Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере 2 страница




Тем не менее, существуют два способа реализации этого процесса инновации: «закон подражания» и «закон противопоставления».

Закон подражания предполагает внедрение инноваций, уже получивших успех в отдельных организациях культуры. Кроме того, организации могут стараться эти инновации модифицировать, адаптировать к особенностям данной организации и привычным для нее стандартам. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии и СМИ, доступность и легкость путешествий и миграций.

Закон противопоставления прослеживается в динамических этносах. Он предполагает отказ от опыта предыдущего поколения и возвращение более раннего опыта, но в сочетании с какими-то новыми элементами. Примером может служить мода на нанесение татуировки и пирсинга у современной молодежи и которые распространены среди африканских, индейских и других племен. И тот и другой способы внедрения инноваций имеют нечто общее, а именно - появление вариантов новых культурных «ответов на вызовы среды», наряду с ответами традиционными.

Достаточно долго такие инновации сосуществуют с традиционными элементами культуры, которые для большого количества потребителей являются приоритетными, причем инноваций может существовать одновременно довольно много: они воспринимаются уже спокойно, однако, все еще с некоторой настороженностью, но, тем не менее, проникают в социокультурную среду, образуя вокруг себя все новые и новые модификации и «дочерние» инновации. Может наступить момент когда, либо сама инновация, либо ее «дочерняя» форма как бы «взрывает» аналогичную традицию, подменяя ее. Теперь уже относительная новизна воспринимается потребителями как нечто положительное. В результате признания равноправной и наличия некоторого преимущества за счет своей относительной «новизны» и, следовательно, престижности инновации и ее модификация становятся «законными» и даже более предпочтительными, нежели аналогичные традиционные формы.

По мнению С.А. Арутюнова [30 ], в процессе вхождения в культуру инновация, проходит четыре стадии: селекцию, воспроизведение или копирование, приспособление или модификацию и структурную интеграцию.

Селекция заключается в отказе от одних инноваций (внутренних или привнесенных извне) и в отборе других для последующего усвоения или переработки. Критерии такого отбора – необходимость в такой инновации в данной сфере культуры, а также возможность совмещения ее с традициями потребителей.

Воспроизведение (копирование) – это ранняя, «пробная» стадия вхождения инновации в культуру. На этом этапе нововведение воспринимается как бы экспериментально, принимается целиком, без каких-либо серьезных изменений. Но само это принятие неокончательно: оно может ограничиться кратковременной модой в определенных слоях общества и затем исчезнуть – в том случае, если она идет вразрез с тенденциями данной культуры. Так, повсюду копируются ночные клубы или восточные «техники тела».

В том случае, если инновация не воспринимается, начинается процесс ее модификации, «подгонки» под традиционные культурные формы, приспособления к специфике данного потребителя. Такой процесс двусторонний: в нем изменяется не только сама инновация, но и элементы присущие традиционной культуре, вступающей с ней в контакт. «В культуре постоянно происходит фильтрование шаблонов, не соответствующих требованиям новых эталонов. Временно сохраняются лишь те стандарты культуры, которые каким-то образом видоизменяются в соответствии с этими требованиями» - пишет И.Е. Шершов [61, с. 15].

Последний этап усвоения инновации характеризуется тем, что она уже не воспринимается как инновация, превращается в часть социокультурной традиции - это этап структурной интеграции, который преобразует инновации во что-то «свое». В этом случае даже некогда заимствованный из другой культуры элемент может стать своеобразным признаком, знаковым выражением данной культуры или определенной субкультуры в ее составе: как нюхательный табак, ставший атрибутом американских фермеров, как трубка – характерная вещь, присущая стереотипному восприятию голландца, хотя оба этих предмета были переняты у индейцев. Таким образом, на стадии модификации нововведения начинают становиться частью местной культуры, изменяя ее и изменяясь сами.

