идей», «созидательный конфликт», «соревнование». Признанным мастером в развертывании состязания идей считается «ИБМ», которая поощряет множественность подходов к решению одной и той же проблемы. Компания тратит деньги на реализацию альтернативных проектов, сравнивает экономическую эффективность и лишь затем руководством делается окончательный вывод. Все затраты окупаются высокой конкурентностью изделий на рынке. Конкуренция планов, представляемых на бумаге, такого эффекта не дает, так как на бумаге может быть гладко, но не учитываются все возможные «овраги». «Хьюлетт-паккард» сделала обычным делом соревнование под лозунгом «Продай-ка это нашей торговой сет»". Торговая сеть фирмы не обязана принимать к сбыту продукцию, предлагаемую отделением, если не уверена в прибыльной реализации. Было множество случаев, когда тратились миллионы долларов из фондов развития, а торговая сеть говорила: «Спасибо, не надо». Аналогичную методику используют «Тексас инструменте», «Диджитал эквипмент» и другие. Внутренняя конкуренция влечет за собой большие издержки на дублировании, множественности конструкторских разработок, повторении работ в разных отделениях, потери денег, но за счет этого постоянно поддерживается инновационный тонус организации, стимулируется инновационное поведение персонала. 3. Новые формы стимулирования самой инновационной деятельности. Опрос 2500 научных и инженерных работников 16 промышленно развитых стран показал, что наиболее привлекательными чертами в работе для этой категории лиц являются независимость и возможность самореализации. Денежное вознаграждение занимало лишь 8 место в шкале из 8 позиций. Поэтому в системе стимулирования заметную роль начинают приобретать нематериальные стимулы и мотивы. Самовыражение здесь становится главным. Новаторов освобождают от монотонных вспомогательных работ,, удовлетворяют любые прихоти и непредвиденные расходы. Оплата труда по данным статистики у инноваторов выше в 2 -2,5 раза. Кроме того, часть зарплаты инноваторам выплачивается в виде премий за скорость решения проблемы и в зависимости от общего экономического эффекта (например, 1 % от полученной прибыли). Стимулирование инноваций становится постепенно приоритетным направлением деятельности менеджеров. Если раньше инновационное поведение поощрялось в основном денежными премиями, то сегодня акцент делается на прославлении новаторов, обсуждении, моральном поощрении. 4. Обеспечение интенсивности общения персонала за счет неформальных коммуникаций. Процесс возникновения новых идей и их разработки протекает во многом стихийно и неконтролируемо. Управлять и планировать здесь трудно. Но одно ясно: важна легкость взаимного общения и обмена идеями. Можно.выделить несколько аспектов. Формирование технологии информационного обмена. Суть: создание условий для неформального постоянного общения. В преуспевающих компаниях без конца идут заседания, которые не планируются заранее. Как правило, это случайные встречи людей разных специальностей, собирающихся чтобы обсудить свои проблемы. На фирме "Катерпиллер", например, заведен порядок, в соответствии с которым руководящая десятка ежедневно встречается без повестки и протокола. Ежедневные неформальные встречи руководящего состава проводятся и в фирме «Макдональдс». В «Интел» это называется «собраниями старейшин для принятия решений». Чем выше интенсивность информационного обмена, тем лучше. Требование неформальности может поддерживаться такими элементами организационной культуры как: униформа, табличка с указанием имени (в фирме «Хьюлетт-Паккард» все обращаются друг к другу только по имени), политика открытых дверей, обеспечивающая доступность высшего руководителя для любого сотрудника компании («ИБМ», «Леви Страус», «Дельта эйрлайнс»). Наконец, это известный метод управления путем хождения повсюду. Дается всё это нелегко. Например, необходимо время, чтобы рядовые сотрудники привыкли не звонить по любым пустякам главе фирмы. Управление путем хождения повсюду способно разрушить цепь передачи команд, когда руководитель дает указание на месте, минуя среднее управленческое звено. Эти издержки не должны заслонять главного - непринужденное деловое общение стимулирует инновационное поведение. 5. Поддержка инновационного поведения новыми проектами производственных зданий и офисов. Новые здания «Интел» спроектированы так, чтобы обеспечить избыток небольших конференц-залов. Руководство хочет, чтобы люди там обедали, знакомились, решали проблемы. В других фирмах вместо небольших круглых столов на 4 человека ставят длинные прямоугольные столы. Оказывается, за небольшим столом обычно сидят старые приятели, хорошо знающие друг друга. Ничего нового они друг другу не скажут. За длинным армейским столом будут встречаться незнакомые люди. Какой-нибудь исследователь заговорит с агентом по сбыту или с инженером из другого подразделения. Это игра вероятностей. И каждый раз возрастают шансы, что произойдет обмен новыми идеями, которые рождаются на границах различных наук и сфер деятельности. Еще один стимулятор инновационного поведения - эскалатор вместо лифта. Доказано, что он значительно увеличивает возможность контактов разных людей. В лучших компаниях, как правило, планировка проста, отсутствуют лишние стены, спартанское убранство. Оказалось, что роскошные, чопорные с дорогой мебелью офисы гасят свободный обмен информацией, заставляют ориентироваться на традиции, соблюдение официальной субординации и т.п. Если люди работают на расстоянии 10 метров друг от друга, то вероятность общения между ними хотя бы раз в неделю равна 8 - 9%, против 25% в случае, когда расстояние равно 5 метрам. Если для американцев и европейцев остра проблема коллективизма, коллективного общения, то у японцев остро стоит проблема уединения. Компания «Минолта» в своих офисах создает специальные «комнаты для размышлений». Так или иначе, планировка в современной фирме должна способствовать сочетанию разных видов деятельности. В «ИБМ» во всех удобных местах установлены грифельные доски, на которых можно сформулировать вопрос, нарисовать чертеж, графически интерпретировать нерешенную производственную проблему. Началось все с того, что Уотсон-старший с собой таскал подставку с листами чертежной бумаги, на которых чертил сам, или предлагал другим изложить суть новой идеи. 6. Повышение уровня образования как фактор инновационного поведения. За- траты американских и европейских предпринимателей на образование персонала постоянно возрастают. В среднем на цели обучения расходуется от 1% до 5 % фонда зарплаты. В Германии, Швеции, Японии, Корее и других странах обучение стимулируется налоговыми льготами и субсидиями. Знания, полученные в вузе, быстро морально устаревают. Особенно в высокотехнологичных отраслях. Наряду с традиционными семинарами, курсами повышения квалификации сегодня широко применяются методы самоподготовки с помощью ЭВМ. Обучение с помощью видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40 %, степень усвоения - на 300%. В 60-е годы появляются телеверситеты. Новые технические высшие учебные заведения транслируют лекции по местным телесетям, ориентируясь на специализацию фирм. Самый крупный и известный те-леверситет в США находится в штате Колорадо - Национальный технологический университет (НТУ). В НТУ читается свыше 700 курсов. Но многие крупные компании организуют свои университеты. С 1990 года «Моторола» предоставляет каждому сотруднику (включая рядового охранника) не менее пяти дней в году на повышение квалификации. Стимулируется и получение дополнительного образования. «Дженерал моторе», «ИБМ», «Дженерал электрике» и другие крупные фирмы имеют свои общенациональные сети переподготовки сотрудников, где преподавательские кадры не хуже, чем в университетах. По прогнозам к 2010 году на получение новых знаний будет отводиться не менее одного месяца в году. Но на инновации, как показали специальные исследования, влияют не вообще любые формы повышения квалификации, а самообразование и самостоятельная разработка проектов. Во Франции с 1989 года действует специальная программа обучения для менеджеров, цель которой развитие и создание новых предприятий инновационного направления. Программа обучения включает следующие аспекты: диагностика проектов, заключение коммерческих контрактам по инновациям, инновационные риски, финансовая политика. 7. Стимулирование инноваций за счет внедрения гибких режимов работы. Скученность персонала на рабочих местах, высокая интенсивность обмена информацией, стрессы, связанные с потерями времени на дорогу и многое другое мало стимулируют творчество, преодоление рутины в работе. Поэтому сегодня в зависимости от обязанностей сотрудника возможна работа по скользящему графику, сокращенная рабочая неделя, разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя сотрудниками, домашняя телеработа и иные варианты. Например, в Великобритании наиболее распространенный вариант - работа, как на рабочем месте, так и дома. Могут быть назначены конкретные дни, ча- сы сбора для обмена информацией, ознакомления с новыми заданиями. Чаще всего распределение такое: 70 % времени на работе и 30% времени дома. Возможен вариант домашней телеработы, который подходит некоторым категориям работников. Помимо экономии денег на аренду площадей, времени на перемещение к месту работы и обратно новые формы занятости стимулируют инновационное поведение. Человек, который целый день отсидел в офисе, возвращаясь домой, старается забыть о делах фирмы. Если содержание работы позволяет выполнять ее дома, он с трудом разделяет рабочее время и время отдыха. Новая идея может придти к нему и за обеденным столом, и во время стрижки газона. 8. Развитие инновационного мышления у сотрудников. В некоторых европейских фирмах проводят специальные семинары по обучению методам креативного мышления с приглашением специалистов. Например, многие французские компании, филиалы «ИБМ» используют психологические технологии развития ассоциативного мышления Э. де Боно. В Японии универсальным средством стимулирования творческого мышления считается «икебана» - искусство составления композиций из цветов. В.А. Пронников и И.Д. Ла-данов утверждают, что одной из особенностей японского инновационного мышления является следование буддийской философской доктрине, которая отдает предпочтение действиям, а не размышлениям: "Меньше говори, больше делай!". Речь идет о принципах дзэн-буддизма. Современные приверженцы «дзэн» утверждают, что с помощью известных методик можно легко возбудить в мозгу человека любые виды электрических колебаний, в том числе и имеющие отношения к творческой активности. Известно, что "дзэн" как метод ак- тивизации резервов человеческой психики применяется во многих японских фирмах для стимулирования творческой активности менеджеров. Контрольные вопросы к модулю «Инновационное поведение»
1. Что такое социальные инновации? 2. Какие стадии существуют в инновационном цикле? 3. В чем заключаются особенности социальных инноваций в организации? 4. В чем проявляются инновации в современном производстве? 5. Кто является участником инновационного процесса? (у. Почему возникает сопротивление инновациям? 7. Как себя ведут различные группы участников инновационного процесса? 8. Какие вы знаете коммуникативные барьеры*инноваций? 9. Какие приемы стимулирования инновационного поведения используются в современных фирмах? ' 10. Что такое инновационный потенциал организации? 11. Что такое социальные риски? Как на них реагируют в своем поведении участники инноваций? 12. Почему высокий уровень образования стимулирует инновационное поведение?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |