Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвышение до добродетели




Учителя, желающие достичь успеха в их служении, должны культивировать гуну добродетели.

Но подождите минуту. Не я ли слышал возражения от преданных, попавших в тяжелое положение, из-за того, что они искренне стремились служить Господу в страсти? Не они ли выкрикивали из аудитории, что нет необходимости в добродетели, настойчиво утверждали, что преданные трансцендентальны к трем гунам материальной природы? Однажды Прабхупада затронул этот вопрос после лекции на воскресном пире на 26 Авеню. Когда Прабхупада закончил свою речь, я поднял руку и задал свой первый вопрос духовному учителю. Вопрос был задан в не смиренном тоне:

“Свамиджи, вы в своей лекции говорили, что преданные находятся в гуне добродетели. Но я думаю, что преданные трансцендентальны к гуне добродетели”. Хотя я не имел никакого представления и меня совершенно не интересовало, является ли гуна добродетели трансцендентальной или нет, я глупо искал противоречия.

Прабхупада мягко ответил: “Да, преданные трансцендентальны к гуне добродетели. Но в основном, они действует в гуне добродетели.” Чтобы понять тонкости этого утверждения, мы должны сначала рассмотреть положение всех обусловленных душ в материальном мире.

В соответствии с комментарием к Бхагавад-гите (18.60), если человек отказывается действовать под управлением Верховного Господа, тогда он будет вынужден действовать под влиянием гун, в которых он находится.

Каждый подвержен влиянию особого сочетания гун природы.

Напротив, чистый преданный, который постоянно занят служением Господу, не подвержен контролю гун материальной природы.

мам ча йо ‘вьябхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитьяйтан

брахма-бхуяя калпате

“Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы” (БГ 14.26).

Однако, в основном, преданные не находятся под контролем гун материальной природы полностью, как не являются они и полностью трансцендентальными, служа Господа при любых обстоятельствах. Эти преданные считаются трансцендентальными по милости духовного учителя, который предлагает их смешанное служение через цепь ученической преемственности Кришне. Но, поскольку преданный занимает трансцендентальное положение, благодаря искреннему служению духовному учителю, а не потому, что он сам действует таким образом, он считается трансценден-тальным.

Тот факт, что незрелый вайшнав-трансценденталист иногда помимо своей воли попадает под контроль гун материальной природы, был подтвержден Прабхупадой в 1976 году в беседе во Вриндаване: “Стать вайшнавом не так то легко. А иначе почему же они падают?”

В комментарии к 45 стиху 2 главы Бхагавад-гиты Прабхупада утверждает: “До тех пор, пока существует материальное тело, будут существовать действия и реакции в гунах материальной природы. Человеку необходимо научиться терпению. Такое трансцендентальное положение достигается в полном сознании Кришны, когда человек полностью зависит от доброй воли Кришны. Как незначительные духовные души, мы являемся вечной пракрити. И мы постоянно контролируемся, либо Кришной, либо представителями майи - тремя гунами материальной природы.

кришна сурйа сама

майа хайа адхикара

“Бог есть свет, невежество - тьма”. Где есть Бог, там нет невежества.

... Течение реки у берегов обладает большей силой, чем течение в середине реки. Также майа. Через гуны материальной природы она действует сильнее на те души, которые пытаются вырваться из среднего течения бушующей реки материальной жизни. Поэтому в эти мрачные периоды непреданности, когда мы находимся под контролем гун материальной природы, мы занимаем очень рискованное положение.

“О сын Бхараты, в гуне добродетели человек счастлив.

Страсть толкает его к кармической деятельности, а невежество покрывает знание человека и обрекает его на безумие” (БГ 14.9).

Таким образом, из-за сильного воздействия гун нечистая душа поддается требованиям добродетели, страсти и невежества и пренебрегает своим собственным истинным желанием любовного преданного служения Кришне.

Хотя связывают все три гуны, гуны страсти и невежества связывают гораздо крепче. Они наполняют нас сильными желаниями, глупостью и несовершенной проницательностью. Бхагавад-гита подтверждает это описанием пониманий, исходящих от каждой из трех гун природы.

“О сын Притхи, то понимание, посредством которого человек знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться, и чего не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относится к гуне добродетели” (БГ 18.30).

“О сын Притхи, то понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не следует, принадлежит к гуне страсти” (БГ 18.31).

“Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, о Партха, находится в гуне невежества” (18.32).

Хотя мы, как преданные, несомненно занимаемся преданным служением, мы склонны приправлять суп нашего преданного служения примесями страсти и невежества, оставшимися от нашей обусловленности.

