КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии (в двух временных периодах)Монополия — это рынок, на котором действует только один продавец. Основными характеристиками модели рынка "чистой" монополии являются: — наличие одного продавца некоторого товара; — товар, в какой-то степени уникален, так как не имеет близких полноценных заменителей, которые могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара; — в условиях монополии спрос на продукцию фирмы является фактически отраслевым спросом, так как в данной отрасли действует, как мы уже сказали, только один продавец, одна крупная фирма; — монополист способен оказывать влияние на цену, может назначать ее в соответствии со своими интересами, т.е."диктовать" цену; — вход в такую отрасль, как правило, очень затруднен или даже невозможен, поскольку существуют барьеры вступления в отрасль. Барьеры могут быть административные и экономические. Административные барьеры: — законодательные ограничения со стороны государственных, муниципальных органов (это, как правило, касается естественных монополий. Например, городские коммунальные службы, водоочистные сооружения, железнодорожный транспорт); — лицензии и патенты. Патенты, как правило, действуют на протяжении длительного времени (в США, например, патенты на некоторые изобретения могут составлять 17 лет) и не позволяют пользоваться этим изобретением другим. Последствия монопольного права владеть тем или иным изобретением находят своеобразное подтверждение даже в нашей речи. Часто вместо слова "размножить", мы говорим "сделать ксерокопии". А ведь это оттого, что долгие годы право производить множительную технику принадлежало фирме "Ксерокс". Теперь срок патента истек, и на рынке появились другие производители множительных аппаратов, но слово осталось как своеобразная дань длительному господству "Ксерокса". Экономические барьеры: — положительная отдача от масштаба: издержки производства на единицу продукции тем ниже, чем крупнее производство (это основная причина существования естественных монополий); — огромные затраты капитала на НИОКР, рекламу, инвестиции и т.д.; доступ к информации со стороны потенциальных конкурентов; — контроль над ресурсами. Доступ к ресурсам крайне затруднен, так как существует контроль одной фирмы над ресурсами, которые необходимы для производства данного товара (например, корпорация "Де Бирс" контролирует 95 % мировой добычи алмазов). Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, предельная выручка всегда будет меньше цены товара. Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. При какой-то цене дальнейшее увеличение объема продаж (Q > Q3) еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а дальнейшее снижение цены приводит к тому, что предельная выручка становится отрицательной. Общая выручка монополиста достигает максимального значения, когда предельная выручка равна О, MR = 0. Взаимосвязь предельной выручки и эластичности спроса по цене можно представить следующим образом. Ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены Монополия в длительном периоде Монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам: MR = LMC. На рис. 15.6 при объеме производства Qm выпуск продукции осуществляется на заводе, размер которого характеризуется кривой средних затрат по выпуску продукции SAC. Как видно из рис. 15.6, этот размер меньше оптимального, т.е. такого, при котором достигается минимум долгосрочных средних затрат LACmin. Объем выпуска Qm не обеспечивает и минимум краткосрочных средних затрат — увеличение выпуска позволило бы снизить средние затраты (завод имеет некоторую избыточную мощность). Бывают также фирмы, в которых поиск наибольшей прибыли приводит монополиста к выпуску продукции на предприятии, размеры которого превышают уровень затрат, обеспечивающий минимально возможный уровень долгосрочных средних затрат. При этом действующий завод работает с перегрузкой: снижение объема выпуска вызвало бы снижение краткосрочных средних затрат (см. рис. 15.7). Теоретически возможен и вариант, когда оптимум монополиста в длительном периоде совпадает с минимумом долгосрочных средних затрат. (Попробуйте проиллюстрировать данную ситуацию самостоятельно). Таким образом, рыночные силы в условиях монополии (в отличие от совершенной конкуренции) не вынуждают фирму вести производство с минимальными долгосрочными средними затратами. Покупателю на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль. Ценовая дискриминация Ценовой дискриминацией называют установление иуидав-цом разных цен на различные единицы одного и того же товара, при этом различия в ценах не связаны с различиями в издержках по их производству или доставке. Дискриминация возможна, если продавцы обладают монопольной властью и возможностью разделять рынки (покупателей), не допуская перепродаж товаров во времени и пространстве, отделять рыночные сегменты друг от друга в соответствии с различиями в эластичности спроса. Различают три вида ценовой дискриминации. 1. Ценовая дискриминация первой степени, или совершенная ценовая дискриминация. Продавец может каждую единицу товара продать каждому потребителю по цене его 2. Ценовая дискриминация второй степени, или дискриминация по объему продаж в соответствии с индивидуальным спросом покупателя. В этом случае фирма проводит политику предоставления различных скидок в зависимости от объема реализации. Причем каждый покупатель, приобретающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. 3. Ценовая дискриминация третьей степени, или сегментация рынка. (Сегментированный рынок — это рынок, на котором по определенным признакам можно выделить группы покупателей, которые характеризуются различной чувствительностью к изменению цены). Этот вид ценовой дискриминации осуществляется тогда, когда фирма сталкивается с существенными различиями в эластичности спроса на
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |