Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекции. Тема 3. Теория потребительского выбора




Тема 3. Теория потребительского выбора

Цель лекции: ознакомление с основными понятиями и методами анализа.

1. Теория полезности и анализ потребительских предпочтений.

2. Граница потребительского выбора и определяющие ее факторы.

3. Равновесие потребителя: принятие решения об оптимальном выборе.

4. Эффект дохода и эффект замещения.

 

Для сравнения полезности различных товаров нельзя использовать количественные измерители, так как невозможно оценить и сопоставить уровни удовлетворения или удовольствия от какого – либо товара для того или иного потребителя. Здесь под полезностью понимается удовлетворение человека, получаемого от потребления различных благ, и зависит оно от его вкусов и предпочтений. Поэтому, когда речь идет о потребительских предпочтениях, мы имеем в виду способность потребителя ранжировать, а не количественно оценивать наборы товаров и услуг. Если известны наборы товаров, то для порядкового сопоставления в дальнейший анализ вводится понятие функции полезности. Так, для двух видов благ Х и Y.функция полезности имеет вид:

U=U(x,y)

Где U – уровень полезности,

X-количество потребляемого блага X,

Y-количество потребляемого блага Y.

Функция полезности – это отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемым потребителем.

Функция полезности – способ представления предпочтений человека.

Предельная полезность - это добавочная полезность, которую доставляет каждая дополнительная единица блага. Она обозначается как MU для товаров X и Y и определяется следующим образом:

MUx = ∆U / ∆X; MUy = ∆U / ∆Y

Общая полезность (TU) от потребления некоторого количества благ определяется как сумма предельных полезностей.

Совокупность товаров X и Y, доставляющих потребителю одинаковое удовлетворение, называется кривой безразличия и на плоскости выглядит следующим образом: (См. приложение, рис. 9)

Потребитель не делает различия между наборами А и В, так как U(A)=U(B).

Совокупность кривых безразличия на плоскости образует карту кривых безразличия.

Кривых безразличия не пересекаются. Более удаленные от начала координат кривые безразличия соответствуют более высоким уровнем полезности. На рисунке имеем: U1 < U2 < U3. (См. приложение, рис 10)

Следовательно, набор С предпочтительнее наборов А и В.

С помощью кривых безразличия можно исследовать взаимозаменяемость товаров. С этой целью вводится понятие предельной нормы замещения (MRS). Это величина показывает количество товара Y, которое потребитель желает отдать за дополнительную единицу товара X, при этом не изменяя значение общей полезности.

В общем случае предельная норма замещения определяется по формуле:

MRS xy = ─ ∆y / ∆x = MUx / MUy

Где MU x, MU y - предельные полезности товаров X и Y.

Стандартные кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Это отражает тот факт, что MRSxy уменьшается при движении вдоль кривой безразличия сверху вниз.

Выбор потребителя зависит не только от вкусов и предпочтении, но и от экономических факторов- доходов и цен.

Уравнение бюджетного ограничения записывается так:

Px · x + Py · y = I

Где: I – располагаемый доход потребителя на некотором отрезке времени:

X,Y – количества товаров X иY:

Px, Py - цены соответствующих товаров X и Y.

На плоскости уравнение описывает прямую, называемую бюджетной линией Уравнение бюджетной линий можно привести к виду:

Y = 1/PY – Px / Py · X

Здесь отношение цен (Px / Py) является угловым коэффициентом бюджетной линии и соответствует предельной норме замещения товаров при постоянстве цен.

Бюджетная линия представляет собой всевозможные наборы товаров, которые могут быть приобретены при данном доходе и фиксированных ценах.

При изменившемся доходе и неизменных ценах бюджетная линия перемещается параллельно самой себе. С увеличением дохода бюджетная линия сдвигается вправо, а с уменьшением - влево. При изменении цены одного товара при прочих равных условиях бюджетная линия сдвигается лишь вдоль одной оси. На рисунке 4б под влиянием уменьшения цены товара Х бюджетная линия переместилась из положения АВ в положение АС, а при увеличении цены – в положение AD.

Выбор потребителя сводится к определению собственно равновесного положения. Равновесным положением потребителя называется набор товаров, максимизирующий суммарную полезность потребителя при данном бюджетном ограничении. Точка потребительского равновесия – это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Точка потребительского равновесия удовлетворяет одновременно двум условиям: первое- это равенство предельной нормы замещения отношению цен (геометрически смысл равновесия: равенство углов наклона кривой безразличия и линии бюджетного ограничения) т.е:

MRS ху = MUх / MUу = Pх/Pу;

Второе - это расходование всего располагаемого дохода, т.е., выполнение равенства:

Pх· x+Pу · = I

Правило максимизации полезности может быть сформулировано в терминах предельной полезности: индивидуальный потребитель достигает потребительского равновесия при таком наборе, когда предельные полезности в расчете на единицу стоимости товаров(или взвешенные предельные полезности) одинаковы для всех потребляемых товаров, т.е.;

MUх / Pх = MUу / Pу

Дальнейшее развитие теории включает в себя проблему выбора между покупкой одного товара(в количестве Х) и расходами на все другие блага (Y). Расширенное бюджетное ограничения имеет вид:

I= Pх · X+Y.

При построении бюджетной линии по оси ординат откладывают расходы на прочие товары (Y) Условие равновесия выглядит так:

MRS ху= Pх или MBх = Pх.

Гдн MBх – предельная полезность товара х в денежном выражении- это мера готовности пожертвовать возможностью потратить доход на другие блага ради потребления еще одной единицы товара х при условии, что общая полезность остается неизменной.

Кривые «доход- потребление» и «цена – потребление» и вывод кривой спроса.

Рассмотрим, какое влияние окажет на поведение покупателей изменение в доходе. Пусть доход потребителя увеличивается при неизменности цен товаров. В этом случае бюджетная линия потребителя переместится параллельно самой себе вправо, что свидетельствует о повышении покупательской способности потребителя. Соответственно можно теперь переместить вправо и кривую безразличия, что будет отражать увеличение общей полезности.

Если на плоскости определить положения равновесия потребителя, соответствующие каждому уровню дохода, то будем иметь последовательность равновесных точек. Соединяя эти точки, получим кривую «доход- потребление», которая характеризует изменение выбора потребителя в связи с ростом его дохода (См. приложение, рис.15) На рис. изображена кривая «доход- потребление» для нормального товара.

Теперь предположим, что доход потребления не меняется, а изменяется цена одного из товаров- Х или У. Допустим, что цена товара Х постоянно снижается. В этом случае на плоскости получим несколько бюджетных линий, соответствующих каждому уровню цен товара Х (см. рис.). При новой бюджетной линий сдвигаем кривую безразличия до достижения касания. Если соединим последовательно все точки равновесия, то получим кривую «цена-потребление», которая отражает изменение выбора потребителя в связи с изменением цены товара Х. Используя из графика данные относительно изменение объема потребляемого товара Х. Используя полученные из графика данные относительно изменения объема потребляемого товара Х при соответствующей цене, можно построить кривую индивидуального спроса на товар Х.

Данные понятия являются важными при рассмотрении вопросов, связанных с исследованием причин изменений в спросе на данный товар в ответ на изменение его цены. Если цена товара Х понизится, а цена товара У и доход останутся неизменными, то это обстоятельство окажет двоякий эффект на поведение потребителя. С одной стороны, потребитель увеличит количество потребляемого товара Х вследствие уменьшения цены этого товара относительно цен на другие блага. Это изменение в потреблении товара называется эффектом замещения. С другой стороны, снижение цены товара Х сопровождается увеличением покупательной способности потребителя. Соответствующее этому обстоятельству изменение в потреблении товара называется эффектом дохода.

На рис. изображены эффекты дохода и замещения при уменьшении цены нормального товара Х. Здесь ∆ Xs-эффект замещения, ∆ Xi – эффект дохода. Общее изменение объема спроса на товар Х может быть представлено как сумма эффектов дохода и замещения: ∆ X = ∆Xi+ ∆ Xs

Важная цель анализа эффекта изменении цен - получение меры, которая может быть использована для оценки выгод и потерь для потребителя в результате проведения экономической политики, влияющей `на цены, например, политики налогообложения, введения тарифов и торговых барьеров. Такой мерой является потребительски излишек(CS) и изменение в нем (∆CS).

Потребительский излишек (или выигрыш потребителя при покупке)- это разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за приобретаемую единицу товара, и его рыночной ценой. Суммарный излишек потребителей есть сумма излишков отдельных потребителей. Геометрически он представляет собой площадь, ограниченную кривой спроса и линией рыночной цены на товар. На рисунке он представлен заштрихованной площадью.

Понятие потребительского излишка полезно для оценки уровня благосостояния потребителя и его изменение вследствие экономической политики. Так, в результате политики налогообложения потери в потребительском излишке, как показано на рис. Составляют сумму площадей В и С, т.е., ∆ CS=B+C.

При этом площадь В - это доход от налога, идущей государству, а площадь С – это чистые потери общества, обусловленные введением налога, потери от сокращения объема продаж.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Концепция предельной полезности.

2 Количественная и порядковая теория полезности.

3 Бюджетное ограничение.

4 Принцип равновесия предельной выгоды и предельных затрат.

 

Рекомендуемая литература

  1. Кулекеев. Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика. Алматы. Казстатинформ, 2001г.
  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Перевод с англ. М.: Дело, 2001г.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. М., 2003г.
  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред.И.Е. Рудаковой М., Инфра – М, 2008г.

5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М., Инфра – М, 2008г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.