Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекции. Тема 2. Теория эластичности спроса и предложения




Тема 2. Теория эластичности спроса и предложения

Цель лекции: ознакомление с основными понятиями и методами анализа.

1. Анализ рыночного спроса.

2. Анализ рыночного предложения.

3. Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.

4. Эластичность спроса и предложения.

 

Ценовая эластичность спроса

Для принятия качественных решений при функционировании предприятия на рынках различной продукции необходимо иметь аппарат количественной оценки параметров спроса.

В законе спроса сформирована связь между ценой продукции и величиной спроса на нее в общем, принципиальном плане ("Чем больше, тем меньше"). Но при принятии решений необходимо стремиться получить максимум информации в количественном виде: на сколько больше, на сколько меньше. Применительно к процессам, происходящим в рыночной экономике, свести все к формальным зависимостям невозможно, но стремиться провести количественный анализ процессов необходимо. Применительно к спросу необходимо рассмотреть такие вопросы, как

n ценовая эластичность спроса;

n связь ценовой эластичности спроса, расходов потребителей и выручки производителей;

n эластичность спроса по доходу потребителей;

n перекрестная эластичность.

Под эластичностью обычно понимается мера реагирования одной величины на изменение другой. Применительно к анализу зависимости между величиной спроса и ценой продукции используется понятие ценовой эластичности спроса.

Ценовая эластичность спроса – это мера изменения величины спроса при изменении цены на продукцию.

В качестве количественного параметра эластичности используется коэффициент ценовой эластичности спроса (Ерd ):

 

 


где % DР – процент изменения цены товара;

% DQ – процент изменения величины спроса под влиянием изменения цены.

Коэффициент Eр d показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при однопроцентном изменении цены продукции.

Точность определения коэффициента ценовой эластичности зависит от принятого метода расчета.

Рассмотрим варианты расчета Ерd для ситуации, когда цена на продукцию составляет Р1 , а величина спроса при этом Q1 . Если цена изменится с Р1 до Р2 , это приведет к изменению величины спроса с Q1 до Q2 .

 

 


Изменения Р и Q будем здесь и далее определять в абсолютном измерении (без учета знака).

 

 

 


В общем виде при таком подходе расчета Eр d определяется следующим образом:

 

 

где D Р – абсолютное изменение цены;

D Q – абсолютное изменение величины спроса под влиянием изменения цены DР;

Pб – базовое значение цены;

Qб – базовое значение величины спроса при цене Pб.

Анализ формулы ценовой эластичности показывает, что количественное значение коэффициента Eрd зависит от двух факторов:

1. Отношение DQ /D Р.

Это отношение характеризует угол наклона кривой Q d = f (Р);

2. Отношение Рб / Qб.

Коэффициент a называется автономным спросом.

Но в случае нелинейной зависимости Qd = f (Р) большие сдвижки Р приводят к большим погрешностям при расчете Eрd. Для некоторого устранения этого недостатка при расчете Eрd может быть использован так называемый коэффициент дуговой ценовой эластичности.

 

При этом

 

 

где РСР, QСР – средние значения цен и величин спроса на исследуемом интервале (дуге).

Формула ценовой эластичности преобразуется следующим образом:

 


Таким образом, дуговая эластичность характеризует эластичность не в точке, а в некоторой зоне (в примере эта зона Р1 - Р2 ; Q1 - Q2).

Если спрос на продукцию удается описать не только в виде таблицы, но и в виде функции Q d = f (Р), то коэффициент ценовой эластичности может быть определен непосредственно в любой точке кривой спроса. В этом случае говорят о точечной эластичности.

При этом при расчете Eрd в качестве исходного изменения цен Р применяют минимальные изменения или изменения, стремящиеся к нулю, т.е.

 

где – производная функции Qd = f (Р) в точке Рб, Qб.

Для обратной зависимости Qd = f (Р) производная имеет отрицательное значение, но для удобства расчета Eрd далее будем считать все по абсолютной величине.

