Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные неверные подходы при работе с контекстом




Заключительный период смены

В момент завершения островов, когда участники возвращаются на базу, важно организовать пышную встречу, на которой необходимо подчеркнуть, что все участники герои и победители, несмотря ни на что. Что бы ни случилось во время остров, кто бы как себя ни повел (храбро или не очень, показал себя сильным, или не особенно), все равно все они победители. Каждый получил свой собственный уникальный опыт, в котором прошел до той точки, которую сам себе определил.

Далее необходимо подвести итоги для каждого участника (оформить полученный на островах опыт). Сопоставляются цели и желания, поставленные на острова в начале программы и непосредственно перед высадкой, с тем, что реально получилось. Это можно сделать на вечерних посиделках у костра или в индивидуальной беседе (важно, чтобы это не выглядело формально, все самое важное говорится в разговоре «за жизнь»). Важно проговорить ощущения сразу после островов. Для этого организуется общие (или по десяткам) посиделки у костра, где рассказываются различные байки с островов. Здесь можно проследить как общий эмоциональный фон, так и настроение, состояние каждого участника.

Содержательным выходом разговоров после островов будет понимание каждым участником (или теми, кто захочет об этом думать) того, что с ним произошло за эти двое суток. Что удалось из того, что хотелось, а что нет (и почему). Какие трудности возникали и как удалось с ними справиться. Важно проводить параллель с реальной жизнью. Где и в каких ситуациях можно использовать полученный на островах опыт. Тем самым мы так же решаем задачу переключения сознания участника от жизни на программе к реальной жизни.

 

 

При прояснении контекста Робинзонады нельзя не упомянуть о возможных неверных подходах и ошибках инструкторов. Это те моменты, которые могут загубить реализацию контекста программы и превратить ее в простой, хотя достаточно увлекательный, выход взрослых и детей на природу. Конечно, мы не сможем охватить всех возможных ошибок, многому вам предстоит учиться на собственном опыте, однако мы постараемся упомянуть и объяснить наиболее частые и серьезные просчеты инструкторов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. От ошибок не застрахован никто, но для инструктора особенно важно понимать смысл своих действий, всегда быть в контексте программы и строить свою работу исходя из него.

Самую распространенную ошибку, которую совершают многие инструктора, можно условно обозначить так «Надеть участнику ведро», особенно на начальном этапе смены, когда начинается работа по погружению в контекст.

«Надеть ведро» – это значит в любой сложной для участника ситуации с назидательным видом рассказывать ему о том, как поступать правильно, а как – неправильно. На наш взгляд, участник должен сам прийти к пониманию, сформулировать свое мнение, выбрать собственное верное решение или правильный способ действия. Задача инструктора здесь не преподносить все на блюдечке, лишая участника возможности задуматься и увидеть себя в проблеме, а помочь разобраться со сложившейся трудностью и найти необходимые ресурсы для ее преодоления, в себе или в окружающей среде.

Беда многих инструкторов заключается в том, что, ощущая себя взрослыми, они стремятся реализовать свою взрослость именно в назиданиях и рассказах о том, как надо и как не надо. В конце концов, кто сказал, что инструктор знает все ответы и знаком со всеми ситуациями? Здесь, на наш взгляд, инструктор должен продемонстрировать пример размышления над ситуацией, пример поиска вариантов ее разрешения. Конечно, этот подход реализуется в том случае, если сложившаяся ситуация не угрожает жизни и здоровью ребенка.

Жизненно необходимым моментом в жизни лагеря является приготовление пищи. И здесь традиционно инициатива в руках тех, кто хочет, есть или тех, кто дежурит. Все зависит от того, как договорились о приготовлении пищи в десятке в начале смены. Вообще договор и вариантах режима питания – это отдельная история…

Здесь речь пойдет о том, что неверным подходом является излишняя инициатива инструктора в решении этой задачи. Если инструктор будет постоянно сам готовить еду, то участники не поймут и не воспримут самостоятельное приготовление пищи как собственную задачу обеспечения жизнедеятельности (исключается, конечно, момент, когда приходит очередь инструктора дежурить или когда дети совсем юного возраста). Так же ошибочным можно считать такой пример, когда инструктор долгое время готовит сам, полагая, что тем самым показывает пример участникам, а потом неожиданно объявляет им, что все, теперь это их «панамка».

На наш взгляд, целесообразно постепенно включать участников в совместное приготовление пищи, чтобы они могли постепенно осваивать все необходимые для этого процедуры. Чтобы этот процесс стал знаком и привычен. Причем, когда участник самостоятельно готовит пищу, важно, чтобы инструктор находился поблизости и мог вовремя проконсультировать или эмоционально поддержать участника («Давай, давай, вот и огонь у тебя уже хорошо горит, сейчас вода закипит…»).

Опасным моментом в совершении участником первоначальных проб в какой-либо деятельности являются оценочные суждения, высказываемые инструктором. Конечно, совсем удержаться от оценки трудно, и было бы неправильно говорить, что оценка это всегда плохо, нет. Мы говорим об оценках типа: «Ну-у-у, ты как всегда…, …Вот вечно ты …, …с такой грацией пожалуй, не научишься ходить на байдарке…, …каши мало ел… и т.д.». К сожалению, жизнь показывает, что подобного рода суждения с молоком матери впитались в нас с мыслью о стимулирующем эффекте их действия. Однако не всегда отрицательная оценка является стимулом к самосовершенствованию. У большинства она наоборот отбивает охоту что-либо делать вообще. В то время как положительный отзыв оказывает поддерживающий эффект, добавляет участнику уверенности в том, что он на правильном пути.

«Нельзя!». Вообще принято считать, что такого слова на программе «Робинзонада» нет. Целесообразнее спросить – «А имеет ли смысл?», «А как ты думаешь, можно?». Важно, чтобы участник осознал такую мысль, что в принципе в жизни можно и возможно все, главное чтобы это было безопасно для тебя и для других и имело смысл (хотя бы какой-то).

 

При работе на смене большое значение имеют слова и термины, которые мы используем. Очень часто можно услышать от робинзонов и от инструкторов такое высказывание: «Ты отпросился?». Именно такие мелочи могут сильно влиять на ход всей программы, поскольку за похожими внешне словами могут лежать очень разные смыслы.

 

Разберем наиболее часто встречающиеся примеры («проколы»):

· «Отпросился». При создании договоренности очень важно использовать и даже подчеркивать именно слово договоренность – тогда оно перейдет в образ действий. Например:

- Мы хотели отпроситься….

- Друзья, давайте договоримся о замене слова «отпроситься» на «договориться», идет? Итак, о чем вы хотели со мной договориться?

Немного «масло масляное», но иногда это нужно для результата. Можно еще спросить робинзонов о различиях этих понятий.

· «Вожатые». Важно привносить в лексикон понятие слова «инструктор», чтобы перестроить восприятие лагеря с «пионерского» на иное, Робинзонадовское.

· «Дядя Юра, Вы…» для создания партнерских отношений неплохо договориться о переходе на «ты».

 

История программы робинзонады уходит своими корнями в уже далекое прошлое, в настоящее время ежегодно за лето проходит более 10 программ, и сейчас уже можно говорить о целом поколении школьников выросших на этой программе. Естественно многие школьники приезжают на программу неоднократно. Становясь «стариками», они не ходят на испытания, объясняя это тем, что все, что здесь будет предложено, ими уже освоено и не раз применялось на практике. Причиной такого явления является в то же время то, что зачастую инструктора идут по накатанной программе, не предлагая старичкам и бывалым каких-либо амбициозных вариантов испытаний, нацеленных на повышение сложности, кроме того, нет широкой практики разработки индивидуальных испытаний для ребят с уже имеющимся туристическим опытом. На наш взгляд, еще одним способом разрешения такой ситуации является предоставление возможности «бывалым» ребятам выступать с организаторами испытаний для юных «Робинзонов».

 

Мы рассмотрели лишь несколько самых распространенных ошибок инструкторов; конечно, список их этим не ограничивается. Однако, гораздо важнее понять, как можно избежать ошибок, как вжиться в контекст настолько, чтобы все наши действия соответствовали основным ценностям и принципам программы? Тут сложно дать какой-то однозначный исчерпывающий ответ. Пожалуй, единственное, что мы можем посоветовать – всегда следить за тем, что и зачем мы делаем или говорим, какую цель в данный момент преследуем. Зачем мы что-то советуем или навязываем ребенку? – чтобы он «не мучился»? чтобы показать, как много мы знаем сами? чтобы нам было удобнее? чтобы сэкономить время? Инструктор всегда должен помнить, что важнее всего собственный опыт ребенка, его решение, его выбор, его личный уникальный путь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.