Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере 1 страница




С \ И

Р / Б

Предпринимательство в социально-культурной сфере

– это особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства услуг, продуктов и изделий, обеспечивать развитие экономики СКД с использованием достижений научно-технического прогресса, направленная на решение экономических, социальных, культурологических, педагогических и художественно-эстетических задач общества, опирающаяся на конкурентные преимущества.

Как правило, целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль, как отмечалось выше, - это излишек доходов над расходами, и она получается если предпринимательское решение по производству и поставке на рынок товара позволяет обеспечить неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя [22].

Критерием бизнеса по Р. Кийосаки [31] выступает так называемая «финансовая свобода». Он выделяет четыре категории участников процесса производства:

_____________,

где:

- Р – работающие по найму,

- С - те, кто сами себя обеспечивают, предприниматели;

- Б – имеющие собственный бизнес,

– инвесторы.

Подавляющая часть работающих людей во всех странах, которая в качестве основного дохода имеет заработную плату, продавая свой труд, относится к «Р». Предприниматель - сам обеспечивает себя работой, но доход его поступает до тех пор, пока он производит что-либо- это «С». Это рассматриваемая в нашем исследовании категория; если владелец имеет собственную фирму, которая приносит ему деньги, и он их преобразует в капитал – это и есть бизнес - сектор «Б»; Инвестор - «И»- зарабатывает деньги с помощью разнообразных капиталовложений, получая с помощью денег деньги. Примечательно, что Р. Кийосаки считает, что именно эти два сектора, «Б» и «И», позволяют иметь все больше и больше свободного времени, что выступает важнейшим условием спроса на услуги СКД. Эти две категории людей «принимают решения не относительно того, что они хотят делать, а кем они хотят стать, как они мыслят и как смотрят на мир». [31]. Автор подчеркивает. что любые изменения для них – это большие изменения. Человек, действующий в квадранте (математический термин в экономике) «Б», как владелец собственного бизнеса, обычно говорит так: «Я ищу нового президента для управления моей компанией», тогда как предприниматель может говорить: «Моя ставка 35 долларов в час» или: «Моя обычная комиссионная ставка составляет 6 % от общей стоимости». Для работающего по найму главные слова – «гарантия», «пособие», которые, как считает Кийосаки, определяются чувством страха и необходимостью быть защищенным [31].

Предприниматель - «С» - человек, который стремится брать ситуацию под контроль и справляется с ней своими силами. Эту категорию участников рынка Р. Кийосаки называет группой «Сделай –это-сам». К этой группе относятся и художники, мастера ДПИР и НП и другие творческие работники сферы культуры и искусства. Во многих отношениях эти люди являются истинными художниками, имеющими свой собственный стиль и свои методы выполнения работы. Отличительной особенностью предпринимателей в области СКД, выступает то, что деньги являются не самой важной, хотя и необходимой, составляющей их работы. Независимость, свобода делать работу по-своему и вызывать уважение к себе, как к знатоку в своей области, гораздо важнее, чем деньги. Они не любят и не хотят иметь над собой контроль и не нуждаются в нем.

Проблемой для предпринимателей СКД на определенном периоде становится то, что при росте спроса объемов заказов и, они вынуждены нанимать большее число специалистов, но, по их глубокому убеждению «никто не может сделать это, как они». В этом случае предпринимателю придется принять то, что тот, кто должен реализовать их замысел, непременно будет творческой личностью, следовательно, будет стремиться вносить в изделия свой авторский элемент, с которым предпринимателю нужно считаться. В этом случае важно найти компромисс.

Вторая проблема состоит в том, что часто люди, обученные специалистом в одном учреждении СКД, уходят в другое или становятся самостоятельными предпринимателями и выступают его конкурентами. Это заставляет специалиста трудиться еще усерднее и порой самому выполнять работу, чтобы оставаться конкурентоспособным [31].

