Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куда движется организация?




Таким образом, источниками финансирования культуры и искусства могут быть спонсорство, патронаж, благотворительность, фандрейзинг, целевые программы органов власти, международные проекты и программы, доходы от платных услуг и коммерческая деятельность самих организаций и т.д.

Вопросы для самокотнроля и семинарских занятий

1. Творчество как труд и как работа над собой.

2. Соотношение понятий «Творчество» и «предпринимательство».

3. Суть принципа непрерывного улучшения в управлении организацией.

4. Общее и частное в понятиях креативности и творчества.

5. Информация, сознание, время, инфраструктура – новая парадигма постиндустриального развития.

6. Социальная креативность и место в ней творческого в социально-культурной сфере.

7. Ресурсы креативности и творчества как условие предпринимательской деятельности.

 

 

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений СКС

 

 

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:

- «Романский» тип (например, в Италии, Испании, Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование акций в сфере культуры и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства;

- «Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды;

- «Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

В настоящее время с России деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из целевых федеральных, межотраслевых и межрегиональных программ (например, «Программа развития народов Севера»), местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (Программа «Народы России», «Юные дарования» и т.п.).

Мировой практике известны и другие варианты финансирования культуры и искусства, которые в первую очередь предполагают предложение обществу инновационных услуг и предпринимательской деятельности в этой сфере.

1) Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидирования), оплаты счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.

2) Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии и др. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

3) Благотворительность является формой филантропии, не предполагает каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.

4) Фандрейзинг- по нашему определению – это получение учреждением культуры и искусства ресурсов, как правило без предоставления ответных услуг. Приблизительный перевод с английского означает «выпрашивание денег на культуру», более точно- привлечение средств. Таким образом, в содержание фандрейзинга могут включаться все названные выше, и не только, источники финансирования и другие ресурсы (материальные, информационные, человеческие) услуг культуры и искусства.

Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуется в СМИ.

Стала традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.

Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования, том числе инновационная и предпринимательская деятельность учреждений культуры и искусства, возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться коммерческой деятельностью, а что – только бюджетным финансированием. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано государством в сфере культуры. В- третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников. Примером может служить задание муниципального власти Кемеровскому городскому музею «Красная горка»(Приложение № 4)

В современных условиях в самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде диаграммы (см. рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Основные источники финансирования предприятий малого бизнеса

 

 

В последние годы, в связи с переходом учреждений социальной сферы в статус автономных, или бюджетных организаций нового типа происходит рост дополнительной активной коммерческой деятельности. Например, имеются возможности создать банк культуры – обыкновенный банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на поддержку и развитие сферы культуры, в том числе и через фонд развития культуры и искусства территории. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры – в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры.

Всякая инновационная и предпринимательская деятельность предполагает финансовое планирование. Известно, что основным видом финансового планирования для бюджетных организаций является смета. Ее сос­тавление необходимо для взаимосвязи всех видов финансовых ресурсов с расходами учреждения. Особое значение для организации имеет оперативный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.

Оперативное финансовое планирование может складываться из следующих планов:

1. Очередного финансового плана (доходы с оборота; текущие расходы – зарплата, материальные затраты; выигрыш или потери от текущей деятельности);

2. Финансового плана нейтральной области деятельности учреждения (доходы от продажи старого оборудования, инструментов, литературы и т.п.; расходы; выигрыш или потери от нейтральной деятельности);

3. Кредитного плана;

4. Плана капитальных вложений;

5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыш или потери предшествующих планов: сумма выигрышей и потерь; имеющиеся ликвидные средства; резерв ликвидных средств.

Стоимость одной культурно-досуговой программы может быть рассчитана по формуле:

, (1)

 

где С - стоимость одной программы;

3 - вся сумма затрат на хозяйственную деятельность;

П - количество планируемых программ.

 

Стоимость одного посещения программы (посещение программы одним зрителем) вычисляется путем деления стоимости одной программы на количество предпола­гаемых посещений:

 

, (2)

где СП - стоимость одного посещения;

С - стоимость одной программы;

КП - количество планируемых посещений программы.

 

Полученные данные позволяют вычислять экономическую эффектив­ность (в процентах), или, иными словами, КПД учреждения. Для этого рекомендуется стоимость всех затрат на хо­зяйственную деятельность поделить на количество зрительных мест, умноженных на количество дней в году, планируемых под эти программы. Полученный результат умножить на 100 %:

 

, (3)

 

где Э - эффективность;

З - вся сумма затрат на хозяйственную деятельность;

М - количество мест;

n - количество планируемых под эти программы дней [6 ].

 

Финансовое планирование является одним из наиболее сложных видов планирования, поэтому при его изучении необходимо обратиться к соответствующим специализированным источникам. Кроме того, постоянно меняются нормативные документы, и важно постоянно их отслеживать, чтобы учитывать меняющиеся требования к финансовому планированию.

Ранее учреждения социально-культурной сферы, будучи бюджетными организациями, не придавали значения планированию ресурсов, в том числе и финансовых, поскольку все виды ресурсов определялись учредителями организаций. Доходы от предпринимательской деятельности учреждений культуры, выступающих в таком статусе сравнительно недавно, вначале тоже не требовали детального планирования в связи с низкими их объемами. В настоящее время подавляющее большинство учреждений социально-культурной сферы получают все больше финансовых ресурсов из внебюджетных источников, что требует качественного планирования не только финансовых, но и трудовых, и информационных, и материальных ресурсов.

Финансовый план, особенно для учреждений, имеющих большие объемы платных услуг и предпринимательской деятельности, должен быть тесно увязан с планом маркетинга.

Основными требованиями к оперативному планированию выступают:

1. План должен обосновываться маркетингом, рядом исследований и фактическими дан­ными. Чтобы не только процветать, но и просто выжить в сегодняшнем мире бизнеса, получить финансовую поддержку власти, спонсоров, инвесторов, учреждения культуры должны постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации о своей отрасли, о рынке услуг, конкуренции, внешней среде организации и многих других факторах, от которых зависит выполнение плана.

2. На стадии анализа исходных данных организация изучает свои плюсы и минусы, препятствия к улучшению деятельности, и объективно оценивает свои возмож­ности. Для такого анализа целесообразно использовать методику SWOT -анализа (Приложение № 2). Анализ исходных данных необходим для разработки планов с тем, чтобы учесть все возможности для повышения качества предоставляемых услуг и их развития, быть востребованными. Разработчики плана должны выявить те сферы, которые требуют более детальной прора­ботки или совершенствования, а также оценить, какие задачи ставились в предыдущий период времени и как они выполнены. Если они не выполнены, то какова причина их невыполнения и нужно ли включать их в текущий план. Следует дать ответы на вопросы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.