В истории достаточно случаев, когда всеми трансценденталь-ными процессами, исходящими от предыдществующих ачарьев, пренебрегали под воздействием гун природы. Поэтому мы должны застраховать себя от этого, серьезно приняв сознание Кришны и защищая себя от страсти и невежества посредством активного сознания. Если мы посмотрим на качества страсти и невежества, указанные в Бхагавад-гите, мы легко увидим, почему их следует избегать.

Страсть: сильные привязанности, плодотворная деятельность, чрезмерные усилия, неконтролируемые желания и жадность, постоянная неудовлетворенность собственным положением, семейные привязанности, жадность, желание к чести, к почитанию, совершение жертвоприношений ради обретения почитания и поклонения, а также тенденция к спекуляциям.

Невежество: прихоти, бесцельность, неактивность, сумасшествие, глупость, страдание, несчастье, интоксикации, иллюзия, чрезмерный сон, деградация, лень, отречение от действий ради духовного блага и поиск счастья без заботы о том, как это повлияет на самореализацию.

Способность отличать качества невежества и страсти от истинной преданности для преданного так же важно, как и для садовника способность отличать цветок от сорняка. Из-за недостатка этого умения различать, преданный может поливать только лишь буйно растущие сорняки кармы и гйаны вместо истинного ростка преданного служения. Иногда нежелательные ростки, такие как ростки к желанию материального наслаждения или освобождению из материального мира вырастают вместе с ростком преданного служения. Разнообразие таких нежелательных ростков безгранично. Если преданный, не отличая росток бхакти от других ростков, будет поливать их водой, это кончится печально, поскольку другие ростки будут расцветать, тогда как росток бхакти-лата завянет.

Как только разумный преданный замечает, что рядом с его изначальным ростком вырос нежелательный росток, он должен вырвать его с корнем. Тогда истинный росток, бхакти-лата-биджа - преданное служение, быстро развиваясь, вернется домой, назад к Богу, и найдет прибежище у лотосных стоп Кришны.

Комментарий:

Если человек пал жертвой этих нежелательных ростков, он не сможет прогрессировать и возвратиться назад к Богу. Скорее, он останется в этом материальном мире и будет заниматься действиями, не имеющими ничего общего с чистым преданным служением. Такая личность может возвыситься до высших планетарных систем, но поскольку она остается в материальном мире, она будет подвержена тройственным материальным страданиям. (Ч.ч. Мадхйа-лила 19.158, 160, 161)

Строго следуя правилам и регуляциям садхана-бхакти, преданный автоматически развивает в себе все хорошие качества. Но если мы позволяем сорнякам майи вырасти наряду с ростком нашего преданного служения, мы не дадим хорошей возможности к росту бхакти-латы. Поэтому сорняковые тенденции, проистекающие из обусловленности страстью и невежеством, должны быть вырваны с корнем. Человек должен строго принять процесс сознания Кришны, действуя в гуне добродетели. Человек должен серьезно относиться к своей человеческой жизни и принять гуну добродетели и хорошее общение, чтобы возвыситься над гунами и утвердиться в сознании Кришны. Это цель человеческой жизни. (БГ 14.13 комм.)

Разобрав качества, рожденные страстью и невежеством, мы легко можем увидеть, что когда эти качества смешиваются с нашим преданным служением, они вносят беспокойства в нашу жизнь. Кришна постоянно направляет своего чистого преданного, но, поскольку такой преданный не обеспокоен сильными желаниями страсти и глупым невежеством, он может, не взирая на гуны, предаться указаниям Кришны.

Пока мы смешиваем гуны страсти и невежества с нашим преданным служением, наша преданность будет неполной. Поэтому, как сказал Прабхупада на 26 Авеню, преданный, в основном, действует в гуне добродетели.

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.2.19) он подтверждает необходимость гуны добродетели в качестве основного сознания для преданного. Преданное служение становится эффективным, когда полностью уничтожаются последствия страсти и невежества. Тот же момент подтверждается также в Шримад-Бхагаватам (1.1.20). Достижение успеха совершенства человеческой жизни возможно только тогда, когда человек возвышается над гунами страсти и невежества. Другими словами, когда он на самом деле становится брахманом по квалификации (качествам). Брахманы являются символом саттва-гуны, или гуны добродетели.

Брахманический уровень - это высочайший уровень человеческой жизни, благодаря хорошим качествам. Итак, человек не может быть преданным, пока он, как минимум, не квалифициро-ван как брахман.

И снова, в комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.4.24) говорится: Тему, которая объясняется в Ведах, могут понять только личности с исключительными качествами добродетели.