По мнению Р. Кийосаки, девиз представителей группы «Б»: «Зачем делать это самому, когда можно нанять кого-нибудь, кто будет делать это для меня и, возможно сделает это лучше, чем я?». В этом случае организатор предпринимательской структуры в области СКД должен будет подбирать в свою команду креативных специалистов, художников и предоставлять им право творчества в производстве услуг, продуктов и изделий. В противном случае эти люди не смогут долго оставаться в его учреждении. В таком случае он становится в большей степени организатором производства и в меньшей – творческим специалистом, художником.

Истинные представители группы «Б» в отличие от группы «С» владеют не работой, а системой и нанимают компетентных людей для приведения этой системы в движение. Чтобы преуспевать в секторе «Б», требуется:

а) право собственности или право управления системами;

б) способность руководить людьми. Здесь нам уместно полностью процитировать текст из книги Р. Кийосаки о ситуации в бизнесе. Он подчеркивает, что более качественный гамбургер, чем «Мак Дональдс», могут произвести многие предприниматели. Но только «Мак Дональдс» имеет систему, которая изготавливает миллиарды гамбургеров. «Если люди начинают замечать другую сторону, я предлагаю им пойти в «Мак Дональдс», купить гамбургер, есть и посмотреть на систему, создавшую этот гамбургер. Обратить внимание на грузовики, которые подвозят сырье, для этого изделия, на владельца ранчо, который вырастил корову, покупателя, купившего говядину и телевизионные рекламы, популяризирующие Рональда Макдональдса. Заметить, как вышколенные молодые люди произносят одни и те же слова: «Привет! Добро пожаловать в «Мак Дональдс», также как и характерное оформление дочерних фирм, региональных офисов, булочных, в которых выпекается сдоба и миллионы фунтов хрустящего жареного картофеля, имеющего одинаковый вкус в любой части света. Затем включите сюда биржевых маклеров, добывающих деньги для «Мак Дональдс» на Уолл-стрит. Когда эти люди начнут понимать всю картину в целом, тогда у них появится шанс переместиться в сектор «Б» или «И» квадранта» [ 31, с.44].

Таким образом в секторе «Б» главное – создать бизнес- систему. Надо понимать преимущество использования (покупки) времени других людей, работающих на ваше производство, перехода от финансовой борьбы к финансовой защищенности, финансовой свободе. Иными словами, должна состояться ситуация, когда пассивный доход от всех активов становится больше, чем расходы. Имеет значение не то, сколько денег имеется, а сколько денег сберегается и как долго они будут работать на их владельца. Важнейшее значение в этой ситуации приобретают знания и информация.

История развития культуры и искусства показывает, что на разных этапах их существования для определения предпринимательской деятельности использовались различные формулировки: любительское производство, скоморошество, «бродячие артисты, бродячий цирк», ремесло, кустарное и кустарно-промышленное производство, кустарная художественная промышленность и др. В настоящее время все чаще употребляются общеэкономические понятия: предпринимательство, продюсирование, арт-менеджмент и др.

С развитием фирмы предприниматель, как уже отмечалось расширяет круг участников творческого процесса. У приглашенного специалиста всегда будет стремление выступать независимым художником, в результате может создаваться конкуренция на рынке художественной продукции. Данную ситуацию важно учитывать в предпринимательской деятельности в области культуры и искусства.

Вместе с тем, переход страны к рыночным отношениям, коснувшимся и декоративно=прикладного искусства и народных промыслов, заставил многих народных умельцев изменить точку зрения на свои занятия. Часть мастерских закрылась в связи с экономической нерентабельностью, другая перепрофилировалась на производство или услуги, ориентированные на спрос потребителя. Так, в Промышленновском районе народный умелец Ю. Сторожук, занимавшийся изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, стал предпринимателем, но не в области художественного творчества в прямом смысле, а в производстве так востребованных в настоящее время дверей, мебели и некоторых бытовых предметов из дерева. Правда, большинство его изделий содержат элементы декора [49].

Труд любого художника должен получить общественную, правовую, экономическую и моральную поддержку. Общественность все больше осознает что культурная стратегия ХХ1 века своей конечной целью предполагает формирование культурной среды, гармонически соединяющей приоритетные духовные и только потом экономические составляющие социума:

- потребности человека,

- способы самовыражения художника,

- социальную направленность развития,

- предпринимательскую деятельность, целью которой является получение прибыли.

