Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие внимание




Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Дискуссия о психическом статусе внимания

Многозначность определения внимания

Внимание и память

Общее представление о внимании

Внимание – процесс концентрации сознания или психической активности на каком-либо объекте.

По У.Джемсу – внимание – ясная, яркая форма содержания сознания, выделяемых из нескольких объектов или потоков мыслей; а также это фокусировка, концентрация сознания, которое составляет его суть.

Вундт – внимание можно изучать, исследовав сознание, которое он сводил к содержанию внимания.

Узнадзе – внимание – это более или менее продолжительная задержка активности на предмете, фиксирование познавательных сил на нем.

Н.Ф. Добрынин – внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Один из необходимых моментов обсуж­дения – старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным процессом или оно – сторона, аспект любой психи­ческой деятельности.

С.Л. Рубинштейн считал, что внимание – динамическая ха­рактеристика протекания познавательной деятельности: выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание – это избира­тельная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углуб­ленность в направленную на объект по­знавательную деятельность (Рубинштейн). Такого же взгляда придерживались Н.Ф. Добрынин и Ю.Б. Гиппенрейтер.

П.Я. Гальперин полагал, что внимание можно рассматривать как особое умственное действие, и определял его как свернутое (автоматизированное) действие контроля.

 

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.

Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любо­го другого психологического процесса или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне не­зависимое психическое состояние человека, специфический внутрен­ний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характери­стикам других познавательных процессов.

Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в чистом виде невозможно. Однако существуют и особенности внимания – наличие наблюдаемых и измеримых характеристик – объем, концентрация, переключаемость и т.д.

Можно выделить две группы факторов. К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека: составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внима­ния, сближаются с факторами структуры восприятия. К этой группе относятся: интенсивность (сила), новизна и структурная организация раздражителя.

Ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта. В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и установки субъекта на его восприятие и на протека­ние его деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.