Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий Никитич Татищев — идеолог абсолютизма




Иную трактовку абсолютистской концепции дает дворянский идеолог Василий Никитич Татищев (1686—1750) в многотомной «Истории Российской». Он происходил из знатного, но обеднев­шего дворянского рода. Окончив Московскую артиллерийскую школу, Татищев много времени уделял самообразованию, в ре­зультате чего снискал известность одного из самых образованных офицеров эпохи. Был участником военных походов Петра, своей образованностью обратил на себя внимание царя. Последний несколько раз использовал Татищева на дипломатической службе. 300

 

я 1717 г. Татищев по поручению Петра приступил к работе над гео-фическим ОПИСанием России и составлением русской истории. Теоретической основой взглядов В.Н. Татищева является кон­идия естественного права и договорного происхождения государ­ства. Обращает на себя внимание образованность Татищева, глу­бокое знание как античных, так и европейских политических мыслителей.

В своих рассуждениях о происхождении государства Татищев опирался на гипотезу о преддоговорном «естественном состоя­нии», в котором господствует «война всех против всех», следстви­ем чего является отсутствие безопасности. Разумная нужда людей друг в друге (Татищев, как и Платон, руководствовался соображе­ниями о разделении труда между людьми) привела их к необходи­мости создать государство. Оно возникает как результат обще­ственного договора.

Становление общества и государства

Следует сказать, что Татищев существенно дополняет идеи общественного договора историческими фактами, аргументами патриархальной теории. Он приходит к выводу о том, что государ­ство является продуктом естественного развития человечества.

Первым сообществом людей, по Татищеву, была семья. Вна­чале люди заключили договор супружества. Затем из него возник второй договор, между родителями и детьми, и далее — между гос­подами и слугами. В конечном итоге семья так разрослась, что об­разовались целые общества, которым потребовался глава. Им и стал монарх, подчинив всех подобно тому, как отец подчиняет своих детей. В результате получается не один, а несколько догово­ров, и их заключение, по-видимому, якобы зависящее от людей, на самом деле предопределено природой.

Согласно договору, по мнению Татищева, возникает власть господина над слугой. И потому Татищев рассматривал крепост­ное право как договорное, а следовательно, считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны.

В то же время нельзя не сказать и о том, что Татищев реши­тельно осуждал рабство и холопство, заявляя, что «рабство и нево­ля против закона христианского» и является «плодом насилия», а

 

не договора. И потому за рабом мыслитель признавал право тре­бовать и добиваться своего освобождения393.

Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форм госу­дарства. Наличие той или иной формы правления он ставил в зависи­мость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. «Малые» народы, не подвергающиеся нападениям вполне могут управляться всенародно (демократическая республи­ка); «великие и находящиеся также в безопасном положении могут установить у себя аристократическое правление» (аристократическая республика). «Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целом сохраниться не могут». Рассматри­вает Татищев и смешанные формы правлений, но особых досто­инств за ними не признает. Он приходит к выводу, что из всех «разных правительств каждая область (здесь в значении стран. - В.Ж.) выбирает себе образ правления, рассмотрев положение мес­та, пространства владения и состояния людей, а не каждое годно всюду или каждой власти может быть полезно»394.

Тиранию (деспотию) Татищев называл худшей из всех форм правлений. Наилучшей формой правления для России он считал монархию, что доказывается как географическим фактором, так и печальным опытом феодальной раздробленности Смутного вре­мени, когда, по мнению Татищева, существовало аристократичес­кое правление.

Среди историков и политологов существует мнение о том, что, по-видимому, Татищев склонялся к ограниченному варианту монархии. Он полагал, что монарху необходимо опираться в сво­ей деятельности на двухпалатный выборный орган, который учреж­дается «для лучшей государственной пользы управления». Цель этого органа — подготовка законов, разрешение «дел внутренней экономии» и обсуждение важнейших проблем («война, смерть го­сударя, или какое другое великое дело»). Представительный орган состоит из двух палат: Сената - высшей палаты, в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета — второй палаты, где заседает 100 человек, избранных по более широким нормам пред­ставительства. Статус этого органа законосовещательный.

393 Татищев В.Н. Избранные произведения. М., 1979. С. 119, 121.

394 Там же. С. 111, 119.

 

Татищев высказывал критические замечания, направленные расширение сословных привилегий дворянства, повышение Го роли в управлении государством. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу. Он ратовал за сокра­щение срока дворянской службы и обеспечение воинов регуляр­ным жалованьем. По его мысли, на государство возлагалась забота и о купечестве, для которого необходимо было установить прави­ла вольной торговли. Одним словом, Татищев полагал, что упоря­доченное состояние сословий придаст прочность государственно­му устройству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.