Это позволяет утверждать, что составляющие культуры творимые человеком и для человека, – становятся фундаментом общественно-экономического развития в части духовной сферы общества современной эпохи. И в этом актуализируется их социальная значимость и роль в современном общественном развитии, в этом проявляется и реализуется предпринимательская деятельность в СКД.

 

Сегодня в российской культуре получает все более широкое признание понятие «культурная индустрия». Так, Е.А. Левшина [41], понимая под культурными индустриями вовлечение культурного продукта и художественных ценностей в экономический оборот, в качестве примера указывает на фабричное изготовление авторских произведений народных промыслов, например фарфоровых изделий. Мы согласны с автором, что создание в ХХ веке технологии тиражирования и репродуцирования художественных ценностей сформировали новые виды культурных индустрий. Последние стали звеном, соединяющим художественные ценности и реальную жизнь, и выступают составляющей фундамента общественно-экономического развития.

Автор рассматривает культурные индустрии как новый виток в развитии народного художественного творчества, когда рядом с традиционными возникают особые виды деятельности, сутью которых является производство художественного продукта, принципиально направленного на удовлетворение художественных потребностей значительной части населения. История показывает, что именно удовлетворение бытовых, а не художественных потребностей являлось стимулом к развитию творческих идей в СКД. В этом плане очевидны, по крайней мере, две важные функции:

1) вовлечение в культурный контекст потребителя, обратившегося к продукту СКД для удовлетворения нехудожественных потребностей;

2) создание системы качественно новых отношений культуры и экономики: от вовлечения культуры в экономику села, района, города, страны, до поиска новых источников финансирования и технологий фандрайзинга [55].

Так, все большее число покупателей (оставить?) произведений приобретают изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов для украшения домашнего и / или офисного интерьеров. Для удовлетворения таких потребностей появляются салоны, магазины, выставляющие на продажу изделия, предназначенные для бытового использования. Их разнообразие очень велико: садовые скульптуры, лампы, торшеры, скатерти и покрывала, посуда, подсвечники, вазы для деревьев, кустарников и цветов и т.п. С точки зрения художественной культуры их значение в том, что постоянное общение с такими изделиями помогает человеку заинтересоваться и захотеть познать их эстетическую сторону, подлинность, авторство и т.п. Таким образом, в этом, с экономической точки зрения, проявляется маркетинговая составляющая продвижения изделий на художественном рынке. Аналогичную роль играет в экономической составляющей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов сувенирная продукция. Левшина Е. подчеркивает, что такие изделия выступают связующим элементом процессов социокультурной составляющей жизни потребителя, напоминая человеку о посещении того или иного места туристского путешествия, об удовольствии, полученного? от посещения выставки или музея, или занятий в любительском объединении, клубе и т.п. [41].

 

Сегодня еще рано говорить о бизнесе в сфере массовой культуры, однако тенденции усиления заметны не только в столичных городах России, но и в российских регионах. Например, открываются предприятия малого бизнеса и предпринимательства в области художественных изделий из дерева (домовая резьба, ландшафтная скульптура и т.п.), создаются фирмы по проведению обрядовых мероприятий, корпоративных вечеринок и т.п. Таким образом, следует ожидать, что продукты и услуги СКД в ходе развития рыночной экономики в России будут признаны равноправными в качестве предмета для коммерческой деятельности.

По Р. Абдееву [15] истоки активности и самодвижения следует искать в феномене отражения воздействий внешней среды. Надо признать, что организации СКД, как и большинство систем, являются открытыми, таким образом и для них верно положение о том, что отклонения от параметров объекта (потребителя), в качестве которого в нашем случае выступает коллектив, группа или индивид, производители работ и услуг в культуре и искусстве зависят от установившихся норм его взаимодействий с внешней средой. Такое отклонение порождается спросом потребителя продукции. Если сокращается спрос на те или иные продукты и услуги, предприниматель начинает производить те, которые будут востребованы на рынке.