Личности, находящиеся в страсти и невежестве, не в состоянии понять тему Вед.

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.6.21) говорится:

Преданное служение начинается с того, когда человек освобождается как минимум от двух форм материальных гун, т.е. гун страсти и невежества.

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (27-39) утверждается, что тот, кто развил гуну добродетели под защитой Господа Вишну, получает величайший шанс освободиться, следуя принципам вайшнавов, и таким образом вознестись в царство Бога и не возвращаться более в этот исполненный страданий материальный мир. Но осквернение страстью и невежеством не лишает нас возможности заниматься преданным служением, скорее опытный духовный учитель использует эти гуны таким образом, чтобы мы смогли возвыситься до добродетели.

В Шримад-Бхагаватам (1.2.24) утверждает, что из всех гун гуна добродетели лучшая, поскольку благодаря ей человек может осознать Абсолютную Истину.

Комментарий: Как объяснялось выше, человек может освободиться от обусловленной жизни материального существования, благодаря преданному служению Верховной Личности Бога.

Здесь в дальнейшем подчеркивается, что человек должен возвыситься до гуны добродетели - саттвы - таким образом, чтобы он стал достоен заниматься преданным служением Господу. Но существуют препятствия прогресса на этом пути. В любом случае даже с уровня тамаса можно постепенно подняться до уровня саттвы, благодаря указаниям опытного духовного учителя.

В комментарии к Бхагавад-гите (17.2) говорится: Но природные качества (природа, которую человек получил, общаясь с тремя гунами материальной природы) человека могут измениться, если он будет находиться в обществе истинного духовного учителя и будет жить в соответствии с его наставлениями и наставлениями шастр.

Постепенно человек может изменить свое положение и подняться от невежества к добродетели или от страсти к добродетели. Итак, человек должен смотреть на окружающий мир со вниманием, используя разум и находясь в контакте с истинным духовным учителем. Так человек сможет изменить свое положение, перейдя на более высокую гуну природы. Таким образом, служа Кришне через духовного учителя ученик постепенно поднимает уровень своего сознания с невежества до страсти, от страсти до добродетели.

Однако, если мы являемся учителями в гурукуле, и наше служение связано с этими восприимчивыми маленькими вайшнавами, мы должны быстро развить свое сознание до добродетели. Преподавать сознание Кришны не предназначено для тех преданных, которые переживают внутри себя борьбу. Учителя должны быть тверды, они должны быть инициированными преданными. В противном случае, как они дадут детям правильную информацию и подадут правильный пример?

Письмо от Прабхупады (16.02.72): Учите качествам брахмана, указанным в Бхагавад-гите. Эти качества естественным образом будут развиваться, если вы будете давать процесс чисто. Информация содержится в моих книгах. Если вы строго следуете моим наставлениям, тогда ваша программа по обучению обретет успех.

Письмо (19.08.74): Наглядный пример лучше, чем какие-то правила. Если учителя будут находиться в страсти или невежестве, дети получат неправильные идеи о сознании Кришны. Например, центральный принцип обучения в гурукуле - покорность. Шрила Прабхупада утверждает в комментарии к Шримад-Бхагаватам (3.12.20): Пока ученик не покорен, не смиренен, несомненно этот так называемый брахмачари падет под натиском секса.

Когда мальчик еще маленький и находится в гурукуле, он учится, как полагаться в требованиях его ума на наставления духовного учителя или учителя гурукулы.

Когда ученику исполняется 16 лет, его взаимоотношения с духовным учителем изменяются, и он получает больше независимости. Но до 16-летнего возраста ученик должен бояться не подчиняться своему духовному учителю. Таким образом, когда ученик станет старше, он будет бояться не покориться его тренированному разуму, который обладает способностью различать в соответствии с шастрами и гуру.

Когда ученик маленький, учитель занимает место его незрелого разума. Такова трансцендентальная система. Представте себе, если этот человек, которому ребенок должен предаться, не может чисто давать Кришну. Если учитель представляет процесс сознания Кришны вместе со своими надуманными спекуляциями, как ребенок сможет получить истинные наставления? Если учитель склонен к жадности, амбициозности, глупости, страданию, иллюзии, лени, и если он ищет наслаждение от соприкосновения чувств с их объектами, откуда ребенок получит пример удовлетворенности в чистой, простой и аскетичной жизни в сознании Кришны? Впоследствии ребенок может даже подумать:

“Мой учитель требует от меня примерного поведения, но сам он не ведет себя примерно”. Таким образом, даже хороший ребенок может потерять свою веру и стать циничным.

