Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция VII. Правовое демократическое государство и гражданское общество




 

Истоки понятия и сущность правового государства. Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни и хронологически восходит фактически к первым попыткам осмысления сферы политической жизни общества. Частично она получает развитие уже в трудах древнегреческих мыслителей, которые пытались обосновать тезис о том, что справедливым может быть лишь то общество, в котором вся его жизнедеятельность базируется на законе, которому подчиняются и властные структуры и все граждане. Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

Теория правового государства в ее целостном виде разработана представителями либерального направления Нового времени Джоном Локком, Шарлем Луи Монтескье, Томасом Джефферсоном, Иммануилом Кантом, Джоном Стюартом Миллем и рядом других выдающихся мыслителей как эпохи буржуазных революций, так и более позднего периода.

Локк, один из родоначальников и основателей либерализма, противопоставив принцип непререкаемости закона феодальному произволу, разграничил понятия "общество", "личность", "государство", выдвинул идею верховенства права, легитимности государственной власти и ограничения сферы ее полномочий естественными и неотчуждаемыми правами и свободами индивида, а также принцип - разделения власти на законодательную и исполнительную при примате первой над второй.

В центре творчества Монтескье и его знаменитого труда "О духе законов" (1748 г.) выделяются две принципиально важные идеи для развития теории правового государства: обусловленность законодательства приоритетами защиты прав и свобод индивида и организация власти на основе законности и принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые будут контролировать и сдерживать друг друга. Это позволит обеспечить господство и верховенство права в политической жизни. Джефферсон, автор проекта "Декларации независимости США" 1776 г., разделяя идеи верховенства принципа суверенитета народа, считал, что правительство создается народом для служения народу, и поэтому народ вправе контролировать власть. Классик европейского либерализма Милль разрабатывал теорию представительского правления, парламентаризма как основы функционирования правовой государственности.

Философская основа теории правового государства была сформулирована Кантом, который считал, что "… государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам", а применительно к законодателю действует принцип: "то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа". Особенность кантовского определения в том, что конституирующим признаком государства здесь названо верховенство правового закона, идею которого он связывал с утверждением суверенности народа, гарантированностью его свободы, подчинением государства обществу.

Государство, деятельность которого регламентируется принципами права в широком значении этого понятия, связано и ограничено правовым законодательством, функционирует в соответствие с принципами конституционализма и парламентаризма, получило название правового государства. Поскольку практическая реализация этих принципов возможна лишь в государстве демократического типа, то к названию правовое обычно добавляют термин демократическое.

[ Под правом в широком смысле этого понятия имеется в виду не столько система или совокупность нормативных законодательных и подзаконных актов, а также международных договорно - правовых обязательств государства, сколько совокупность признаваемыхобществом ценностных ориентиров: всем известные и понятные нормы морали и нравственности, принятые в обществе и безусловно признаваемые людьми в качестве должного руководства к действию; основанные на нормах морали представления общества о справедливости, о добре и зле, о том, что способствует развитию общества по восходящей и поэтому должно защищаться и поощряться и о том, что препятствует общественному развитию, тормозит его, ведет общество к рецепции антигуманных, жестоких, нецивилизованных норм, традиций, порядков и поэтому должно пресекаться и наказываться;представления общества о естественном ходе вещей и событий, на котором основываются представления людей о нормальной, достойной человека жизни, которые и формируют в свою очередь представления общества о статусе индивида, правах и свободах человека, о том, что следует считать порядком в общественно – политическом устройстве страны и о том, что вызывает осуждение со стороны общества, раздражение людей, категорическое непринятие, готовность употребить широкий спектр средств для того, чтобы исправить положение. Именно такие морально – нравственные ценности и формируют в конечном итоге то, что принято идентифицировать как культурно – историческую идентичность народа, его своеобразный генетический код. Когда такие ценности заложены в качестве базовых, фундаментальных ориентиров в систему формализированных, юридически оформленных законодательных актов, возникают основания квалифицировать такие законы как правовые. Если же в фундамент законодательства закладываются противоположные нормы, то и квалификация их иная – юридически оформленный законодательный произвол.]

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц регламентируется правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, свободу индивида, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Принципы структурирования и механизмы функционирования правового государства.