Важнейшим источником инноваций для современных форм культуры является общемировая культура. Но закономерности восприятия из нее инноваций обладают определенной спецификой, в каждом отдельном случае связанной с особым психологическим складом народа, менталитетом, с потребностями его культуры и его традициями. Инокультурные воздействия приживаются в культуре только в том случае, если соответствуют ментальности и «картине мира» народа. Они никогда не остаются «чистыми», постоянно подстраиваются к духу народа и перерабатываются на его лад. Если же точек соприкосновения с «душой народа» и его культурой нет, то вступает в силу не процесс творческой переработки иновлияния, а процесс его отторжения.

Развивая предпринимательскую деятельность в социально-культурной сфере менеджмент должен учитывать рассматриваемую специфику создания, развития и внедрения инноваций.

Проблема, связанная с формулированием инновационных задач, заключается в измерении относительного воздействия и важности разных инноваций. Но как определить, что важнее: сотня незначительных, но находящих немедленное применение усовершенствований, касающихся, например, упаковки продукта, или одно фундаментальное открытие в химии, которое через десять лет напряженного труда может в корне изменить характер бизнеса данной фирмы? Универмаг и фармацевтическая компания почти наверняка ответят по-разному. Впрочем по-разному на этот вопрос могут ответить и две фармацевтические компании.

Упражнение

Выполните SWOT -анализ (Приложение №2) инновационных проектов, приведенных в приложениях №7,8.

 

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. В чем особенности жизненного цикла инноваций в СКД?

2. Дайте характеристики «продукт-инновация», «процесс-инновация», «социальная инновация».

3. Этапы зарождения и развития инновации.

4. Пути достижения прибыльности фирмы.

5. Особенности инновационного процесса в создании творческого продукта культуры и искусства.

6. Функции инноваций в социально-культурной сфере.

7. «Закон подражания», «закон противопоставления и стадии внедрения инноваций в сфере культуры и искусства.

8. Управление инновациями в социально-культурной сфере.

 

Текст редактора С. 78

 

 

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

 

Искусство – «наиболее древняя» и

наиболее буквальная форма

частного предпринимательства.

И. Бродский

 

Не продается вдохновенье, но

можно рукопись продать

А. С. Пушкин

В данной части пособия мы рассматриваем особенности инновационного предпринимательства в сфере культуры и искусства. Речь пойдет как об учреждениях, находящихся в ведении всех уровней власти, так и частном предпринимательстве, а также об услугах культуры и искусства, которые оказываются организациями других отраслей экономики: образования, социальной защиты населения, спорта, туризма, коммерции и т.д.

Прежде всего, необходимо ответь на вопрос, представляет ли сегодня предпринимательская и инновационная деятельность в культуре систему. Если исходить из того, что система - это больше чем простая совокупность каких-либо элементов, компонентов, блоков, взаимодействующих и взаимосвязанных, имеющая единые цели и задачи, и единый управляющий орган, системность культуры весьма слабая с этой точки зрения. Вместе с тем, следует признать, что отдельные сегменты культуры системны. Так, можно утверждать, что муниципальных образований сфера культуры в достаточной мере соответствует понятию системности. Нормативные документы муниципальных образований отражают разработку и внедрение единой системы культурной жизни населения территории. Данная система включает административные ресурсы, как собственные, так и иных уровней ресурсов (субъекта федерации и страны), ресурсы бизнеса и все социальные и культурные ресурсы для реализации культурной политики на ее территории. В рамках муниципальных образований осуществляется единая культурная политика, используются социально-культурные технологии, осуществляется менеджмент и маркетинг.

