Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии (в двух временных периодах)




Монополия — это рынок, на котором действует только один продавец.

Основными характеристиками модели рынка "чистой" монополии являются:

— наличие одного продавца некоторого товара;

— товар, в какой-то степени уникален, так как не имеет близких полноценных заменителей, которые могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара;

— в условиях монополии спрос на продукцию фирмы является фактически отраслевым спросом, так как в данной отрасли действует, как мы уже сказали, только один продавец, одна крупная фирма;

— монополист способен оказывать влияние на цену, может назначать ее в соответствии со своими интересами, т.е."диктовать" цену;

— вход в такую отрасль, как правило, очень затруднен или даже невозможен, поскольку существуют барьеры вступления в отрасль. Барьеры могут быть административные и экономические.

Административные барьеры:

— законодательные ограничения со стороны государственных, муниципальных органов (это, как правило, касается естественных монополий. Например, городские коммунальные службы, водоочистные сооружения, железнодорожный транспорт);

— лицензии и патенты. Патенты, как правило, действуют на протяжении длительного времени (в США, например, патенты на некоторые изобретения могут составлять 17 лет) и не позволяют пользоваться этим изобретением другим. Последствия монопольного права владеть тем или иным изобретением находят своеобразное подтверждение даже в нашей речи. Часто вместо слова "размножить", мы говорим "сделать ксерокопии". А ведь это оттого, что долгие годы право производить множительную технику принадлежало фирме "Ксерокс". Теперь срок патента истек, и на рынке появились другие производители множительных аппаратов, но слово осталось как своеобразная дань длительному господству "Ксерокса".

Экономические барьеры:

— положительная отдача от масштаба: издержки производства на единицу продукции тем ниже, чем крупнее производство (это основная причина существования естественных монополий);

— огромные затраты капитала на НИОКР, рекламу, инвестиции и т.д.; доступ к информации со стороны потенциальных конкурентов;

— контроль над ресурсами. Доступ к ресурсам крайне затруднен, так как существует контроль одной фирмы над ресурсами, которые необходимы для производства данного товара (например, корпорация "Де Бирс" контролирует 95 % мировой добычи алмазов).

Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.

Таким образом, при увеличении объема продаж монопо­лист получает от каждой новой проданной единицы все мень­шую добавочную выручку. При какой-то цене дальнейшее увеличение объема продаж (Q > Q3) еще на одну единицу то­вара уже не дает дополнительной выручки, а дальнейшее сни­жение цены приводит к тому, что предельная выручка ста­новится отрицательной.

Общая выручка монополиста достигает максимального зна­чения, когда предельная выручка равна О, MR = 0.

Взаимосвязь предельной выручки и эластичности спроса по цене можно представить следующим образом.

Ценовая эластичность спроса характеризуется соотноше­нием между относительными изменениями спроса и цены

Монополия в длительном периоде

Монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна дол­госрочным предельным затратам: MR = LMC. На рис. 15.6 при объеме производства Qm выпуск продукции осуществляет­ся на заводе, размер которого характеризуется кривой средних затрат по выпуску продукции SAC. Как видно из рис. 15.6, этот размер меньше оптимального, т.е. такого, при котором дос­тигается минимум долгосрочных средних затрат LACmin. Объем выпуска Qm не обеспечивает и минимум краткосрочных средних затрат — увеличение выпуска позволило бы снизить средние затраты (завод имеет некоторую избыточную мощность). Бывают также фирмы, в которых поиск наибольшей при­были приводит монополиста к выпуску продукции на пред­приятии, размеры которого превышают уровень затрат, обес­печивающий минимально возможный уровень долгосрочных средних затрат. При этом действующий завод работает с пе­регрузкой: снижение объема выпуска вызвало бы снижение краткосрочных средних затрат (см. рис. 15.7).

Теоретически возможен и вариант, когда оптимум моно­полиста в длительном периоде совпадает с минимумом дол­госрочных средних затрат. (Попробуйте проиллюстрировать данную ситуацию самостоятельно).

Таким образом, рыночные силы в условиях монополии (в отличие от совершенной конкуренции) не вынуждают фир­му вести производство с минимальными долгосрочными сред­ними затратами.

Покупателю на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величи­ну минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических сред­них затрат производства товара, позволяя тем самым про­изводителю получать положительную экономическую прибыль.

Ценовая дискриминация

Ценовой дискриминацией называют установление иуидав-цом разных цен на различные единицы одного и того же товара, при этом различия в ценах не связаны с различия­ми в издержках по их производству или доставке. Дискри­минация возможна, если продавцы обладают монопольной властью и возможностью разделять рынки (покупателей), не допуская перепродаж товаров во времени и пространстве, отделять рыночные сегменты друг от друга в соответствии с различиями в эластичности спроса.

Различают три вида ценовой дискриминации.

1. Ценовая дискриминация первой степени, или совершенная ценовая дискриминация. Продавец может каждую единицу товара продать каждому потребителю по цене его
индивидуального спроса. В итоге график предельной выручки совпадает с графиком спроса на продукцию монополиста. А объем выпуска устанавливается на уровне МС = Р, т.е.на уровне выпуска конкурентной фирмы, а монополист получает прибыль в размере п (площадь заштрихованного треугольника на рис. 15.8).

2. Ценовая дискриминация второй степени, или дискриминация по объему продаж в соответствии с индивидуальным спросом покупателя. В этом случае фирма проводит политику предоставления различных скидок в зависимости от объема реализации. Причем каждый покупатель, приобретающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену.

3. Ценовая дискриминация третьей степени, или сегмен­тация рынка. (Сегментированный рынок — это рынок, на котором по определенным признакам можно выделить груп­пы покупателей, которые характеризуются различной чув­ствительностью к изменению цены). Этот вид ценовой диск­риминации осуществляется тогда, когда фирма сталкивает­ся с существенными различиями в эластичности спроса на




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.