Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У робинзона никак не получается развести костер




Инструктор: Э, да ты все делаешь не так! Смотри, все остальные уже давно разожгли, а ты хуже всех получаешься.

В такой ситуации у робинзона, скорее всего, возникнет чувство обиды, неловкости, а то и злости, а желание пробовать дальше может, наоборот, совсем пропасть. К тому же этот участник вряд ли будет впоследствии доверять инструктору, который так с ним обошелся.

В этой ситуации участника, прежде всего, необходимо поддержать, а потом попытаться навести его на правильный путь решения проблемы.

Инструктор: Никак не хочет гореть. (нейтральная, безоценочная констатация факта) Если хочешь, я тебе помогу. (запрос на помощь – вероятно, участник захочет еще какое-то время попробовать сам, и не стоит лишать его этой возможности) Или хочешь – давай попробуем вместе. (присоединение к участнику для совместного решения проблемы)

 

Здесь стоит упомянуть об одном психологическом законе, который очень важен при работе с детьми. Этот закон основан на понятии зоны ближайшего развития (ЗБР), описанном российским психологом Л. Выготским.

В каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослым. Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с мамой (или с инструктором), и именно благодаря тому, что это было «вместе». Зоны дел вместе – это «золотой запас» ребенка, его потенциал на ближайшее будущее, поэтому ее назвали зоной ближайшего развития.

Наиболее актуально это понятие для младшего возраста, однако этот закон не перестает действовать и на более поздних этапах развития ребенка. К тому же, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален, он отличается от других своим прошлым опытом, способностями, способами получения нового опыта. Так, например, один робинзон сможет сам научиться разводить костер на основе уже имеющихся у него знаний, второму будет достаточно теоретического объяснения, а третий сможет освоить этот навык, только попробовав для начала вместе с инструктором. Важно уметь понимать, на что способен каждый конкретный ребенок, и не навязывать ему способов, которые будут для него неэффективны.

 

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не сможет выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому

2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.

 

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не попросит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему «С тобой все в порядке. Ты, конечно, справишься!»

При этом позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и набираться собственного опыта.

 

Четыре результата учения:

  1. Знание, которое получает ребенок или умение, которое он осваивает.
  2. Тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя (и далее – учить других)
  3. Эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
  4. След ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях

 

Не стоит ориентироваться только на первый результат (т.е. непосредственно на полученное знание или умение)! Три других также не менее важны как для развития отношений ребенка и инструктора в рамках программы и, как следствие, ее успешности, так и для жизненного опыта ребенка в целом.

 

Есть еще несколько важных правил конструктивного общения с ребенком и грамотного построения совместной деятельности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.