Нельзя не учитывать тот факт, что в структуре муниципальных образований находится наибольшее количество всех ресурсов, которые возможно использовать для культурной жизни жителей. Основываясь на позиции Ф. Колбера [69], согласимся, что современный исследователь проблем рынка применительно к культуре и искусству определяет рынок как группу потребителей, имеющую потребности в отношении тех или иных товаров и услуг и имеющие желание их приобрести. Тем самым потребители создают спрос на товары и услуги. Рынок культуры принято делить на сегменты в соответствии с потребностями, желаниями и предпочтениями потребителей. Учреждения культуры и искусства, как и любые другие в бизнесе определяют целевые аудитории, то есть клиентуру. Совокупность потребителей составляет потребительский рынок, который в силу ряда причин не может быть однородным.

Повседневная практика показывает, что процессы развития в человеческом обществе складываются из великого множества контуров управления и (или) самоуправления. Каждый такой контур представляет собой целенаправленный информационно-управленческий процесс, состоящий из управляемого объекта и управляющего субъекта, замкнутых прямой и обратной информационными связями. Главными особенностями социальных систем является наличие не одной, а двух контуров обратной связи и непрерывный поиск инноваций для улучшения, тем самым повышения уровня организации, активности и живучести системы. (15) На рис. 2. 2. представленная обобщенная модель механизма управления для самоорганизующихся систем, к которым относятся и учреждения социально-культурной сферы.

 

 

Перенос рисунка на стр. 35. темы 2.

 

Рис. 2.2 Обобщенная модель механизма управления для самоорганизующихся систем (источник: Р.Абдеев «Философия информационных цивилзаций». - М., 1995, с. 37)

 

Статья 7 Конституции России устанавливает, что формирование социального государства является целью нашего общества. Закрепление социально-правового статуса государства обеспечивает гражданам условий, оказывает содействие и только в некоторой части само их предоставляет.

С этой позиции сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствует культурному разнообразию и, одновременно с этим, помогает развитию культурных индустрий на муниципальном, региональном, государственном и международном уровнях. И. Хангельдыева подчеркивает, что из представленных определений следует, что с экономической точки зрения культурный компонент дает добавочную нематериальную составляющую, которая, в частности, отражается на стоимости производимого продукта, и именно это отличает культурный продукт от иных продуктов [69].

По мнению И. Хангельдыевой, в производстве культурного продукта прототипы играют огромную роль, наделяя продукт дополнительной культурно-смысловой нагрузкой, в то время как в ином виде продукта дополнительной составляющей является в большей степени имидж производителя. В сфере культуры и искусства имидж также имеет важное значение, но все же более значимыми выступают символы и бренды, экономика впечатлений, формируя дополнительную культурно-смысловую нагрузку [69].

Культурный продукт являясь предметом роскоши и, одновременно предметом массового потребления, отличается от продукта любого другого назначения. Культурный продукт нередко потребляется повторно, а на формирование цены стоимость производства не влияет. В отличие от простого продукта, который уничтожается в процессе потребления (вещи снашиваются, продукты питания съедаются и т.д.), культурный продукт в процессе потребления наращивает свою ценность – чем больше людей посетили музей или концерт, прочли книгу, посмотрели программу и т.д., тем выше социальная значимость культурных продуктов.

Последнее из явных отличий культурного продукта от иного продукта заключается в том, что экономисты относят культурные продукты к смешанным благам, сочетающим в себе одновременно индивидуальную и социальную пользу, иными словами, культурный продукт удовлетворяет потребности и человека, и общества, в то время как многие остальные продукты только индивидуально полезны.

Анализируя отличия культурного продукта от иных, следует упомянуть и о специфике потребления культурного продукта: они универсальные, в том числе:

- включают в себя некий эстетический компонент;

- представляют собой досуговое потребление;

- требуют специальной подготовки / уровня знаний;

- порождают продуктовое многообразие, которое позволяет получать не повторные ощущения, а каждый раз новые, даже при повторном потреблении;

- обусловлены не столько субъективными причинами, сколько социальной природой, так как повышают статус потребителя [63].