Вышеобозначенные отличительные признаки, основные характеристики правового государства обеспечиваются не сами по себе, а могут быть реализованы и обеспечены лишь при условии создания эффективно и бесперебойно функционирующей системы государственности. Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его принципы структурирования и механизмы функционирования.

Принцип суверенитета народа выступает в качестве правовой основы государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является сувереном, исходным, основным и единственным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер, то есть призван служить средством реализации воли и интересов народа.

Принцип верховенства права означает, что право признается выше государственных политических, экономических, геостратегических, внешенеполитических, дипломатических и иных интересов; также это означает, что право признается выше идеологии и религии, выше интересов политических партий, в том числе и правящих, выше интересов общественных организаций и движений, различных публичных корпораций и субъектов экономической и хозяйственной деятельности.

При этом основным объектом права признаются не государство или общественныеорганизации и публичные корпорации, и даже не социальные общности по национальному, расово-этническому, поло-возрастному, религиозному признакам, по имущественному положению или роду занятий, по социальному происхождению, общественному статусу, должностному положению, месту проживания и т. д., которые в принципе никаких отдельных, особых, присущих только и исключительно им прав не имеют и иметь не могут, а именно - индивиды, каждый отдельно взятый человек. Именно индивид, личность в правовом государстве позиционируется как наивысшая социальная ценность, как своеобразный эпицентр политико - правовой и социально- экономической системы общества, и именно поэтому, в случае возникновения противоречий, расхождений, коллизий между нормами права с одной стороны и интересами государства и публичных корпораций с другой стороны, государство обязано в своих действиях руководствоваться нормами права, отстаивать нормы права как выражение интересов общества, состоящего из конкретных людей, индивидов.

Принцип конституционализма. Данный принцип представляет собой политико – правовую научно – теоретическую концепцию, на основе которой базируется система организации общественной жизни страны в различных ее аспектах, в том числе – и в плоскости организации системы публичной власти в стране.

Принцип конституционализма означает создание в стране системы права в узком смысле этого понятия как совокупности законодательных и подзаконных правовых актов, фундаментом которой является текст основного закона государства (конституции) и непротиворечащих ее нормам и принципам других законов страны, в основу которых заложены принципы права. При этом нормы конституции и других законов наделяются характером норм прямого действия и получают процессуально-процедурную «остнастку», что дает возможность правоприменять эти нормы напрямую, то есть без необходимости обращаться за разъяснениями к подзаконным актам исполнительно – бюрократической власти и этим обеспечивать юридическое верховенство законов по отношению ко всем иным нормативным актам, что в свою очередь и выступает как механизм обеспечения политического верховенства представительской власти по отношению к бюрократической.

Принцип универсальности, всеобщности права как еще одна важная характеристика конституционализма призван обеспечить связанность, ограниченность, регламентируемость нормами права самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не в праве его нарушать или игнорировать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами в соответствии со специально разрешительным принципом правопорядка для государства: разрешены и законны только те действия, которые предусмотрены законом, а все, что предписано законами – обязательно.

К сказанному следует добавить принцип выведения всех важнейших общественныхпроцессов и отношений в сферу регулирования исключительно законами, что позволяет стабилизировать правовое поле, избежать неоправданно быстрых и недостаточно обоснованных изменений, исключить возможность трансформаций системного порядка по воле какой-либо одной политической силы, исключить из сферы изменений принципы неприкосновенного ряда, создающие основу демократической системы. Этой же цели служит и жесткий, трудноизменяемый характер конституции.

Принцип парламентаризма касается механизмов выстраивания и функционирования правового государства как системы политического представительства, системы представительской формы правления. Будучи тесно переплетенным и связанным с принципом конституционализма, этот принцип обеспечивает механизмы реализации характеристик правового государства. К нему прежде всего следует отнести: выстраивание избирательной системы системы альтернативного, конкурентного типа; системы утверждения верховенства представительской власти над властью бюрократической; выстраивание такой системы работы парламента, которая не позволила бы превратить основной орган политического представительства общества в некое подобие декоративной ширмы, прикрывающей бесконтрольность и всевластие неконституционных центров власти и сохранить как базовый орган реального политического представительства и государственной законодательной власти.

Принцип разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенции этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую и таким образом создавать политический и правовой баланс ветвей власти. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей. Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной и местной властью.