Иная ситуация складываются, когда СКД рассматривается как деятельность в области искусства. Движущей силой в этом случае выступает потребность самого создателя продукции в самореализации, в творчестве. Она присуща как коллективу, группе, так и индивидуальному художнику, мастеру и народному умельцу. В этом случае возникает иное отношение к собственности, свободе выбора, предпринимательству, престижу творческой деятельности. Для них приоритетны следующие нравственные категории – ответственность за свой труд, качество работ и услуг и чувство гордости за созданное. В конечном счете, работа создателя творческой продукции в этом случае нуждается не в продвижении на рынок, а в общественном признании. В такой ситуации сфера СКД представляет собой бесчисленное множество контуров (управленческий термин) управления (и самоуправления) разных уровней, в том числе жесткие иерархические системы (управляемые органами власти, предприятиями и т.п.) и мягкие самоорганизующиеся системы, в которых значимую роль играют виртуальные и вирусно-виртуальные организации (употребляются в управленческой науке) [34].

Если взять за основу принципиальную особенность схемы управления Р. Абдеева, представленную двумя контурами обратной связи (рис. 2.2.) то очевидно, что она присуща тем системам, которые способны создавать инновации, используя информацию, поступающую как из собственной системы, так и извне. Для систем, которые создаются в области СКД, это способность к созданию нового творческого продукта, который с экономико-управленческой точки зрения и есть «инновация». Важнейшим моментом такого подхода к управлению является непрерывное создание инноваций как непрерывное (термин СМК) улучшение, преобразующее систему в самоорганизующуюся, а следовательно, саморазвивающуюся, что свойственно синергетическим системам. Таким образом, мы рассматриваем с позиций синергетики все системы СКД как открытые самоорганизующиеся системы с присущими им контурами обратной связи – отбора и накопления информации, опыта, адаптации, самообучения и, следовательно, саморазвития [15],

Рисунок вставить см. фото

Согласимся с С. В. Пресняковым [46] в том, что предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

 

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. В чем особенности и место инновационной и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере?

2. Охарактеризуйте ж экономическую функцию предпринимательства в современных условиях развития общества?

3. Как охарактеризовать социальную функцию предпринимательства и место в ней социально-культутрной деятельности?

4. В чем суть «теории успеха» и ее роли в развитии предпринимательства?

5. Каковы условия успешного развития предпринимательской деятельности и в чем проблемы, препятствующие ее развития в социально-культурной сфере?

6. Перечислите основные субъекты предпринимательской деятельности и их роль в социально-культурной сфере.

7. Охарактеризуйте бизнес-план как инструмент предпринимательской деятельности.

8. В чем суть предпринимательства в социально-культурной сфере: подходы, определения, проблемы развития?

9. Каково место предпринимательской деятельности с позиции Р. Кийосаки?

10. В чем суть модели механизма управления для самоорганизующихся систем (по Р. Абдееву)?

 

 

 

В практике современного менеджмента предпринимательская деятельность теснейшим образом связана с новаторством. Любая существующая организация – коммерческая фирма, больница, клуб, библиотека - быстро приходит в упадок, если оказывается невосприимчивой к инновациям. Мало того, любая новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления. Известно, одной неспособности к инновациям вполне достаточно для нарастания кризисных явлений в любой из «старых» организаций. Одной лишь неспособности к эффективному управлению вполне достаточно для краха нового начинания, утверждает Питер Друкер.

Современная цивилизация вступила в эпоху инноваций, которые востребованы не только в технике, технологии материальной сферы, но и социальной сфере, культуре и искусстве. По мнению П. Друкера, социальные инновации намного важнее, чем «любые научные и технические изобретения» [25].

Предприниматель, определяя свое видение того, каким образом будет действовать организация, использует инновации товара (услуги или продукта), социальные услуги, технологические и управленческие инновации.

По определению «инновация» - это нововведение, изменение, новый порядок, новый метод, изобретение, новый обычай, новое явление и т.д.