Отличия культурного продукта от иного продукта выступают его преимуществами. Для полноты картины необходимо также рассматривать общие качества и свойства культурного продукта и продуктов иного назначения. Оба типа продукта рассчитаны на массового потребителя, на языке маркетинга они конкурируют за одну целевую аудиторию. Подтверждением выдвинутого предположения является одно из определений массовой культуры как набора культурных продуктов с товарными свойствами, в котором экономические характеристики, то есть возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность выступает как второй план. В этом кроется угроза, как для самого культурного продукта, так и для его производителя – организации культуры. Например, для клубных учреждений угроза уже не является гипотетической, они, особенно в крупных городах, перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. При свободе «входа» и «выхода» на рынке культурная сфера развивается в условиях конкуренции, как внешней, так и внутренней, и из опросов населения следует, что в борьбе за свободное время посетителей в этих условиях в крупных городах торговые предприятия одержали победу. Они успешно внесли поправку даже в названия своих коммерческих учреждений: вместо «магазина», «гастронома» и даже «супермаркета», они заявляют себя как «торгово-развлекательные» «торгово-досуговые центры» и т.п.

Таким образом, деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различных ведомственной принадлежности и форм собственности, а также частными лицами. Спектр таких организаций становится все шире, и в силу социальной значимости самих услуг, они могут предоставляться одновременно на разных по величине территориях, разным категориям граждан и слоям населения.

Зарубежная практика свидетельствует, что и культурный и иной тип продукта в современном обществе все шире производится индустриальным способом. А. Маттеларт и Дж. Пьемм в статье «Культурные индустрии: происхождение идеи» указали, что индустриальный тип производства приводит к появлению у культурного продукта черт, которые были ранее характерны лишь простому продукту: сериализация, стандартизация, разделение труда. По мнению авторов, культура и бизнес на данном этапе развития цивилизации – самые значимые выразители человеческого духа, они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Так, сегодня, даже в России, весь бизнес окружен искусством. Известно, что Колин Твиди – бывший британский финансист, любитель культуры и искусства, большой знаток и почитатель классического искусства, около 30 лет назад ушел из финансового бизнеса, где занимал заметное место, и организовал компанию «Arts & Business». Эта компания стала аккумулировать внебюджетные средства для развития искусства Великобритании, что успешно продолжает делать и сегодня, став законодателем в данной области деятельности не только в Британии, но и в мире. Твиди приезжал в Россию для участия в Первом Международном форуме «Культура плюс» осенью в 2005 г. Проводил мастер-класс для студентов факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве по вопросам фандрейзинга, социальной ответственности бизнеса, организационного партнерства [69].

Все больше опыт развитых стран востребован в России, что показывает, что бизнес и культура способны плодотворно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Классическое бизнес-предпринимательство может транслировать сфере неклассического предпринимательства в культуре и искусстве современные бизнес-технологии, а сфера культуры и искусства - благотворно влиять на образ современного предпринимательства, возвышая его имидж в общественном сознании.

В то же время И. Хангельдыева подчеркивает, что степень роста предпринимательства в культуре и искусстве даже в развитых странах сегодня весьма не однородна. По ее мнению, наиболее продвинутой страной в этом отношении являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом.

В европейских странах нет аналогичных примеров, здесь исторически к культуре относились с большим вниманием, чем в США. Европейские государства по-разному выстраивают свои отношения с культурой и искусством. В одних случаях государство более мощно патронирует эту сферу, в других – менее. Общая тенденция заключается в том, что европейские государства начинают принимать законы, позволяющие ослабить давление на государственную казну. Принимая подобные законы, государства ретранслируют часть своих забот непосредственно бизнесу. Современный бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот по- истине уникальный опыт может стать неоценимым для культуры и искусства России.

Отсюда вывод: чем больше будут установлены связи культуры и бизнеса, тем успешнее будут решаться вопросы культурной жизни муниципального образования, субъекта Федерации и страны в целом на системной основе.

