Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения




Совокупный спрос — это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос

§ — Спрос населения страны на потребительские товары

§ — Спрос предприятий на инвестиции

§ — Государственные закупки (госзаказы)

§ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей — реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

 

Совокупное предложение

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

§ Горизонтальный.

§ Промежуточный (восходящий).

§ Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

§ Изменение цен на ресурсы: Наличие внутренних ресурсов, Цены на импортные ресурсы, Господство на рынке

§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

§ Изменения правовых норм: Налоги с предприятий и субсидии, Государственное регулирование

 

12. Равновесие в модели AD-AS: кейнсианская и классическая концепция равновесия.

 

Модель AD-AS (англ. Aggregate Demand - Aggregate Supply model - модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике.

Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и объем производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции при данных ценах совпадает.

Модель AD - AS показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит (совокупный спрос более динамичен, он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике).

В пределах кейнсианского интервала увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства. Возросший объем производства потребует привлечения дополнительных факторов производства, имеющихся в экономической системе, однако уровень цен в экономике останется без изменений.

На промежуточном отрезке возрастание совокупного спроса вызывает рост объема производства и занятости, но в меньшей степени, чем на горизонтальном, поскольку увеличение расходов сталкивается с убывающим количеством свободных ресурсов, издержки их использования возрастают, вызывая общее повышение цен.

На классическом участке в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличения объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня. Зато это сопровождается резким повышением цен.

Любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые влево и вправо, в результате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая новым условиям.

В действительности экономическое развитие обычно связано с нарушением равновесия. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты), безработица (низкий уровень производства и занятости), цикличность развития экономики.

 

13. Модель «Доходы-расходы» в открытой и закрытой экономике.

 

Модель "доходы-расходы" - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой:
- планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными;

- национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

14. Денежный рынок: спрос на деньги и его составляющие. Предложение денег. Денежные агрегаты

Денежный рынок — это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента.

При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные (быстро реализуемые) средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Таким образом, уровень процентной ставки выступает как бы «ценой» денег.

Общее количество денег, которое до­мохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

В экономической теории выделяются следующие агрегаты денежной массы:

M0 - наличные деньги;

М1 - финансовые активы, которые могут быть немедленно задействованы для осуществления расчетов (наличные деньги и вклады до востребования);

М2 - образуется путем сложения агрегата М и наиболее распространенных видов срочных вкладов;

М3 - образуется путем учета агрегата М и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске (депозитные сертификаты, облигации госзаймов);

L — наиболее широкий из всех денежных агрегатов, обобщающий все денежные средства и финансовые активы.

Состав денежных агрегатов неодинаков в различных странах.

Центральный банк РФ ведет расчеты денежных агрегатов M0, М1, М2, М3, где:

М0 - наличные деньги;

M1 -М0 плюс средства на paсчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, страховых компаний, депозиты до востребования населения в Сбербанке и др. коммерческих банках;

М2-М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;

М3-М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему: каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Между собой денежные агрегаты отличаются не только по составу денежной массы, но и по уровню ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность M1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут использоваться банком по своему усмотрению в течение всего срока вклада и возвращаются вкладчику только по истечении этого срока.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.