При использовании последней формулы основным преимуществом является то, что нет необходимости считать DР и DQ, что, с одной стороны, снимает проблемы точности расчетов и, с другой, упрощает весь расчет.

Если зависимость между величиной спроса Qd и ценой Р линейна, то ½DQ /D Р½ = b и формула коэффициента ценовой эластичности упрощается:

 


 

Коэффициент ценовой эластичности спроса может изменяться по абсолютной величине от нуля до бесконечности.

Анализ показывает, что коэффициент ценовой эластичности уменьшается от бесконечности до нуля при переходе с северо-западного угла координатной плоскости Р - Q к юго-восточному.

n Если EdР > 1, то спрос называется эластичным;

n Если EdР < 1, то спрос называется неэластичным;

n Если EdР=1, то говорят, что спрос имеет единичную ценовую эластичность.

В том случае, когда EdР = 0 для любой точки, то говорят об абсолютно неэластичном спросе. Если EdР =¥ для любой точки, то речь идет об абсолютно эластичном спросе (см. приложение, рис.4).

Между абсолютно неэластичным и абсолютно эластичным спросом существует бесчисленное множество промежуточных состояний (разные варианты наклонов кривых Qd = f (Р)). Чем ближе линия спроса к горизонтали, тем эластичнее спрос в любом диапазоне цен.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Эластичность спроса отличается при переходе от одних товаров к другим и для одних и тех же товаров в разные периоды времени.

Основные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса на исследуемый товар, следующие:

1. Количествотоваров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем больше у потребителей возможностей переключиться с исследуемого товара на другие товары, например, при повышении цен. Уменьшение величины спроса при этом будет более значительным, чем при отсутствии товаров-заменителей.

2. Удельный вес расходов на исследуемый товар в доходе потребителя. Чем меньше удельный вес расходов на исследуемый товар в доходе потребителя, чем менее болезненно он реагирует, например, на повышение цен (сравните, например, расходы на пуговицы и на обувь). При одинаковом повышении цен (в процентном отношении) на оба товара вряд ли следует ожидать, что величина спроса на пуговицы уменьшится в большей степени, чем на обувь (в процентном отношении). Таким образом, при прочих равных условиях при увеличении удельного веса расходов на исследуемый товар в доходе потребителя растет ценовая эластичность спроса.

3. Вид товара для потребителя (отнесение товара к категории первой необходимости, предмету роскоши или некоторое промежуточное состояние).

От товара первой необходимости трудно отказаться даже при повышении цен. Поэтому такие товары, как правило, обладают меньшей ценовой эластичностью, чем товары-предметы роскоши.

4. Время, необходимое потребителю для принятия решения при изменении цены. При рассмотрении этого фактора обычно выделяют товары недлительного пользования и товары длительного пользования.

Для товаров недлительного пользования спрос в коротком периоде времени, например, недельный спрос, не отличается высокой эластичностью. Причин этому много. Одной из них является то, что при увеличении цен потребители за короткое время не успевают изменить свои привычки, вкусы, не успевают переориентироваться на другие товары. Уход с рынка товара при этом незначительный. В долгосрочном периоде у потребителя есть время адекватно отреагировать на изменение цен.

В отношении товаров длительного пользования поведение потребителей другое. При повышении цен на такие товары краткосрочный спрос падает. Потребители пытаются компенсировать негативные последствия повышения цен более эффективным (экономным) использованием имеющихся товаров. Но до бесконечности пользоваться старыми товарами длительного пользования невозможно. Потребители, в конечном итоге, выходят на рынок товара и предъявляют свою часть спроса.

Определение ценовой эластичности спроса в условиях рыночной экономики не является самоцелью. Не рассматривая пока проблему принятия решений по отношению товаров, реализуемых на рынках разных структур, выясним взаимосвязь между ценовой эластичностью спроса, выручкой производителей (расходами потребителей) при изменении цен.