Новшество определяется как оформленный результат исследований

(фундаментальных, прикладных, или разработок и проектов, экспериментальных работ). Они фиксируются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, передового опыта документации на новый или усовершенствованный) продукт, технологию или услугу, результаты маркетинговых исследований;

Новация, новшество - продукт интеллектуальной собственности, созданный путем нахождения нового решения проблемы или задачи. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление, изобретение и т.д.

Инновационный процесс – взаимосвязанный, логически выстроенный, путь достижения цели по созданию новшества, инновации. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением новшеств и инноваций и представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений.

Инновация (innovation) - английский термин, обозначающий новшества, новации и инновации, объединяющий смысл двух понятий – новшества и нововведения - и как явления, и как процесса. Они - результат творческого процесса в виде новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом новшество понимается как прибыльное использование нового в виде технологий, продукции и услуг, организационно-технических, социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

Инновационная деятельность – создание, распространение и использование инноваций и новшеств.

Инновационный проект, инновационный план – утвержденный инновационный порядок действия, отражающий все аспекты создания новшества в установленные сроки и ограниченный необходимыми ресурсами.

Инновационный менеджмент – вид стратегического менеджмента, синтез на основе таких наук, как экономика, экономико-математические методы, экономический анализ, маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом и др., нацеленный на активизацию инновационной деятельности. Наука внедрения новшеств и инноваций и управления ими.

 

В условиях рынка как системы экономических отношений – купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, - основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств(новаций); инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Рынок новаций, ноу-хау, это рынок, где функционируют в качестве объекта купли- продажи функционируют новшества и инновации, на которые распространяются авторские права и которые оформлены в соответствии с законодательными и нормативными актами. Они - субъекты рынка обладающие правом на данное новшество или инновацию.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. На первом месте в связи с этим выступает анализ

 

Рис. 3.1. Система сбалансированных показателей организации

 

 

и планирование прибыли, система сбалансированных показателей (Рис. 3.1).

 

Можно утверждать, что перед предпринимателем стоит задача получать максимальную отдачу от инвестиций и технологий. Для этого важно, как минимум, выделить 5 составляющих действий:

1) определить цели и стратегии предпринимательской деятельности организации;

2) определить значение R&D;

3) определить масштабы R&D-деятельности;

4) оценить результаты R&D;

5) найти точки соприкосновения науки и управления.

(надо оставить)

Социально-культурная сфера, как и все современные области человеческой деятельности, живет среди изменений и вынуждена меняться сама, ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг ее и в ней, чтобы не только выжить, но расти и развиваться. Надо признать, что, прежде всего, речь должна идти о необходимости серьезно изменить самого работника, что позволит ему адаптироваться к меняющимся условиям.

Причинами изменений могут быть:

-снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции и услуг;

-слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что создает условия для монополизации и повышения цен); (например сувениры)

- общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курса валют;

- изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье;

- появление новых технологий, новых видов товаров (продуктов и услуг), например персональных компьютеров и аксессуаров к ним);чем заменить???

- смена местного или общенационального руководства;

- стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

При этом следует учитывать, что изменения могут происходить на индивидуальном уровне, на уровне группы (например отдела, сектора, творческого коллектива), организации в целом, а также на более высоком уровне (отрасли, региона, страны или всего государства. Сложность осуществления изменений и длительность реализации зависят от уровня их проявления.

Благодаря высокой степени свободы творческого человека, художника в сфере культуры и искусства на индивидуальном уровне нововведение может быть осуществлено мгновенно, например, при создании творческого продукта. Однако изменения могут происходить в течение более длительного времени – для создания масштабного творческого произведения могут понадобиться месяцы, а иногда и годы. Особенность данного инновационного процесса заключается в том, что борьба вокруг нововведения, перебор аргументов «за» и «против» происходит внутри самого художника, а потому может быть как ограниченна, так и не ограниченна во времени.