В культуре России с первого десятилетия ХХ1 проводится бюджетная реформа, направленная на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Главная цель реформы – обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами культурной деятельности. Одно из направлений реформы - внедрение новых типов государственных и муниципальных учреждений – казенных, автономных и бюджетных учреждений нового типа. Всю деятельность учреждений культуры предложено подразделять на два вида – услуги и работы.

Под услугами, согласно документам Минфина РФ, понимаются действия, направленные непосредственно на потребителя и имеющие индивидуальный характер. Работы – это действия, осуществляемые для неопределенного круга лиц в интересах общества (территории) в целом. Нередко они являются необходимым условием для последующего оказания культурных услуг населению. Отличительной чертой сферы культуры является большое количество работ (создание спектаклей, концертных и цирковых программ, сценариев, формирование и учет библиотечных и музейных фондов, проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, методическая работа в сфере культуры и др. [29].

Но надо согласиться с Е. Игнатьевой в том, что отдельных видов деятельности как услуги или работы не существует: показ спектакля может быть отнесен к услуге, а может - и к работе.

Особенностью предоставлении услуг и работ является то, что они могут быть абсолютно бесплатным, платными и частично платными. Последние однозначно выступают как предпринимательская деятельность с экономической точки зрения.

Бесплатные, согласно законодательным актам федерального уровня, субъектов Федерации и муниципальных органов, финансируются из бюджетов. Однако нельзя не учитывать и то, что и бесплатные услуги и работы могут рассматриваться как инновационное предпринимательство, но экономическая сущность его отражается опосредованно – новая технология производства, иная аудитория потребителей, использование новых ресурсов и т.д. и наконец «выгода души» производителя и потребителя.

К характеристике инновационного предпринимательства в социально-культурной сфере целесообразно подходить с позиции П. Друкера [26]. Так, П. Друкер выделяет признаки, которые служат основанием для оценки и использования инноваций. В их числе:

- неожиданные события (неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

- неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);

- нововведения, основанные на потребности производственного процесса (те его недостатки и «слабые места», которые могут и должны быть устранены);

- демографические изменения;

- изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

- новые знания (как научные, так и ненаучные) [ 26, с. 48].

Классификация И. Пригожина отражает содержательные признаки инновации, которые на наш взгляд свойственны и продуктам социально-культурной сферы. (47)

Принято рассматривать инновации с позиции видов и целей предпринимательской деятельности, приведенные ниже.

Вставка рис. 2.4. Виды и цели инновации

 

Виды инноваций Инновационные цели
Продукт- инновация Обеспечение выживания Увеличение доходов Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта
Процесс-инновация Рост доходов (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды
Социальные инновации Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда

 

Рис. 2.4. Виды и цели инновации

 

 

Все они в полной мере также свойственны организациям культуры и искусства.

Исходя из статьи 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре сфера услуг и работ культуры включает следующие направления, которые могут стать объектом инновационной предпринимательской деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио, другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности [8 ].

Исходя из современной ситуации к приведенному перечню следует добавить ряд видов особых услуг и работ культуры и искусства, такие как шоу-бизнес, туризм, экскурсии и анимации, игровой бизнес, модельные агентства, рекламные мастерские и агентства, сувенирное производство, продюсерские центры, концертные организации, арт-центры, уличные массовые праздники, художественные галереи, театральные мастерские и др.

Анализ инновационных услуг предпринимательской деятельности учреждений социально-культурной сферы показывает, что в настоящее время наиболее эффективно реализуются продукты и услуги посредством разработки и внедрения культурных проектов. В качестве примера приведем данные анализа стратегии развития культуры Томской области до 2020 года «Культура инновационного региона» [73].

Авторы проекта исходят из того, что эффективность инновационной деятельности социальных субъектов территории любого уровня определяется состоянием инновационного климата, который зависит от отношения к нововведениям и традициям основных социальных групп и поколений общества.

