Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение воспитанности школьников




«Жизнь убедила: первый и наиболее

ощутимый результат воспитания

выражается в том, что человек стал

думать о самом себе. Задумался над

вопросом: что во мне хорошего и что

плохого? Самые изощренные методы и

приемы воспитания останутся пустыми,

если не приведут к тому, чтобы человек

посмотрел на самого себя, задумался над

собственной судьбой».

В.А. Сухомлинский

 

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.

Для оценки эффективности воспитательного процесса необходимо определить соответствуют критерии и показатели. В справочной литературе «критерий» определяется как мерило оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показателем является то, при помощи чего показываются данные о состоянии, развитии чего-либо.

Следовательно, встает очень значимый для педагогической теории и практики вопрос: что считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса. Существуют разные взгляды на то, должны ли быть едиными для всех критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В связи с тем, что многие школы работают в рамках собственных инновационных проектов, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательного процесса, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых. Вывод о результативности воспитательного процесса делается на основе сопоставления всех полученных данных с учетом динамики показателей.

Изучение результативности воспитательного процесса, с одной стороны, организуется регулярно, если речь идет о наблюдении или применение других методик, а с другой – периодически, с помощью специально проводимых срезовых исследований. В связи с этим можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса является изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нем.

Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развитию нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения (Е.В. Бондаревская).

В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).

По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение и деятельность, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые.

Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.

Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его ближайшего развития в психологии и педагогике используется термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности.

Для анализа воспитанности и воспитуемости школьников педагогу надо обладать рядом педагогических умений:

- оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости;

- умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;

- умение учителя увидеть личность ученика в целом, во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;

- умение оказывать поддержку учащихся в их личном развитии, осуществлять коррекцию

Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.

Программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников.

 

 

Программа психолого-педагогического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников

 

  Компоненты Уровни и показатели Диагностические приемы Возрастные особенности и нормы Индивидуальные варианты Приемы развития, формирова-ния, коррекции
Воспитанность (диагноз)   Воспиту-емость (прогноз) 1.Нравственные знания (что знает ученик о нормах меж-человечес-ких отноше-ний)   2.Нравственные убеж-дения, моти-вы (приня-тие учени-ком знаний о нравственности в качест-ве эталонов своего пове-дения)     3.Нравственные поступ-ки и поведе-ние (как реа-лизует уче-ник в своем поведении нравствен-ные знания и свои убеж-дения)   1.Восприим-чивость к воспитательным воз-действиям (как может развивать свою лич-ность в сот-рудничестве с другим человеком)   2.Способность к само-воспитанию (как может развивать свою лич-ность само-стоятельно)   -Знания об отношениях к труду, -к обществу, -к другому человеку, -к себе     -Ценност-ные ориен-тации, -мотивы, -цели, -эмоции   -Отдельные поступки, -поведение в целом     Активность ориентиров-ки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые усло-вия, откли-каемость на помощь дру-гого чело-века в разви-тии личнос-ти   Социальная инициатива, постановка новых, усложняю-щихся задач развития своей лич-ности, осо-знанность и самооргани-зация пове-дения Беседа, методика неоконче-нных предложений   Постановка учени-ка в ситу-ации нравственного вы-бора, со-подчине-ние мо-тивов, принятие решения   Фиксация повторяющихся поступков учащихся   Сопостав-ление эксперт-ных оце-нок в форме педагоги-ческого консилиу-ма Младший шко-льный возраст: ориентации учителем, усво-ение различия между наме-рением и ре-зультатом поступка Средний шко-льный возраст: интерес к оце-нке сверстника, идентифика-ция, чувство «взрослости»     Старший школьный воз-раст: устой-чивая само-оценка, лич-ностное само-определение       Нравственные знания– через опыт деятель-ности Постановка в ситуации, тре-бующие сопо-ставления нравственных норм и приме-ривания их к себе Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями Опыт поступ-ков и их обсуждение Упрочение самоуважения и достоинства     Упрочение готовности к выбору и при-нятию реше-ния, усиление ответственногсти за пос-ледствие своих поступ-ков и своих решений Самовоспита-ние личности Главная цель –вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуаль-ности

 

Второй подход к изучению воспитанности школьников на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности разработан известным педагогом -ученым М.И. Шиловой.

Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения»*, что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека его воспитанность.

По мнению М.И. Шиловой, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.

Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Воспитанность включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.

Для воспитанного человека самосознание ответственности за свои дела и поступки являются определяющими мотивами поведения.

Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика, которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.

Для учителя – практика предлагаются минимальные диагностические программы изучения воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны -–шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.

Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.

* Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 271

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном с требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.

Технологию такого изучения задают соответствующие таблицы – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников.

В качестве образца предполагается программа изучения воспитанности старшеклассников и сводный лист к ней.

Программа нацелена на удовлетворение потребности старшеклассников в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков. (Об этих программах подробную информацию вы можете получить из книги М.И. Шиловой «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе». – М.. 1998. – С. 151-159.)

 

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников.

 

Базовые качества Признаки уровней проявления формирующихся качеств
«3»-ярко проявляются «2»- проявляются «1» –слабо проявляются «2» -не проявляются
Отношение к обществу 1.Любовь к Отечеству     2.Полити-ческая культура   3.Правовая культура     4.Интернационализм Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего   Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами   Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни   Уважает культуру и традиции других национальностей, пресекает неуважительное отношение к ним Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает его настоящее   Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет самостоятельные суждения и оценки   Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчестве участия не принимает     Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей Сам мало инте-ресуется историей и культурной своего Отечества     Политически недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего идет за другими   Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует допол-нительного контроля со стороны взрослых и товарищей Не проявляет интереса к культуре других национальностей Пренебрежи-тельно отно-сится к истории и отечественной культуре   Политически не осведомлен   Нарушает дисциплину и правопорядок     Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей
Отношение к собственности 5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности 6.Бережливость и эконом-ность в отношении к личной собственности Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других   Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние   Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает   Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля Наносит ущерб чужой и общественной собственности     Не бережлив, расточителен  
Отношение к учебному труду и делу 7.Успешность в учении и самообразовании     8.Дисципли-нированность и организо-ванность Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний Организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, доводит дело до конца Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы     Организован сам, но организовать на дело других не умеет Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей     Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других Ленив, неуспешен и безответственен в учении   Неорганизованный, бездеятельный
Отношение к людям 9.Общите-льность   10.Готов-ность прийти на помощь   11.Тактич-ность, культура поведения Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение Готов прийти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем   Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет     Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем Сам тактичен, но равнодушен к бестактности других В общении не разборчив, часто ведом другими   Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию»   Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов Замкнутый, необщительный     Не отзывчив к чужим проблемам   Бестактный и грубый
Отношение к себе 12.Здоровый образ жизни   13.Целеустремленность в самоопределении     14.Чувство собственного долга Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но и к здоровью других равнодушен     Настойчиво работает над собой в плане самоопределения   Бережет свою честь и достоинство Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей Еще не совсем определился в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки   Не имеет целей самоопределения   Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве
Далее могут быть дополнения

 

Обсуждение и анализ результатов изучения может осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися и т.д.

Данные изучения воспитанности старшеклассников хранятся в «Сводном листе», образец которого мы предлагаем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.