Общая выручка производителей определяется по формуле:

Величина TR, с другой стороны, является общими расходами потребителей для покупки Q единиц товара по цене Р.

Как изменяется величина TR, если по некоторым причинам цена на товар меняется?

На изменение общей выручки производителей влияют два фактора:

n увеличение цены повышает выручку

n уменьшение величины спроса в результате увеличения цены уменьшает выручка.

Какая связь существует между изменением цены, общей выручкой и эластичностью спроса

При увеличении цены при эластичном спросе общая выручка производителей (расходы потребителей) падает, а при неэластичном спросе – растет.

 

Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу

Мы рассмотрели один из видов эластичности – ценовую эластичность спроса. Но эластичность спроса можно определять применительно к любому фактору, влияющему на спрос. Наибольшее распространение получили перекрестная эластичность и эластичность по доходу.

Перекрестная ценовая эластичность спроса – это мера изменения величины спроса на исследуемый товар при изменении цены другого товара (например, товара-заменителя или дополняющего товара).

В качестве количественного параметра перекрестной эластичности используется коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса.

 

 


где %D Рх – процент изменения цены товара Х;

%DQу – процент изменения величины спроса на товар У под влиянием изменения цены на товар Х.

Коэффициент Еху показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса на товар У при однопроцентном изменении цены на товар Х.

Принципиальная формула для расчета Еху может быть преобразована в следующие:

 

       
   


Эластичность спроса по доходу – это мера изменения величины спроса на товар при изменении доходов потребителей.

В качестве количественного параметра эластичности по доходу используется коэффициент ценовой эластичности спроса по доходу.

 

 


где %DI – процент изменения доходов потребителей;

%DQ – процент изменения величины спроса под влиянием изменения доходов потребителей.

Коэффициент ЕI показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при однопроцентном изменении доходов потребителей.

Принципиальная формула для расчета ЕI может быть преобразована в следующие

           
     


 

 

Ценовая эластичность предложения товара

 

Применительно к анализу зависимости между величиной предложения и ценой продукции используется понятие ценовой эластичностипредложения.

Ценовая эластичность предложения – это мера изменения величины предложения при изменении цены на продукцию.

В качестве количественного параметра эластичности используется коэффициент ценовой эластичности предложения

 

(2.1)


где %D P – процент изменения цены товара;

%DQ – процент изменения величины предложения под влиянием изменения цен.

Коэффициент ESP показывает: на сколько процентов изменяется величина предложения при однопроцентном изменении цены продукции.

По аналогии с коэффициентом ценовой эластичности спроса коэффициент ценовой эластичности предложения может определяться разными способами:

Если ES P > 1, то предложение эластично.

Если ES P < 1, то предложение неэластично.

Если ESP = 1, то говорят, что предложение имеет единичную ценовую эластичность.

Эластичность предложения разная для различных товаров, а также для одних и тех же товаров в разные периоды времени.

Коэффициент ESP имеет разное значение в разных точках одной и той же кривой предложения. Но в целом эластичность предложения повышается при переходе от краткосрочного периода к долгосрочному периоду. Это связано с тем, что у производителя в долгосрочном периоде, например, при повышении цен, есть время для расширения производства данного товара и повышения величины предложения. В краткосрочном же периоде даже при благоприятном для производителя повышении цен он не в состоянии намного повысить величину предложения.

Вопросы для самоконтроля

1 Теория поведения потребителей как основа теории спроса.

2 Рыночный спрос.

3 Эффект дохода и эффект замещения.

4 Излишек потребителя.

5 Понятие эластичности и ее виды.

6 Применение теории эластичности на практике.

 

Рекомендуемая литература

  1. Кулекеев. Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика. Алматы. Казстатинформ, 2001г.
  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Перевод с англ. М.: Дело, 2001г.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. М., 2003г.
  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред.И.Е. Рудаковой М., Инфра – М, 2008г.

5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М., Инфра – М, 2008г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.