Принцип незыблемости свободы личности, защиты ее прав, гарантий чести и достоинства. Первооснова правового государства - признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; они предоставлены в равной мере всем и каждому; их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц; перечень прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во многих международных пактах и декларациях мирового сообщества в лице ООН, ОБСЕ и ряде других документов. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления, - все эти и ряд иных принципов призваны воплотить в жизнь основные группы прав и свобод индивида. К таковым в первую очередь следует отнести: естественные и неотчуждаемые права и свободы личности; гражданские и политические права; социально-экономические права; гуманитарно-культурные права.

Особо важное место занимает группа правовых принципов, которые призваны усилить степень защищенности индивида, его чести и достоинства, собственности и свободы да и самой жизни от произвола власти в сфере прежде всего уголовного, то есть самого потенциально угрожающего личности судопроизводства. К таким принципам прежде всего необходимо отнести следующие: общедозволительный правовой принцип деятельности для человека; принцип презумпции невиновности индивида; принцип невозможности обратного действия законов во времени; принцип необязательности свидетельствовать против себя; принцип невозможности правоприменения законов, если они не доведены до сведения людей; принцип невозможности принятия новых законов или внесения изменений в действующие законы, если таковые ограничивают в объеме или урезают в количестве или тем более отменяют уже закрепленные в законах права и свободылюдей. Каждый из этих принципов имеет свою внутреннюю структуру и смысловое наполнение, однако, в своей совокупности они создают мощное правовое поле дополнительной защиты индивида.

Социальной опорой правового государства является сильное, развитое гражданскоеобщество. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истории человечества гражданское общество длительное время отождествлялось с государством. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государств формируются представления о гражданском обществе. Ж.-Ж. Руссо, формируя концепцию общественного договора, разграничил понятия "гражданское общество" и "государство". Он противопоставил государство (республику) и сообщество (ассоциацию) граждан как феномены, имеющие свои собственные задачи. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля. В отличие от своих предшественников, он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считает Гегель, гражданское же общество - это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Гражданское общество – это сложный, многокомпонентный, разноуровневый и многослойный социально – политический феномен, в основе которого находится сферареализации независимыми индивидами своих частных интересов вне системы государственногоконтроля или регламентации.

Еще один аспект определения сути гражданского общества квалифицирует его как системусамостоятельных и независимых от государства наиболее важных общественных институтов иотношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей отдельных людей, социальных групп и общества в целом.

Наконец, третий важнейший аспект, выражающий суть гражданского общества касается политической психологии народа, его политической ментальности, в основе которой находится твердое убеждение общества в подконтрольности государства, политической власти обществу, в том, что власть – это всего лишь механизм реализации интересов народа и защиты свобод индивида, что это система, которая создана людьми и содержится на средства людей. А это в свою очередь исключает страх людей перед властью, раболепие, утверждает свободное и раскованное общение народа с властью на любом ее уровне.

Гражданское общество имеет сложную структуру и для нее в основном характерны не вертикальные иерархические отношения, а горизонтальные, включающие в себя экономические, социальные, политические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не контролируемые и нерегламентируемые государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне сферы непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, ассоциации, социальные движения, органы общественной самодеятельности, иные публичные корпорации. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не иерархические, а партнерские связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Основы гражданского общества. Экономическим базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

 

Развитое гражданское общество возможно лишь на стадии развитой демократии. В демократических странах мира оно формировалось в течение не одного столетия. Особенно интенсивно эти процессы пошли в связи с победой буржуазных революций в Европе и Америке, которые позволили: транформировать институт частной собственности от феодального к нефеодальному типу и надежно защитить ее, что и создало необходимые условия для создания рыночной экономики; ликвидировать абсолютизм и утвердить новый тип государственности, основанный на представительском правлении; реструктуризировать социальную систему общества и обеспечить новый политический статус новым социальным группам и слоям; трансформировать политическую систему общества, введя многопартийную конкурентную систему, основанную на идеологическом плюрализме, и всеобщее избирательное право.

Гражданское общество – это продукт буржуазной эпохи, и оно было сформировано преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Задача гражданского общества - воспроизводство и прогресс социальной жизни, в центре которой стоит свободная личность. Права свободной личности, права человека и обеспечивает гражданское общество, в отличие от прав гражданина, обеспечиваемых государством.

Соотношение между правовым государством и гражданским обществом. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей - индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же - как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. Государство стремится подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.