На уровне малой группы (творческого коллектива, клубного формирования и т.п.) в которой все члены хорошо знают друг друга, возникают новые аспекты, связанные с борьбой отдельных членов «за» и/или «против» инноваций. Достичь единства действий можно либо волевым решением (тогда будут недовольные, возможен явный или тайный саботаж) либо убеждением о пользе нововведения для каждого лично, либо дискуссией с приходом к компромиссу (как правило, оппоненты поддержат данное нововведение в обмен на уступки в иных направлениях). Мгновенно решение не может быть принято, так как понадобится обсуждение как организованное (в виде собраний), так и в кулуарах. Возможно, что некоторые сотрудники покинут группу, либо по своей воле, либо под давлением руководства и/или коллектива.

На уровне организации в целом, даже если она малочисленна, как это бывает в большинстве учреждений культуры, процесс осуществления изменения еще более сложен и продолжителен, поскольку его идея должна овладеть не только высшим руководством, но всеми малыми группами, из которых состоит организация. Возможны противостояния различных частей организации, вплоть до забастовок и разделения организации на несколько частей.

Практика показывает, что преобразования на уровне государства могут занимать годы и десятки лет, а решение конфликтов может осуществляться в вооруженной борьбе, вплоть до гражданской войны.

До недавнего времени считалось, что инновации могут быть двух типов – экзогенными (заимствованными из других культур) и эндогенными (возникшими в данной среде без влияния из вне). Кроме того, внедрение инноваций происходит тремя способами: 1) спонтанно; 2) стимулированно; 3) путем заимствования.

Спонтанная трансформация – это любая инновация, которая возникает внутри культуры за счет факторов ее собственного развития без влияний из вне. Исследователи считают что так возникает большинство систем письменности и стилей в искусстве.

Стимулированная трансформация - это новация, которая, не являясь прямым заимствованием из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием внешних обстоятельств. Такой характер носят изменения в ценностных ориентациях, связанные с распространением иностранных веяний в культуре. Примером может быть влияние зарубежных телесериалов на молодежь современной России.

Заимствование – это инновация, которая связана с прямым внешним воздействием. Сюда исследователи относят распространение мировых религий, европеизацию одежды в странах Востока, заимствование систем письменности (китайская иероглифика, латиница, кириллица) и лексические заимствования (к примеру, слова «yes», «o,key» считаются многими как западными, так и восточными народами их собственной языковой принадлежностью). В наибольшей степени это свойственно распространению технических изобретений и усовершенствований, инноваций в области здравохранения и др.

Способность организации культуры к изменению во многом определяет саму возможность ее развития. Если же внутренние или внешние обстоятельства создают в обществе те потребности, которые не могут быть удовлетворены на основе традиций данной системы, это открывает двери для их трансформации, а то и замещения заимствованными инновациями, причем, одно изменение, как по цепочке, тянет за собой и другие.

Говоря о важнейших функциях инноваций в сфере культуры, необходимо отметить утилитарную. Она связана со степенью приспособления некой инновационной модели к культуре и нуждам общества. Как правило отбор такой инновации первоначально происходит в рамках сравнительно узкого круга специалистов, определенной профессиональной среды, нередко передаваясь по наследству. Таковы рецепты ремесленников, содержащие некий секрет изготовления изделия. Когда инновация приживается в высших кругах, она обретает престижно-знаковый характер. Так, в романе А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом» описывается, как «Румат на балу извлек из-за обшлага изящный кружевнной платочек и промокнул им губы. На следующем балу бравые гвардейцы уже вытирали потные лица большими и малыми кусками материи разных цветов, с вышивками и монограммами. А через месяц появились франты, носившие на согнутой руке целые простыни, концы которых элегантно волочились по полу» [ 52 с. 339.].

Вместе с тем можно привести массу примеров, когда инновация приживается трудно, не без противоречий и издержек. Ее вхождению в культуру всегда препятствуют традиционные представления, принятые в обществе. Инновация в таких случаях воспринимается как нарушение «универсальных» для данного этноса правил. Особенно это заметно в культуре современной России. Значительная часть специалистов, работая в этой сфере, ориентирована на достаточное бюджетное финансирование деятельности учреждений культуры. Однако переход на новые экономические (рыночные) отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью заниматься платными услугами для пополнения своего бюджета, иными словами, развивать предпринимательскую деятельность. Этот процесс длится в России уже более 20 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.