Предлагаемые изменения в отрасли культуры Томской области представляют собой деятельность по обновлению, в определенной степени преобразованию деятельности всех субъектов отрасли на новом качественном уровне. Проект ориентирован на стабильность, гармонию и инновационное развитие при сохранении значимых традиций во всех областях культуры территории.

Инновационный подход к разработке стратегии ориентирован на инновационную систему, отражающую сами новшества, материальные и интеллектуальные ресурсы и рынок продуктов, услуг и их потребителей, выступающий внешней средой для системы, определяющий потребность и параметры развития отрасли культуры.???

Разработчики, адекватно оценивая риски реализуемости предлагаемой стратегии, присваивают ей в большинстве позиций как высокие.?

Вместе с тем нам представляется важным обратить внимание на некоторые важные аспекты рассматриваемого документа.

1) Культура рассматривается авторами, прежде всего лишь как условие других составляющих территории, с акцентом на ее экономическое развитие. Нам представляется, что это может способствовать недооценке культуры в формировании и развитии человека как самодостаточного субъекта жизнедеятельности современного общества. Культура личности играет все большую роль в создании, развитии и сохранении культурных благ и ценностей для общества.

2) В современных условиях важно рассматривать культурную жизнь общества не только в отношении системы учреждений, находящихся в ведении органов власти. Было бы важно расширить место и роль всех востребованных населением и действующих для него формирований культуры и искусства. Мы имеем в виду досуговые коммерческие и некоммерческие и самоорганизованные и т.д. субъекты. Особенно это важно для г. Томска, как города повышенной численностью молодежи и студенчества. Так, значительную долю досуга в творческой самореализации занимает деятельность в системе образования, в производственных коллективах и организациях, взаимодействие с которыми важно было бы учитывать. Потребителю важно удовлетворение своих потребностей качественной услугой, а кто ее предоставляет, для него имеет вторичное значение.

В этой связи важно было бы более четко определить наиболее значимую нишу учреждений культуры и искусства, относящихся к институциональной форме организации социально-культурной деятельности на территории. Способствовала бы решению данной задачи модель интеграции институциональных и неинституциональных структур в социально-культурной сфере.

3) Есть сомнения в отношении правомерности коммерциализации бюджетных учреждений культуры, утверждения высокого уровня их издержек и «сокращения издержек до уровня экономической целесообразности». В данном случае, на наш взгляд, к услугам культуры неправомерен рыночный подход, так как услуги и продукты культуры и искусства имеют, как правило, длительный временной лаг их создания, востребованности и ценности. Как и в науке, сокращение затрат на содержание культуры и искусства ведет только к стагнации и снижению качества услуг. Примером тому является уровень кадрового потенциала, который оценивается разработчиками как неудовлетворительный. Кадры – особый ресурс, самый дорогостоящий, на самом деле в настоящее время самый низкооплачиваемый в стране, не сможет соответствовать реализации предлагаемой стратегии.

Разработчики концепции развития культуры Томской области правомерно ставят задачу подготовки и особенно переподготовки кадров культуры и искусства как условия реализации стратегии. Однако, с точки зрения государственной концепции художественного образования, Томская область уступает всем территориям ЗСФО: Алтайскому краю, Новосибирской, Тюменской и Кемеровской областям. Мы имеем в виду отсутствие в системе культуры и искусства начального (переданного в систему дополнительного) художественного образования, в результате чего нарушена система «школа – ССУз - Вуз». Известно, что для подготовки мастера какого-либо вида искусства требуется 7 лет – ДШИ, 3-4 года в среднем специальном учебном заведении и 5 - 6 лет в вузе. Такая цепь в настоящее время в Томской области разорвана [49].

Представленный Томской областью проект свидетельство того, что вопросы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства становятся актуальными для региональных и муниципальных органов власти.

Какие же направления предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства на региональном уровне включаются в ее содержание. Ответом на данный вопрос могут служить данные по Красноярскому краю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.