Учитывая нашу великую ответственность к будущим проповедникам ИСККОНа, иы, учителя, должны поддерживать себя в гуне добродетели и строго следовать трансцендентальной системе гурукулы, пришедшей к нам из наставлений Шрилы Прабхупады. Мы не должны впадать в заблуждение и думать: “зачем мне действовать в добродетели? Я трансцендентален”.

Вместо этого мы должны признавать добродетель как желаемое и основное сознание, в котором мы должны выполнять служение. Мы должны культивировать гуну добродетели, строго следуя принципам садхана-бхакти, регулярно читая книги Шрилы Прабхупады. Шринватам сва катхах кришна, пунйа шраванам киртанам и, выполов все остатки нежелательных сорняков страстных и невежественных желаний, мы также должны помнить, что Шрила Прабхупада, вместо того, чтобы давать определение добродетели просто как материальному качеству, часто приравнивал добродетель непосредственно к сознанию Кришны.

на двештй акушалам карма кушале нанушаджджате

тьяги саттва-самавишто медхави чхинна-самшаях

 

“Разумный человек, находящийся в гуне добродетели, не ненавидит неблагоприятную работу, как и не привязан он к благоприятной, что же касается работы вообще, то у него нет сомнений на этот счет”. Комментарий: Человек в сознании Кришны или гуне добродетели не ненавидит никого и ничего, что причинняет беспокойства его телу. Он работает в должное время и в должном месте, не страшась каких-либо неприятных последствий своей деятельности. Такой человек, находящийся на трансцендентальном уровне, действительно обладает разумом и стоит выше всяких сомнений относительно своего долга. (Б.Г.18.10)

мукта-санго ‘нахам вади дхритй-утсаха-саманвитах

сиддхй-асиддхьор нирвикарах карта саттвика учьяте

 

“Тот, кто исполняет свой долг, свободный от влияния гун материальной природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне добродетели”. Комментарий: Тот, кто пребывает в сознании Кришны, не ждет результатов от деятельности, возложенной на него, ибо стоит выше ложного эго и гордости. Тем не менее, он всегда полон воодушевления касательно завершения своей работы.Его не беспокоят взятые на себя трудности, он всегда полон энтузиазма. Он безразлично относится к успеху и неудаче, одинаково чувствует себя как в горе, так и в радости. Такой человек действует в гуне добродетели.(Б.Г.18.26)

дхритья яя дхараяте манах пранендрия-криях

йогенавьябхичаринья дхритих са партха саттвики

 

“О сын Притхи, непоколебимая решимость, неотступно поддерживаемая практикой йоги, и которая таким образом контролирует деятельность ума, жизни и чувств, есть решимость в гуне добродетели”. Комментарий: Тот, кто решительно и неизменно сосредоточен на Параматме, направляя свой ум, жизнь и чувственную деятельнасть на всевышнего, отдает себя сознанию Кришны. Такая решимость в гуне добродетели.

Конечно, развивать гуну добродетели ради самой добродетели опасно. Человек может попасть вод влияние добродетели и ограничиться ею. Поэтому человек должен постоянно помнить, что его дело - просто служение Кришне. Стать “хорошим” брахманом или кем-то еще помимо чистого слуги Кришны - просто майа. Шримад-Бхагаватам ясно утверждает по поводу этого момента: Вы не можете удовлетворить Верховную Личность Бога, став совершенными брахманами, полубогами, великими святыми или благодаря совершенным знаниям этикета, а также широкой учености. Господь удовлетворяется лишь в том случае, если человек неуклонно и чисто предан Ему (ШБ,7.7.51,52). Бхагавад-гита также говорит об опасности, описывая, как человек может стать обусловленным счастьем в добродетели и как человек может загордиться, что он лучше, чем кто-либо еще, или стать самодовольным, удовлетворяясь тем, что стал интеллектуальным. Но, несмотря на эти опасности, учителя должны принимать наставления Кришны о том, как выбраться из тяжелого положения осквернения страстью и невежеством. Таким образом, преданные отвергают добродетель как конечную цель, принимая ее в качестве трамплина к чистому преданному служению.

В заключение, чтобы показать, как гуна добродетели может помочь нам в обучении сознанию Кришны, дается кампелляция некоторых качеств, перечисленных в Бхагвад-гите как рожденных из добродетели. Можно легко увидеть, насколько эти качества существенны для преданных, желающих стать хорошими учителями. Практически говоря, эти качества существенны для любого преданного, желающего заниматься чистым преданным служением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.