КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Куда движется организация?
Таким образом, источниками финансирования культуры и искусства могут быть спонсорство, патронаж, благотворительность, фандрейзинг, целевые программы органов власти, международные проекты и программы, доходы от платных услуг и коммерческая деятельность самих организаций и т.д. Вопросы для самокотнроля и семинарских занятий 1. Творчество как труд и как работа над собой. 2. Соотношение понятий «Творчество» и «предпринимательство». 3. Суть принципа непрерывного улучшения в управлении организацией. 4. Общее и частное в понятиях креативности и творчества. 5. Информация, сознание, время, инфраструктура – новая парадигма постиндустриального развития. 6. Социальная креативность и место в ней творческого в социально-культурной сфере. 7. Ресурсы креативности и творчества как условие предпринимательской деятельности.
Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений СКС
Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования: - «Романский» тип (например, в Италии, Испании, Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование акций в сфере культуры и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства; - «Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды;
- «Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот. В настоящее время с России деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из целевых федеральных, межотраслевых и межрегиональных программ (например, «Программа развития народов Севера»), местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (Программа «Народы России», «Юные дарования» и т.п.). Мировой практике известны и другие варианты финансирования культуры и искусства, которые в первую очередь предполагают предложение обществу инновационных услуг и предпринимательской деятельности в этой сфере. 1) Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидирования), оплаты счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. 2) Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии и др. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.
3) Благотворительность является формой филантропии, не предполагает каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. 4) Фандрейзинг- по нашему определению – это получение учреждением культуры и искусства ресурсов, как правило без предоставления ответных услуг. Приблизительный перевод с английского означает «выпрашивание денег на культуру», более точно- привлечение средств. Таким образом, в содержание фандрейзинга могут включаться все названные выше, и не только, источники финансирования и другие ресурсы (материальные, информационные, человеческие) услуг культуры и искусства. Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуется в СМИ. Стала традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.
Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования, том числе инновационная и предпринимательская деятельность учреждений культуры и искусства, возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться коммерческой деятельностью, а что – только бюджетным финансированием. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано государством в сфере культуры. В- третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников. Примером может служить задание муниципального власти Кемеровскому городскому музею «Красная горка»(Приложение № 4) В современных условиях в самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде диаграммы (см. рис. 6.1).
Рис. 6.1. Основные источники финансирования предприятий малого бизнеса
В последние годы, в связи с переходом учреждений социальной сферы в статус автономных, или бюджетных организаций нового типа происходит рост дополнительной активной коммерческой деятельности. Например, имеются возможности создать банк культуры – обыкновенный банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на поддержку и развитие сферы культуры, в том числе и через фонд развития культуры и искусства территории. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры – в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Всякая инновационная и предпринимательская деятельность предполагает финансовое планирование. Известно, что основным видом финансового планирования для бюджетных организаций является смета. Ее составление необходимо для взаимосвязи всех видов финансовых ресурсов с расходами учреждения. Особое значение для организации имеет оперативный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Оперативное финансовое планирование может складываться из следующих планов: 1. Очередного финансового плана (доходы с оборота; текущие расходы – зарплата, материальные затраты; выигрыш или потери от текущей деятельности); 2. Финансового плана нейтральной области деятельности учреждения (доходы от продажи старого оборудования, инструментов, литературы и т.п.; расходы; выигрыш или потери от нейтральной деятельности); 3. Кредитного плана; 4. Плана капитальных вложений; 5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыш или потери предшествующих планов: сумма выигрышей и потерь; имеющиеся ликвидные средства; резерв ликвидных средств. Стоимость одной культурно-досуговой программы может быть рассчитана по формуле: , (1)
где С - стоимость одной программы; 3 - вся сумма затрат на хозяйственную деятельность; П - количество планируемых программ.
Стоимость одного посещения программы (посещение программы одним зрителем) вычисляется путем деления стоимости одной программы на количество предполагаемых посещений:
, (2) где СП - стоимость одного посещения; С - стоимость одной программы; КП - количество планируемых посещений программы.
Полученные данные позволяют вычислять экономическую эффективность (в процентах), или, иными словами, КПД учреждения. Для этого рекомендуется стоимость всех затрат на хозяйственную деятельность поделить на количество зрительных мест, умноженных на количество дней в году, планируемых под эти программы. Полученный результат умножить на 100 %:
, (3)
где Э - эффективность; З - вся сумма затрат на хозяйственную деятельность; М - количество мест; n - количество планируемых под эти программы дней [6 ].
Финансовое планирование является одним из наиболее сложных видов планирования, поэтому при его изучении необходимо обратиться к соответствующим специализированным источникам. Кроме того, постоянно меняются нормативные документы, и важно постоянно их отслеживать, чтобы учитывать меняющиеся требования к финансовому планированию. Ранее учреждения социально-культурной сферы, будучи бюджетными организациями, не придавали значения планированию ресурсов, в том числе и финансовых, поскольку все виды ресурсов определялись учредителями организаций. Доходы от предпринимательской деятельности учреждений культуры, выступающих в таком статусе сравнительно недавно, вначале тоже не требовали детального планирования в связи с низкими их объемами. В настоящее время подавляющее большинство учреждений социально-культурной сферы получают все больше финансовых ресурсов из внебюджетных источников, что требует качественного планирования не только финансовых, но и трудовых, и информационных, и материальных ресурсов. Финансовый план, особенно для учреждений, имеющих большие объемы платных услуг и предпринимательской деятельности, должен быть тесно увязан с планом маркетинга. Основными требованиями к оперативному планированию выступают: 1. План должен обосновываться маркетингом, рядом исследований и фактическими данными. Чтобы не только процветать, но и просто выжить в сегодняшнем мире бизнеса, получить финансовую поддержку власти, спонсоров, инвесторов, учреждения культуры должны постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации о своей отрасли, о рынке услуг, конкуренции, внешней среде организации и многих других факторах, от которых зависит выполнение плана. 2. На стадии анализа исходных данных организация изучает свои плюсы и минусы, препятствия к улучшению деятельности, и объективно оценивает свои возможности. Для такого анализа целесообразно использовать методику SWOT -анализа (Приложение № 2). Анализ исходных данных необходим для разработки планов с тем, чтобы учесть все возможности для повышения качества предоставляемых услуг и их развития, быть востребованными. Разработчики плана должны выявить те сферы, которые требуют более детальной проработки или совершенствования, а также оценить, какие задачи ставились в предыдущий период времени и как они выполнены. Если они не выполнены, то какова причина их невыполнения и нужно ли включать их в текущий план. Следует дать ответы на вопросы:
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |